Татьяна Скрягина
Консультация для родителей «Когда же нужно начинать рассказывать, насколько опасны и страшны шалости с огнем?»
▼ Скачать + Заказать документы
Когда же нужно начинать рассказывать и наглядно показывать детям, насколько опасны и страшны шалости с огнем?
Осторожности в обращении с огнем нужно учить с первых лет жизни. Это необходимо еще и потому, что чаще всего пожары возникают по вине детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Публикация «Консультация для родителей „Когда же нужно начинать рассказывать, насколько опасны и страшны шалости с огнем?“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Консультации для родителей
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Консультации для родителей
- Темочки
В каждой семье есть свой подход к обучению ребенка правилам обращения с огнем, со спичками, с электронагревательными приборами, розетками, телевизорами. Но чаще всего эта учеба, к сожалению, начинается после беды. А ведь можно начать говорить об этом намного раньше. Вот один из вариантов родительского воздействия на психику ребенка. Он проявляет интерес к игре со спичками. Запреты родителей не помогают. Мальчик (или девочка) ' продолжает тайком зажигать спички. Видя упорство ребенка, родители могут прибегнуть к другому воспитательному приему. Можно повесить на кухне красочный плакат, на котором изображен пожар, возникший из-за шалости детей с огнем. Девочка на плакате изображена испуганной, мальчик — плачущим.
С этого времени каждый раз, когда малыш начинает тянуться к спичкам, мама говорит ему: «Не бери спички. Видишь, что нарисовано на картине, какая беда случилась оттого, что мальчик и девочка играли со спичками». И в сознании ребенка постепенно начинает укрепляться понятие о том, что спички — не забава, играть с ними очень
опасно.
Приемов, отвлекающих детей от шалостей с огнем, много. Но лучше всего не оставлять их без присмотра и прятать от них все то, что можно зажечь, и прежде всего — спички. Не так трудно, уходя из дома и оставляя детей без присмотра, перекрыть газ, а зная, что вернешься засветло, и пробки вывернуть.
ЗЛЕЙШИЙ ВРАГ ЛЕСА
У леса есть злейший враг — огонь. Все то, что создано природой или посажено человеком за долгие годы, может погибнуть от огня в течение нескольких часов. Лесной пожар страшен : красивейшие места отдыха превращаются в мертвые гари с обуглившимися стволами и бесформенными
грудами повалившихся деревьев. Птице здесь негде свить гнездо, прочь уходит зверь.
Если горит лес, опасности подвергаются оказавшиеся в нем люди, целые населенные пункты, производственные объекты, линии электропередач, нефте- и газопроводы.
Почти все леса нашей страны находятся на территории Российской Федерации. Приходит лето, и в многочисленных подразделениях Главного управления охраны и защиты леса Министерства лесного хозяйства РСФСР объявляется готовность номер один. Над зеленым океаном начинают патрулировать самолеты и вертолеты. На страже и наземная служба, работники лесных пожарно-химических станций. Тем не менее, далеко не всегда удается предотвратить и вовремя потушить пожар.
Статистика свидетельствует о том, что в 9 случаях из 10 лесные пожары вызывает поведение людей. Наиболее частая причина бедствий — не затушенные костры, брошенные окурки, спички, сжигание сухой травы.
Не случайно в жаркий период лета исполкомы Советов народных депутатов вынуждены принимать специальные постановления об ограничении доступа в лес. Для массового отдыха населения выделяются менее опасные участки леса, оборудованные для этой цели. Здесь предусмотрены даже места для разведения костров.
Однако совсем не просто удержать детвору, особенно в сельской местности, от соблазна погулять по лесу, а при случае, несмотря на запреты, и костер развести, причем в такое время, когда взрослые трудятся в поле и контроль за ребятами ослаблен.
Середина мая, начало лета — самое опасное время для леса. Сухими, как порох, становятся прошлогодние травы, старые листья, толстый слой мха. А тут еще необычные для этого времени жара да суховей, переходящий в сильный ветер. В такую пору искры в сухом лесу достаточно, чтобы вызвать лавину огня. И нередко виновниками лесного пожара становятся дети.
Учащийся Дубровской неполной средней школы Троицкого района Челябинской области Андрей С. с братом отправились в жаркий день в лес. На опушке развели костер. От него огонь распространился по сухой траве к лесу. Ребята убежали. Подоспевшие жители деревни с трудом потушили огонь. Молодые деревья сгорели на участке в полгектара.
В Красноармейском районе Челябинской области трое учащихся отправились на рыбалку. В ожидании «клева» развели костер и принялись печь картошку. В это время в воздухе появился патрульный самолет авиалесоохраны. Зная о том, что в связи с жаркой погодой разводить костры в лесу запрещено, мальчишки убежали.
Огонь тем временем перекинулся на лес. По сообщению, полученному от летчика, на место загорания подоспели работники лесной охраны. Пожар был потушен.
Из года в год ущерб природе наносит сжигание по весне сухой травы на лесных прогалинах, лугах и стерни на полях, на землях государственного лесного фонда и на зе-мельных участках, непосредственно примыкающих к лесу, к защитным и озеленительным насаждениям, в пригородных парках и вдоль железнодорожного полотна.
Огонь пожирает не только надпочвенный сушняк, но и губит осенний самосев растений, корки и корешки, проклюнувшиеся живые ростки. Обгорают низовые и даже верхушечные ветки кустарников, ожоги повреждают кору на комлях деревьев. Оголенная, выжженная земля становится беспомощной против многих невзгод. Верхний, самый плодородный слой ее, скрепляемый паутиной корней, густой дерниной, лишившись этой защиты, легко выдувается ветром, его размывают вешние воды и дожди, бороздят промоины.
Особенно пагубны так называемые сельскохозяйственные палы, когда горят травы на лугах и пастбищах, стерня, солома на полях. Работники лесного хозяйства считают палы своим опаснейшим врагом. Из-за них ежегодно возникает множество пожаров. Не случайно Правилами пожарной безопасности в лесах предприятиям и организациям, отдельным гражданам запрещено выжигать сухую траву, стерню, проводить сельскохозяйственные палы.
Однако во многих хозяйствах эта вредная практика продолжается. И совсем непростительно, когда к проведению палов руководители хозяйств привлекают школьников.
Лес может загореться по причине, которую сразу и не выявишь. Например, бутылка или осколок от нее, брошенные на освещенной солнцем лесной поляне, фокусируя лучи, могут сработать как зажигательные линзы.
В 1979 г. коллегии Министерства лесного хозяйства РСФСР и Министерства просвещения РСФСР, утвердили «Положение о школьном лесничестве». Речь идет об объединениях учащихся средних или восьмилетних общеобразовательных школ, призванных воспитывать у них любовь и бережное отношение к природе, расширять и углублять знания в области биологии, других естественных наук. Среди задач, возлагаемых на школьные лесничества, есть и такая, как содействие государственной лесной охране в проведении мероприятий по охране лесов от пожаров. В жаркий период учителя и специалисты лесного хозяйства, привлекаемые к руководству работой школьных лесничеств, организуют патрулирование ребят на закрепленных за объединениями участках леса, выявляют с их помощью факты нарушения правил пожарной безопасности взрослыми и детьми, добиваются принятия мер воздействия к нарушителям.
Более 200 га леса спасли ученики Стрекаловской восьмилетней школы Курской области. Об этом случае писали в «Комсомольской правде».
В четыре часа дня в пожарной части поселка Хомутовка раздался телефонный звонок. Мальчишеский голос прокричал:
— Дяденька, у нас лес горит! Приезжайте быстрее, нам одним не справиться.
В тот день ученики Стрекаловской восьмилетней школы с преподавателем Г. В. Саввиди собирали в поле лекарственные травы. Работа близилась к концу, когда кто-то из ребят заметил дым, поднимавшийся над ближним лесочком.
Первыми на велосипедах к опушке примчались Виктор Гладилин и Геннадий Бабичев. За ними подбежали другие ребята — Саша Сухоруков, Сережа Федяев, Саша Титов и Сережа Жуков. В лесу бушевал огонь. Рассыпая искры, свечками горели две сосны. По прошлогодним сухим листьям и сучьям огонь подбирался к соседним деревьям. Ребята быстро оценили обстановку: надо было преградить огню дорогу, чтобы пламя не распространилось дальше. Гену Бабичева на велосипеде послали в село сообщить пожарным, а сами сняли рубахи, намочили их в ближайшем роднике и стали сбивать пламя. Когда приехала пожарная машина, огня почти не было.
Вот несколько советов ребятам на тот случай, если они, находясь в турпоходе, на прогулке, собирая ягоды или грибы, заметят в лесу огонь. Небольшой пожар можно поту шить своими силами. Для этого достаточно пучка веток от деревьев лиственных пород или деревца длиной 1,5—2 м. Если наносить ими скользящие удары по кромке огня сбоку в сторону очага пожара, горючие материалы как бы сметаются на уже выгоревшую площадь. Сбив основное пламя, при следующем ударе по этому же месту пучок ветвей задерживают, прижимают к горящей кромке, поворачивают его, охлаждая таким образом горючие материалы.
Если под руками имеется лопата, вдоль кромки огня копают ямки, грунт из которых бросают в нижнюю часть пламени. Сначала сбивают пламя, затем, остановив пожар, насыпают на его кромку грунт сплошной полосой высотой 6—8. см, шириной 40—60 см.
Распространение лесного пожара можно остановить, сгребая на пути движения огня горючие материалы. Ширина очищенной полосы должна составлять не менее 0,5 м.
Если же вблизи от места загорания окажется водоем, надо воспользоваться водой для тушения огня. Огонь можно легко затушить в самом начале пожара. Но для этого надо иметь под руками хотя бы какие-то первичные средства тушения пожара. И не случайно работники лесной охраны требуют, чтобы каждая группа (будь то взрослые или дети, выезжающая в лес на отдых или в турпоход, имела при себе топор, лопаты, ведра и смогла, в случае необхо-димости, оказать неоценимую помощь лесу — сберечь его от огня.
При невозможности потушить пожар своими силами каждый должен незамедлительно сообщить о нем работникам лесного хозяйства, милиции или в исполнительный комитет.