Папки-передвижки

Клуб «Родительская академия». Программа клубной работы с родителями

МАРИНА МАЛЫШЕВА
Клуб «Родительская академия». Программа клубной работы с родителями
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АНЖЕРО-СУДЖЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

«ДЕТСКИЙ САД № 27»

Клуб "Родительская Академия"

Программа клубной работы с родителями

2018-2019 г.

Содержание

Пояснительная записка…3

Перспективно-тематическое планирование….6

Приложение….8

Список литературы…. 9

Введение

Публикация «Клуб „Родительская академия“, Программа клубной работы с родителями» размещена в разделах

Сотрудничество с родителями – это процесс многоуровневый и сложный. Чтобы выйти на высокий уровень сотрудничества педагогам образовательного учреждения необходимо создать для этого необходимые условия. Одним из условий эффективного сотрудничества является повышение уровня педагогической компетенции родителей. Для этого педагоги образовательного учреждения используют различные формы работы (совместные мероприятия, привлечение родителей к созданию развивающей среды, к деятельности различных кружков, к участию в различных просветительских программах и т. д.) Комплексной формой такого взаимодействия с родителями в нашем дошкольном учреждении стал семейный клуб «Родительская Академия».

Пояснительная записка

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной. Приобретает порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия. На сегодняшний день существует немало форм взаимодействия семьи и педагога. Поэтому нам, педагогам, необходимо организовывать такие виды мероприятий с родителями, чтобы они были интересны. Мы в нашем детском саду используем нетрадиционные формы работы с родителями. Одна из них создания семейного клуба.

Клуб – наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей. Для установления сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста мы в нашем детском саду организовали семейный клуб «Родительская академия». Этот клуб для любящих родителей, отдающих душу и сердце воспитанию детей.

Актуальность

В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации Федерального Государственного стандарта образования возрастает на уровне каждого дошкольного учреждения. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)

Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6).

Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.

Наметились новые подходы к педагогическому взаимодействию детского сада и семьи. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка.

Преобладающая часть родителей – не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей и часто испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения возникающих проблем, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи. Для максимальной эффективности такого сотрудничества недостаточно простого информативного монологического общения, нужно стремиться к ведению равноправного диалога с семьями воспитанников.

Определяющая роль в установлении такого взаимодействия принадлежит педагогам и специалистам. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни группы, детского сада. Постепенно, тактично вовлекать и остальных родителей в сотрудничество, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы детей и их семей.

На современном этапе в работе с родителями появилось понятие “вовлечение родителей” в деятельность дошкольного учреждения, т. е. активное участие родителей в работе ДОУ, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие. Всю работу по вовлечению родителей к деятельности дошкольного учреждения можно разделить на три этапа:

- Выявление потребностей родителей в области воспитания и образования собственного ребенка; - Педагогическое просвещение родителей;

Партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ.

На первом этапе педагогам помогут беседы с родителями, наблюдение за детьми, анкетирование, опрос, “Почтовый ящик”.

Педагогическое просвещение родителей – самый важный этап. Для реализации содержания этой работы в нашем ДОУ используются коллективные и индивидуальные формы взаимодействия: вечера вопросов и ответов, “круглый стол”, деловые игры, родительские собрания (общие и групповые, устные журналы, встречи с интересными людьми, родительские, семейные клубы, беседы, выполнение индивидуальных поручений, переписка, наглядная агитация.

Необходимо помочь родителям ориентироваться в литературе по семейному чтению, увлечь обсуждаемой на встрече темой, расположить их к анализу распространенных стереотипов в воспитании, вызвать ассоциации с собственным опытом. Важно заинтересовать родителей, вызвать их на откровенный разговор, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Если воспитатель смог затронуть сознание и чувства родителей, то их можно считать союзниками, они уже никогда не останутся равнодушными созерцателями происходящего. Все это поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в детском саду и дома

Главная задача педагогов на третьем этапе – создание условий для развития нормальных отношений в семье, а это может быть достигнуто только при деятельности родителей и детей, которая может быть реализована в различных формах.

Практика работы педагогов с родителями выявила 2 вида форм совместной работы с родителями : - Совместные мероприятия педагогов, специалистов и родителей : родительские конференции, консультации, беседы, вечера для родителей, педагогические советы, диспуты, кружки для родителей, встречи с администрацией, тренинги и т. д.

- Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей : дни открытых дверей, утренники и праздники, концерты, викторины, спортивные соревнования, выпуск газет, выставки совместного творчества, тематические вечера, благоустройство ДОУ и территории и т. д.

Не следует забывать и о наглядных формах работы : библиотеки, папки-передвижки, видеофильмы, памятки-рекомендации, открытки-приглашения, фотовыставки, уголки для родителей.

Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка.

Некоторые родители считают, что, отдав своего ребенка в детский сад, ответственность за его воспитание и развитие они целиком и полностью переложили на воспитателей, а сами они должны лишь контролировать и оценивать действия воспитателей, не участвуя в самом образовательном процессе. Встречаются родители, которых вообще не интересует все происходящее в детском саду, не волнуют успехи или проблемы их ребенка.

Вместе с тем ни для кого не секрет, что в дошкольном возрасте именно родители оказывают самое большое влияние на развитие ребенка, и, если они не будут интересоваться тем, как протекает этот процесс, сотрудничать с воспитателями, усилия последних могут оказаться напрасными.

Становление родительства – кропотливый и нелегкий труд. Специалисты в области детско-родительских отношений (А. А. Бодалев, З. Матейчик) важнейшим показателем качества родительства признают компетентность матери и отца, проявляющуюся в гибкости, адаптивности, изобретательности их позиции. Нарушение связей в семье непосредственно отражается на эмоциональном состоянии ребенка (А. И. Захаров).

По мере осмысления родителями своих взаимоотношений с детьми у них происходят позитивные изменения, предполагающие нормализацию детскородительских взаимоотношений, эмоционального самочувствия детей (Л. А. Абраманян, В. П. Дуброва).

Детский сад не может заменить семью, он лишь дополняет ее, выполняя свои особые функции. Для успешного воспитания важно, чтобы отношения между ДОУ и родителями были доверительными, чтобы родители были вовлечены в совместный воспитательный процесс, чтобы родители совместно с педагогами помогали своему ребенку развиваться. Поэтому каждый педагогический коллектив, работая по той или иной программе, ищет новые формы и методы работы с семьей.

При тесном контакте со взрослыми, в первую очередь ответственными за жизнь и здоровье своих детей, выявляется, что многие из них занимают деструктивную позицию во взаимоотношениях с ребенком, поэтому их воспитательные методы не приводят к эффективному завершению. Причинами подобного родительского поведения, на наш взгляд, являются:

- неумение взрослых слушать и быть внимательными друг к другу;

педагогическая и психологическая неграмотность; нежелание менять свои эгоистические позиции в актуальных вопросах воспитания;

нерешенные личные проблемы, мешающие полноценному развитию ребенка.

Многолетняя практика убеждает, что “пассивные методы” весьма не эффективны, поэтому мы ориентировались на такую форму работы, как “Родительский клуб”. Так был организован родительский клуб «Родительская академия».

Цель: Стимулирование родителей (законных представителей) к самообразованию и повышению педагогической компетенции для предоставления им возможности реализовать их право на участие в жизни ДОУ и совместной деятельности по развитию воспитанников, решение обозначившихся проблем в ходе изучения потребностей семей.

Задачи программы

1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

2. Достижение необходимого уровня взаимодействия детского сада и семьи.

3. Переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ.

4. Практическая работа по использованию традиционных и новых форм взаимодействия с семьей с целью вовлечения родителей в педагогический процесс, обучение их методам и приемам взаимодействия с ребенком в домашних условиях.

5. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей.

Перспективно-тематическое планирование

Тема занятия Ответственный Контингент участников Задачи Содержание (план занятия) Материал

Организационное заседание, ознакомление с планом работы на год

(сентябрь. октябрь)

Малышева. М. А. Родители 1. Заинтиресовать родителей идеей совместной работы с работниками ДОУ в воспитании детей.

2. Познакомить с планом работы родительского клуба на год.

3. Обсудить тематические запросы родителей. 1. Знакомство с участниками клуба (игра «Знакомство»).

2. Игра «Гусеница».

3. Ознакомление с планом работы на год.

4. Анкетирование

6. Игра «Чемоданчик».

7. Памятка «Ваши ожидания»

8. Коллаж «С днем рождения детский сад». 1. Анкеты

2. Памятки «Ваши ожидания»

3. Клубочек

4. Ватман, фломастеры

Устный журнал «Этика семейных отношений»

Папки-раскладушки,буклеты.

(ноябрь)

Малышева. М. А 1. Привлечь внимание родителей к этике семейных отношений.

2. Формирование у родителей понимания о правилах поведения в семье.

3. Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах воспитания у детей понятий о этике и эстетике семейных отношений. Распространение буклетов-памяток. Памятки для родителей :

Мама может…

Папа может…

Бабушка и Дедушка могут….

Семинар-практикум «Театр делаем сами»

(декабрь,январь) Малышева. М. А. Родители 1. Познакомить родителей со значением и особенностями организации театрализованной деятельности дошкольников

2. Познакомить родителей с разными видами самодельных театров и способами их использования

3. Формировать умение изготавливать атрибуты для театрализованной деятельности детей своими руками из подручного материала 1. Игра «Театр – это…»

2. Презентация «Организация театрализованной деятельности дошкольников»

3. Ознакомление с выставкой «Театр своими руками»

4. Игра «Теремок»

5. Практикум «Изготовление театра своими руками»

6. Подведение итогов, распространение буклетов «Театр делаем сами» 1. Разные виды самодельных театров

2. Материал для изготовления театров

3. Буклеты «Театр делаем сами»

«Портрет моего ребенка»

(февраль,март) Малышева. М. А. Родители 1. Помочь родителям в понимании роли ребенка в отношениях с родителями.

