Елена Анферова
Консультация «Для чего нужно развивать дыхание у детей?»
▼ Скачать + Заказать документы
Дыхание — это один из важнейших физиологических процессов. от дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, работоспособность и выносливость. согласно статистическим данным, уровень распространенности заболеваний органов дыхания у детей очень высок. Дыхательная система малышей несовершенна. Жизненная емкость легких мала, а потребность в кислороде велика. Слизистая дыхательных путей очень нежная, легко воспаляющаяся.
Дыхательная гимнастика в дошкольном возрасте преследует следующие задачи:
Публикация «Консультация „Для чего нужно развивать дыхание у детей?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речевого дыхания. Консультации
- Темочки
-повышение общего жизненного тонуса детей, сопротивляемости, закаленности и устойчивости организма к заболеваниям дыхательной системы
Различаются четыре типа дыхания :
-нижнее или «брюшное», «диафрагмальное» (в дыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остается без изменений: в основном вентилируется нижняя часть легких и немного — средняя) :
-среднее или»реберное»(в дыхательных движениях участвуют межреберные мышцы,грудная клетка расширяется и несколько поднимается вверх; диафрагма также слегка поднимается);
-верхнее или «ключичное»(дыхание осуществляется только за счет поднятия ключиц и плечей при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы; в основном вентилируются верхушки легких и немного — средняя часть;)
- смешанное или «полное дыхание йогов» (объединяет все вышеуказанные типы дыхания, при этом равномерно вентилируются все части легких).
существует несколько различных методик проведения дыхательной гимнастики.
1) Методика дыхательной гимнастики Б. С. Толкачева.
2) Методика дыхательной гимнастики К. П. Бутейко.
3) Методика звукового дыхания М. Л. Лазарева.
4) Методика дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой
перед выполнением упражнений необходимо позаботится о создании условий:
-Ребенок должен хорошо прочистить нос (если нос забит, то упражнения не принесут никакой пользы);
-Одежда не должна стеснять движений грудной клетки;
-Упражнения выполняются на улице (при комфортной температуре воздуха) или, в крайнем случае, в хорошо проветренной комнате.
Гимнастикой можно заниматься как индивидуально, так и с группой детей. Продолжительность занятия — от 10 до 20 минут. Это зависит от возраста детей, их индивидуальных возможностей и самочувствия. проводя дыхательную гимнастику с группой детей, необходимо учитывать состояние каждого ребенка: при необходимости делать паузы, менять темп выполнения на более медленный, уменьшать дозировку в упражнении. При легком головокружении можно предложить выполнить упражнение сидя на стуле либо вовсе его пропустить, придерживаясь главного принципа «Не навреди»
Чтобы научить ребенка делать упражнение. педагогу предварительно необходимо самому освоить технику его выполнения. при обучении детей сначала рекомендуется показать упражнение, а потом предложить детям его выполнить. Иногда, чтобы добиться от детей качественного выполнения упражнения, требуется индивидуальная работа. во время занятий полезно не только «руководить», но и время от времени делать упражнения вместе с ребятами. Это и не помешает личному здоровью, и будет служить лучшим ориентиром, особенно для младших дошкольников.
с целью систематического использования — дыхательные упражнения включены в комплексы оздоровительной гимнастики после сна, утреннею гимнастику и физкультурных занятий.
При разработке комплексов необходимо учитывать:
-эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей.
-доступную степень сложности упражнений для детей разного возраста.
-степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры, вентиляцию всех отделов легких и т. д.
Занимаясь дыхательной гимнастикой, важно следить, чтоб у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах).
Кроме предложенных специальных упражнений некоторые привычные детские развлечения тоже являются хорошими упражнениями, укрепляющими органы дыхания. Это такие интересные занятия, как надувание воздушных шариков, выдувание мыльных пузырей, «бульканье» в стакане с водой через соломинку, свист в свисток, игра на дудочке, трубе, губной гармошке.
Важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем. Все мы, педагоги, родители хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар.
«Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов»