Никитина Полина Геннадьевна
Кнод по окружающему миру в старшей группе «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепление представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
1 Учить детей называть приметы осени, изменения в природе.
2. Развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
3 Воспитывать любовь к природе.
Оборудование:
Музыкальный фон.
Столы, стульчики
Слайды на осеннюю тему, осенний листок, бутафорская тыква, шкатулка.
Принципы подачи учебного материала:
добровольности – без принуждения педагога посещение занятия ребенком;
Публикация «Кнод по окружающему миру в старшей группе „Осень“» размещена в разделах
доступности – излагаемый материал по уровню сложности должен быть доступен пониманию ребёнка;
принцип личностного подхода - личность каждого ребёнка является непреложной ценностью;
принцип единства интеллектуального и эмоционального восприятия окружающей среды - предполагает формирование целостного восприятия природы, осознания её гармонии, единство человека и природы, её охраны;
принцип природосообразности - предполагает учёт возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей, обучающихся при включении их в различные виды деятельности)
Методы обучения:
Объяснительный - четкое, доступное объяснение педагога.
Иллюстративный – просмотр слайдов на тему «Осень».
Практический – совместная работа с детьми.
Игровой – игровая деятельность с детьми.
Ход занятия
(Педагог вводит детей в зал, приветствует ребят и гостей открытого занятия).
Ребята, посмотрите, сколько пришло к нам гостей. Давайте поздороваемся. Мы очень рады видеть вас! А как еще можно выразить свою радость? (Улыбнуться). Давайте улыбнемся гостям и друг другу и покажем, что мы очень рады нашей встрече! Скажите, с каким настроением вы сегодня пришли в школу?
( Дети: С весёлым, хорошим).
Педагог: Давайте с хорошим настроением начнем занятие.
(Педагог приглашает детей занять рабочие места).
1 мин.
Основная часть:
Разговорная речь
Педагог: Послушайте рассказ-загадку и скажите о каком времени года говорится?
(Педагог зачитывает отрывок из рассказа О. Иваненко «Спокойной ночи»).
«В лесу шуршали листья, и казалось, что будто кто - то ходит под кленами и березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест, и стаями летели к теплым синим морям».
- Ребята, о каком времени года этот рассказ? (Об осени).
-Какие слова из рассказа нам подсказали, что это осень? (Трава потемнела, цветы увяли и засохли, птицы стали улетать).
-Правильно, сегодня мы будем говорить об осени. (На экране появляется картина осенней природы).
Вот и заканчивается осень! Посмотрите на экран и вспомните, какой была осень.
(Звучит осенняя мелодия).
Педагог:
Упал листочек на тропинку,
Исполнив вальс прощальный свой.
Я ладошку протяну К нам скорей его возьму. (Педагог с экрана снимает листок дерева).
Пока звучит мелодия, передавайте этот листок друг другу и называйте, какая была осень. (Педагог проводит игру с листочком).
Педагог: Молодцы, дети.
Вдруг раздается стук в двери.
Педагог: Да, да, войдите!
(Входит зайчик с письмом).
Заяц: Здравствуйте, ребята! Вам письмо!
Педагог: Посмотрим, что это за письмо? (Читает).
Ребята, это письмо нам.
От кого же? Заячья лесная поляна, от зайчиков.
Что же они пишут? Что случилось?
«Здравствуйте, дети! На нашей заячьей полянке состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение, пора-ли нам менять серые шубки на белые? Получилось так, что одни считают, что пора, а другие говорят, что рано. Мы не знаем, что нам делать. Посоветуйте! Ведь менять шубки для зайцев дело не простое».
Вопрос даже очень интересный. Ты зайчик пришел вовремя. Мы с ребятами как раз говорим об осени. Дети, поможем зайчикам принять правильное решение?
Прежде всего давайте вспомним какие осенние месяцы вы знаете? (Ответы детей)
Что происходит с природой осенью?
Как называется явление, когда опадают листья?
Какого цвета бывают листья осенью?
Как готовятся к зиме звери? (Звери строят норы, делают запасы. Барсуки собирают коренья, белочки делают запасы в дуплах. Зайцы начинают менять шубки, кроты и мыши собирают колоски.
Как готовятся к зиме птицы? (Птицы начинают улетать в теплые края.)
Все птицы улетают? Как мы называем птиц которые остаются зимовать?
Ребята, а как вы думаете, вся осень бывает одинаковая?
Осень бывает разная, говорят даже, что на самом деле есть две осени. Одна - осень радостная, яркая, богатая урожаем, её ещё называют «Золотой», а другая - грустная, с тихим плачем мелкого дождика, туманами, поникшей, опадающей листвой, холодными ветрами, ночными заморозками, первым снегом. Этот период года зовут поздней осенью.
Педагог:
Ребята. У меня есть разноцветная тыква осенняя и волшебная,
Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
А вас я попрошу быстро отвечать.
(Педагог выстраивает детей в круг).
Дидактическая игра «Скажи какая»
Когда светит солнце- солнечная
Когда идет дождь- дождливая,
Когда дует ветер – ветренная,
Когда холодно – холодная,
Когда пасмурно – пасмурная,
Когда сыро – сырая,
Когда хмуро – хмурая,
Когда ясно – ясная.
Молодцы!
16 мин
Физминутка «Мы идем в осенний лес»
Мы идем в осенний лес. - маршируем на месте
А в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся»
Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рук
Это очень хорошо. - хлопаем в ладоши
Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону
И в корзинку собирать. - сводят руки перед собой в «корзинку»
Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка
На пеньке – опята,
А во мху – лисички,
Дружные сестрички. - делают манящие движения руками
«Подосиновик, груздок, - грозят указательным пальцем правой руки
Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками
Ну, а ты, мухомор, - встаем, разводим руками в стороны
Украшай осенний бор!»
1-2 мин.
Основная часть:
Дидактическая игра: «Соберем приметы»
Издревна люди копили народные мудрости: пословицы и приметы всех времен года. Мы с вами тоже знакомились и знаем приметы и пословицы об осени.
В круг ребята становитесь,
Крепко за руки держитесь,
Мы шкатулочку возьмем,
И приметы соберем.
Дети берут шкатулку и называют приметы:
«Коли ясно, то и осень прекрасна.
Осень идет и дождь за собой ведет.
Грибок в кузовок – зимой будет пирожок.
Красна весна цветами, а осень пирогами.
Гром в сентябре- теплая осень.
Большие муравьиные кучи к мягкой зиме.
Когда гусь улетает – снег выпадает.
Дети вы все очень хорошо говорили, наша шкатулочка пополнилась народными пословицами и наблюдениями. Мне очень понравились ваши ответы. Вы много знаете об осени. Присаживайтесь и поиграем, объясним зайчику, что бывает осенью
Игра «Да или нет».
Осенью растут грибы? (да)
Тучки солнце закрывают? (да)
Колючий ветер прилетает? (да)
Туманы осенью плывут? (да)
Ну, а птицы гнезда вьют? (нет)
А букашки прилетают? (нет)
Урожай все собирают? (да)
Птичьи стаи улетают? (да)
Часто-часто льют дожди? (да)
Достаем ли сапоги? (да)
Можно детям загорать? (нет)
Ну, а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать? (да)
Очень хорошо, молодцы!
Ну что ж ребята, теперь подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.
«Заканчивается последний осенний месяц. Наступают холода. Опали листья с деревьев. Перелетные птицы улетели в теплые края. Насекомые спрятались. Пора и вам зайцы менять шубки серые на белые.»
Я рада. Что мы с вами нашли убедительные доказательства.
Давайте. Еще раз вспомним и полюбуемся красотой осенней природы
(показ слайдов, звучит музыка «Октябрь. Осенняя песнь» П. И. Чайковского из цикла «Времена года»)
Педагог: Ребята, предлагаю вам присесть за столы и обратить внимание на конверты, которые лежат у вас на столах, это не простые конверты, они с сюрпризом, но чтобы время года отгадать, нужно картинку нам собрать. Итак, будьте внимательными. Приготовились, начали! Скажите мне пожалуйста, что изображено на этих картинках? Какое время года? Что люди делают осенью? (собирают урожай и делают заготовки, какие овощи и фрукты вы знаете? (ответы детей).
Педагог: Какие вы умнички и с этим заданием справились.
7-9 мин.
Заключительная часть, подведение итогов
Подведение итогов.
Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями, весело играли.
Отлично показали свои знания, помогли зайчатам. Давайте проводим зайчика в лес. Спасибо!
2 мин.