2. Помочь понять родительские переносы своих личных желаний на ребенка.

3. Определить, что же действительно хочет ребенок, а что хотят от него родители.

4. Помочь в гармонизации отношений детей и родителей в семье. 1. Игра «Знакомство».

2. Проективный тест «Портрет моего ребенка»

3. Мой ребенок глазами других родителей

4. Игра «А нужен ли тебе кружок?»

5. Игра «Пожалей и поругай»

6. Тест «Портрет моего ребенка» 1. Карандаши, листы бумаги, ручки, клубок ниток.

Итоговое заседание родительского клуба, отчет о работе за год

(май) Малышева. М. А. Родители 1. Отчитаться о работе клуба за год.

2. Получить обратную связь от родителей о работе клуба.

3. Определить тематические запросы родителей на следующий год. 1. Прзентация «Работа родительского клуба «Семейная Академия»

2. «Что дал мне родительский клуб - рисуночный тест.

3. Над чем я поработал бы в следующем году? -игра.

4. Чаепитие: «А мне понравилось!» 1. Карандаши, листы бумаги, ручки, клубок ниток.

2. Презентация

3. Атрибуты для чаепития

Список литературы

1. Андриеш В. А. Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

2. Арнаутова Е. П. Планируем работу ДОУ с семьей. //Управление дошкольным образованием № 4,2002.

3. Вераксы Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования – М. : Мозаика – Синтез, 2010.

4. Доронова Т. Н. Вместе с семьей : пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей. –М. : Просвещение, 2005.

5. Дошкольное воспитание: журн. 2011 - № 1, 3, 10.

6. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ : Методический аспект. – М. : ТЦ Сфера, 2007.

7. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ : Методическое пособие. - М. : АРКТИ, 2003.

8. История дошкольной педагогики: Учебное пособие для студентов пед. институтов/ Под ред. Л. Н. Литвина. – М. : Просвещение, 1989.

9. Киселева Л. С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М. : АРКТИ, 2003.

10. Колодяжная Т. П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: Концептуальное, программное и методическое обеспечение. Практическое пособие. Часть 2., М. : УЦ Перспектива, 2008.

11. Микляева Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей: метод. пособие для воспитателей ДОУ – М. : Айрис-пресс, 2006.

12. Мудрость воспитания: Книга для родителей/ Составители Б. М. Бим-Бад. Э. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов. – М. : Педагогика,1987.

13. Никитина Л. А. Мама и детский сад. - М. : Просвещение, 1990.

14. О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании». – М. : Новая школа, 1995.

15. Осипова Л. Е. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

16. Осипова Л. Е. Работа детского сада с семьей. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

17. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М. : Просвещение, 1990.

18. Отечественная социальная педагогика: Хрестоматия/Сост. и авт. предисл. Л. В. Мардахаев. – М. : Издательский центр «Академия», 2003.

Публикации по теме:

Клуб как форма организации работы с родителями детей с ОВЗ Закон «Об образовании» (ст. 44) определяет основные принципы взаимодействия семьи и образовательного учреждения, выстроив четкие приоритеты:.

Клуб как форма организации работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Родители (законные представители) несовершеннолетних.

Клуб творческо-ителлектуального развития детей дошкольного возраста. Программа СОДЕРЖАНИЕ: Пояснительная записка___1 Обязательная часть.

Нетрадиционная форма работы с родителями «Родительская почта»Нетрадиционная форма работы с родителями «Родительская почта» Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных Изменившаяся современная семья озабочена решением.

План работы с родителями «Программа социального партнёрства воспитателя с семьями воспитанников» Программа социального партнёрства воспитателя с семьями воспитанников на 2015-16 учебный год. Оглавление: 1. Пояснительная записка 2.

Программа работы с родителями в средней группе «Компетентные родители — счастливые дети» Семья – уникальный социальный институт, в котором начинается формирование целостных ориентиров и закладывается фундамент развития личности.

Программа работы с родителями в старшей группе ПРОГРАММА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ, Пояснительная записка. Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из.

Программа работы с родителями в старшей группе на 2018–2019 год Программа социального партнёрства с семьями воспитанников на 2018–2019 уч. год. Пояснительная записка Федеральный государственный образовательный.

Программа сотрудничества с родителями. Родительский клуб «Взаимодействие» Пояснительная записка. Программа родительского клуба «Взаимодействие» предназначена для работы с родителями детей дошкольного возраста.

Семейный клуб как одна из форм системы работы с родителями в ДС Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Новониколаевская средняя общеобразовательная школа Купинского района Структурное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Клуб «Родительская академия». Программа клубной работы с родителями
Опубликовано: 7 февраля 2019 в 14:55
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Клуб «Родительская академия». Программа клубной работы с родителями» (включая файлы) размещена пользователем МАРИНА МАЛЫШЕВА (УИ 217662) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД