Ирина Лупашку
Консультация для родителей «А разве нам нужно к логопеду?»
▼ Скачать + Заказать документы
Долгие годы учителя - логопеды ежегодно обследовали детей массовых садов. Затем знакомили с результатом обследования родителей. Одним рекомендовали контроль над звукопроизношением детей, другим - перевод ребёнка в специализированный детский сад, для занятий с учителем - логопедом. Совсем недавно от этой практики отказались. Теперь родители сами вправе решать, нужны ли их детишкам логопедические занятия. И оказалось, что родители не замечают нарушения речи, неразвитый артикуляционный аппарат и фонематический слух у своих детей. Если родственники, знакомые или даже совсем незнакомые люди обращают внимание молодых родителей на искаженную речь детей, то в ответ слышат удивленное: «А разве нам нужно к логопеду»? Самые внимательные родители побегут на консультацию к логопеду, но есть и такие, которые пропустят совет, решив, что ребёнок просто мал. Родителям дошкольников поможет знание этапов развития речи.
Публикация «Консультация для родителей „А разве нам нужно к логопеду?“» размещена в разделах
Речь является одним из наиболее важных элементов психического развития человека. Успешность усвоения речевых умений ребёнком зависит во многом от окружения, особенностей воспитания в семье, психических особенностей самого ребёнка и т. д. Формирование речевых навыков - сложный процесс, он проходит у каждого ребёнка по-своему. Последствия нарушений речи могут быть серьезными.
Если развитие речи идёт с опозданием, то:
- у ребёнка замедляется формирование познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения и т. д.);
- развиваются черты характера, осложняющие общение с окружающими (замкнутость, агрессивность, низкая самооценка и т. д.);
- в дальнейшем появляются трудности с обучением в школе, ограничения в выборе профессии.
Знание родителями закономерностей речевого развития необходимо для своевременной диагностики отклонений и своевременного обращения к специалистам за помощью.
Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, немаловажны определенные условия. Детям необходимо:
- иметь нормальные умственные способности;
- иметь нормальный слух и зрение;
- быть психически и соматически здоровым;
- обладать достаточной психической активностью;
- обладать потребностью в речевом общении;
- иметь полноценное речевое окружение.
Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют. Например, А. Н. Гвоздев прослеживает последовательность появления в речи различных частей речи, видов предложений. А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей.
Основные этапы развития речи
1. Подготовительный этап:
Крик - первая голосовая реакция и тренировка голоса новорожденного. Этим сигналом малыш передает все свои ощущения маме. Крик и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. Через две недели можно заметить, что ребёнок начинает реагировать на голос (прислушивается, когда к нему обращаются).
К концу первого месяца жизни малыш может успокоиться, когда слышит мелодичную колыбельную, начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию (если речь ласковая - оживляется, если резкая - плачет).
Гуление (около 2 месяца) и лепет (в начале 3 месяца) - это воспроизведение малышом определенных звуков и различных их вариаций: агу, бу-у и т. п. В этот период очень важно общаться с малышом «на его языке», повторять сказанное им. Лепет - это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых.
С 5-го месяца ребёнок обращает внимание на артикуляционные движения губ у окружающих и пытается им подражать. Многократное повторение какого-то движения ведёт к закреплению двигательного навыка.
С шести месяцев ребёнок путём подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.). Ребёнок в этот период перенимает тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.
Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). В это время он ещё реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Всё это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них).
В возрасте 7 - 9 месяцев ребёнок начинает повторять за взрослым более разнообразные сочетания звуков.
С 10 - 11 месяцев у малыша появляется реакция на слова (независимо от ситуации и интонации говорящего). В это время особо важны условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.). Как показывает практика, молодые мамы в первый год жизни ребёнка ведут дневники, читают специальную литературу, сравнивают знания и умения своих детей с развитием их сверстников. И если сравнение не вызывает тревоги, то некоторые родители успокаиваются, слегка ослабевают контроль речевого развития. А тем временем развитие речи на этом этапе только началось.
К концу первого года жизни появляются первые слова (словарный запас составляет 10 - 15 простых слов).
2. Преддошкольный этап начинается с момента появления первых слов и заканчивается в трёхлетнем возрасте. Это этап становления активной речи. В это время у ребёнка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он охотно повторяет слова, но ещё путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.
Первые детские слова универсальны, носят обобщённо-смысловой характер. Одно и то же слово или звукосочетание может обозначать предмет, действие, чувства. Часто только родители в каждой конкретной ситуации понимают, о чём идёт речь. Такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребёнок сопровождает жестами, мимикой. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов.
К 1 году 6 месяцам дети учатся произносить слова в полной форме. Быстрыми темпами накапливается словарный запас.
К концу 2-го года словарный запас составляет 300 слов. Появляется первая простая фраза. Дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности. Родители много играют с малышом. Складывают с ребёнком пирамидки, матрёшки, кубики, сортер и т. д. Очень важно в это время родителям, понимающим с полу жеста своих малышей, не допустить возможности перейти ребёнку от речи и жестов к одним жестам. Дети быстро усваивают, всего можно добиться от родителей не утруждая себя повтором новых слов и фраз, достаточно махнуть рукой или указать пальцем. Заботливые родители не только играют, они озвучивают все свои действия, действия детей, задают вопросы, переспрашивают для чёткого проговаривания слов детьми.
К 3 годам словарный запас составляет около 1000 слов.
Значения слов становятся все более определенными. В этот период важно озвучивать ребёнку все названия предметов, к которым тянется малыш. У него начинает формироваться грамматический строй речи, свои просьбы часто выражает одним словом. Затем примитивными фразами без согласования, далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении. На этом этапе родители поправляют речь ребёнка.
3. Дошкольный этап речевого развития длится с трёх до семи лет.
Объём активного (ребёнок им пользуется) и пассивного словаря (ещё не пользуется, но уже понимает) значительно увеличивается.
У большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Например, дефекты произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков [р], [л], реже - дефекты смягчения, озвончения и йотации. Развивается навык слухового контроля над собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях, т. е. формируется фонематическое восприятие. Быстро увеличивается словарный запас.
По определению А. Н. Гвоздева, к 3 годам у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории.
К 4 годам жизни дети пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте - простое распространенное предложение.
К 4 - 6 годам активный словарь достигает 3000 - 4000 слов. Значения слов уточняются и во многом обогащаются, но часто дети еще неверно понимают или используют слова по аналогии с назначением (лопатка – «копатка»). Это явление свидетельствует о «чувстве языка», у ребёнка растёт опыт речевого общения, появляется способность к словотворчеству. Развивается грамматический строй речи, связная речь. Усложняется структура предложений. Речевое мастерство этого периода описано Корнеем Ивановичем Чуковским «От двух до пяти».
На 5 году жизни дети относительно свободно пользуются сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями. Во время бесед ответы детей напоминают короткий рассказ. Без дополнительных вопросов дети составляют пересказ сказки или рассказа из 40 - 50 предложений, это свидетельствует об овладении трудным видом речи - монологической речью. Улучшается фонематическое восприятие (дифференцирует гласные и согласные, мягкие и твёрдые согласные, шипящие и свистящие, сонорные звуки).
К 7 годам в норме ребёнок дифференцирует все звуки родного языка, у него сформировано фонематическое восприятие. Формируется правильное звукопроизношение (ребёнок говорит чисто).
Контекстная речь (лишенная наглядной опоры) появляется сначала при пересказе ребёнком сказок и рассказов, а затем при описании событий из его личного опыта, собственных переживаний, впечатлений.
4. Школьный этап (от 7 до 17 лет).
Особенность развития речи у детей на данном этапе - это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний, овладевают письменной речью.
Все этапы не имеют чётких границ, они переходят от одного к другому плавно. Молодым родителям знание онтогенеза и рекомендации логопеда помогут избежать серьёзных нарушений речи своих детей.
Литература:
1. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М. : Детство-Пресс, 2007. - 472 с.
2. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. Психология личности. Тексты под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., Издательство МГУ, 1982. - с. 287.
3. Чуковский К. И. От двух до пяти. М. : Детская литература, 1963. - 382 с.