Валентина Дагбаева
Клинико-психолого-педагогическая характеристика обучающихся с нарушениями в интеллектуальной сфере
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Клинико-психолого-педагогическая характеристика обучающихся с нарушениями в интеллектуальной сфере.
Лекция (2 часа).
1. Вводная часть.
2. Олигофрения: понятие, причины, степени и формы.
3. Детская органическая деменция: понятие, причины и формы.
4. Пограничные формы интеллектуальной недостаточности (ЗПР) : понятие, причины и классификации разных авторов.
1. Вводная часть.
Публикация «Клинико-психолого-педагогическая характеристика обучающихся с нарушениями в интеллектуальной сфере» размещена в разделах
К группе детей с нарушениями в интеллектуальной сфере относятся дети с клиническим диагнозом олигофрения (малоумие, детская органическая деменция (приобретенное слабоумие) и пограничные формы интеллектуальной недостаточности (ЗПР).
2. Олигофрения: понятие, причины, степени и формы.
Олигофрения (О) - недоразвитие сложных форм психической деятельности, обусловленное патологической наследственностью, органическим поражением ЦНС в пренатальный (внутриутробный, натальный (родовой, постнатальный (первые годы жизни - 2,5 года) периоды. При О органическая недостаточность мозга носит непрогредиентный характер, поэтому дети -олигофрены способны к развитию, но на специфической основе.
Выделяют три степени проявления олигофрении:
- идиотия (невежда, интеллектуальный коэффициент (iQ) = 0-20);
- имбицильность (беспомощный) резко выраженная (iQ= 21-34,
умеренно выраженная (iQ= 35-49);
- дебильность (слабый, хилый, iQ= 50-70).
При идиотии отмечается резкое снижение реакции на окружающее. Ощущения относительно сохранны, восприятие неполноценно из-за отсутствия необходимых умственных операций. Речь отсутствует, воспроизводит нечленораздельные звуки, иногда отдельные слова или короткие фразы, смысл которых ему недоступен. Сознание собственной личности отсутствует, осмысленная деятельность невозможна. Эмоции элементарны и связны с общим самочувствием, с удовлетворением биологических потребностей. Отмечаются грубые дефекты физического развития: диспластичность телосложения, деформации черепа, пороки костной системы. Эти дети беспомощны, не способны жить самостоятельно, требуют ухода и надзора. Продолжительность жизни в среднем 16-20 лет.
При имбицильностиреакция на окружающее носит более оживленный, разнообразный характер. В своем развитии способны достигнуть более высокого уровня, чем при идиотии. Преобладает механическая память. Дети способны овладеть речью, но на дефектной основе: скудный словарный запас, дефекты звукопроизношения, аграмматизмы (несогласованность слов в предложении в роде, числе и падеже). Способны овладеть элементарными навыками чтения, письма и порядкового счёта (отвлечённый счет недоступен). Доступны элементарные виды труда.
В клинической картине дебильностивсегда отмечаются типичные признаки нарушения интеллекта - косность мышления, неспособность к образованию абстрактных понятий, обладают хорошей механической памятью, благодаря которой дети способны прибрести достаточный запас сведений, элементарныхнаучных знаний. Зачастую не знают смысл используемых в речи слов, так как слово не имеет обобщающей функции. Затруднен переход от чувственного познания к рациональному, от конкретного мышления к абстрактному. Им свойственны недостаточная способность к самообладанию, к подавлению влечений, импульсивность поведения, повышенная внушаемость, подражательность, низкая критичность, отсутствие творческой инициативы, самостоятельности, любознательности, способность к овладению несложной профессией (не требующей умственного напряжения, персональной и материальной ответственности) и социальной адаптации.
В клинической картине выделяют разные формы проявления олигофрении:
- неосложнённые;
- осложнённые различными синдромами;
- атипичные (сопутствующие аномалии в сенсорных органах - слуха, зрения).
3. Детская органическая деменция: понятие, причины и формы.
Деменция (Д) - стойкое приобретенное и, как правило, необратимое ослабление интеллектуальной деятельности в сочетании с расстройством памяти, эмоционально-волевой сферы. При деменции отмечается распад психики. Причины Д:перенесённые нейроинфекции, черепно-мозговые травмы, шизофрения, эпилепсия, гидроцефалия. При Д отмечается неравномерная недостаточность в познавательной деятельности, т. е. дети могут обладать значительным запасом знаний, накопленных в период нормального развития, но практически неспособны ими воспользоваться вследствие нарушений памяти, внимания, работоспособности. Для них характерны обще-двигательная расторможенность, возбудимость, недостаточная произвольность поведения. Выделяют две формы проявления деменции:
- резидуальная (остаточные явления поражения мозга, не приводящие к деградации в связи с прекращением патологического процесса в ЦНС);
- прогредиентная (отмечаются текущие патологические процессы в области головного мозга, приводящие к значительному распаду психики, вплоть до полной деградации).
Формы олигофрении, представленных в классификации В. В. Русских.
(Открыть книгу) :
1. Пограничные формы интеллектуальной недостаточности (ЗПР) : понятие, причины и классификации разных авторов.
Задержка психического развития (ЗПР) - нарушение нормального темпа психического развития ребенка. Уровень психического развития занимает промежуточное положение между нормой и отклонением. Причины ЗПР:
- дефекты в конституции ребёнка или гармонический психофизический инфантилизм (отставание в психическом и физическом развитии);
- соматические заболевания (хронические заболевания внутренних органов, тубинфецирование, аллергические заболевания и др.);
- психотравмы (неблагополучие в семье, школе);
-органические поражения ЦНС (минимальная мозговая дисфункция);
- дефекты воспитания (социально-педагогическая или педагогическая запущенность);
- незначительные дефекты в сенсорных органах (слуха, зрения);
- речевой дизонтогенез (общее недоразвитие речи).
У детей с ЗПРотмечается сниженная работоспособность вследствие возникающих у них церебрастении (ослабление функции мозга, психомоторной расторможенности, возбудимости. Познавательная деятельность у детей с ЗПР характеризуется низким уровнем активности и замедлением переработки информации. Вместе с тем у них не нарушены абсолютные пороги чувствительности, различительные возможности слухового и зрительного восприятия. Дефекты восприятия обнаруживаются при усложнении учебного материала. Внимание неустойчивое, память ограничена в объёме и непрочна, преобладает наглядно-действенное мышление над наглядно-образным и словесно-логическим. Отмечаются незначительные нарушения речевых функций (недосформированность звукопроизношения, их дифференциация, бедность словарного запаса, неполнота фразовой речи). ЗПР ярче проявляется в начале школьного обучения из-за недостаточности знаний, представлений об окружающем мире, незрелость эмоциональной сферы и мотивации (отсутствие познавательных и преобладание игровых мотивов, несформированность произвольного поведения. Детей с ЗПР нередко ошибочно относят к детям-олигофренам. При олигофрении недоразвитие психики носит стойкий характер, а при ЗПР - временный, в связи с чем, учебные возможности намного выше и способны обучаться в общеобразовательной школе.
В настоящее время представлены классификации ЗПРразных авторов:
Классификация М. С. Певзнер и Т. А. Власовой (1972, 1973).
М. С. Певзнер и Т. А. Власовой было предложено разделять общую группу ЗПР на два вида.
1. Неосложненный психофизический и психический инфантилизм.
2.“Вторичная” ЗПР, вызванная стойкой церебрастенией (повышенной истощаемостью психических функций) различного происхождения, возникшей на ранних этапах онтогенеза, в связи с чем нарушается в первую очередь познавательная деятельность и работоспособность.
В дальнейшем на основе этой классификации К. С. Лебединской была предложена классификация по этиопатогенетическому принципу:
1. ЗПР конституционального происхождения (неосложненный психический и психофизический инфантилизм, по классификации М. С. Певзнер и Т. А. Власовой).“Речь идет о так называемом гармоническом инфантилизме, при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста”. Для таких детей характерны яркие, но поверхностные и нестойкие эмоции, преобладание игровой мотивации, повышенный фон настроения, непосредственность. Трудности обучения в младших классах связаны с преобладанием игровой мотивации над познавательной, незрелостью эмоционально-волевой сферы и личности в целом. В таких случаях все вышеописанные качества, часто сочетаются с инфантильным типом телосложения (грацильностью). Такое сочетание психических и физических черт, часто обусловлено наследственными факторами, что позволяет видеть в нём один из видов нормативного психофизического развития (А. Ф. Мельникова, 1936; Г. Е. Сухарева, 1965). Иногда его так же связывают с особенностями внутриутробного развития, в частности, многоплодия (Г. П. Бертынь (1970) об относительной частоте гармонического инфантилизма у близнецов).
2. ЗПР соматогенного происхождения.
Этот тип психической задержки обусловлен влиянием различных тяжёлых соматических состояний, перенесённых в раннем возрасте (операции с наркозом, болезни сердца, малая подвижность, астенические состояния). “Нередко имеет место и задержка эмоционального развития - соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений - неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности”.
3. ЗПР психогенного происхождения.
Этот тип нарушения связан с неблагоприятными условиями воспитания, рано возникшими и длительно действующими. ЗПР такого типа возникает в трё х основных случаях:
- недостаточная опека, безнадзорность. Это наиболее часто встречающийся вариант. В таких случаях у ребёнка наблюдается аномальное развитие личности по типу психической неустойчивости (Г. Е. Сухарева, 1959; В. В. Ковалев, 1979 и др.). У ребёнка не воспитываются формы поведения, связанные с активным торможением аффекта. Не стимулируется развитие познавательной деятельности, интеллектуальных интересов. Наблюдаются черты незрелости эмоционально-волевой сферы, а именно: аффективная лабильность, импульсивность, повышенная внушаемость. Так же наблюдается недостаток базовых знаний и представлений, необходимых для усвоения школьной программы. Лебединская отмечает отдельно, что этот тип ЗПР следует отличать от явлений педагогической запущенности, которые являются не патологическим явлением, а ограниченным дефицитом знаний и умений вследствие недостатка интеллектуальной информации;
- гиперопека, или воспитание по типу “кумира семьи”. Чаще всего бывает у тревожных родителей. Они “привязывают” ребёнка к себе, одновременно и потакая капризам ребёнка, и заставляя его поступать наиболее удобным и безопасным для родителя способом. Из окружения ребёнка устраняются любые препятствия или опасности, как реальные так и мнимые. Таким образом, ребёнок лишается возможности самостоятельно преодолевать трудности, соотносить свои желания и потребности с усилиями которые надо приложить чтобы их реализовать, в результате, возникает всё та же неспособность к торможению собственного аффекта, эмоциональная лабильность, и т. д. Ребёнок не самостоятелен, не инициативен, эгоцентричен, не способен к длительному волевому усилию, чрезмерно зависим от взрослых. Развитие личности идет по принципу психогенного инфантилизма;
- развитие личности по невротическому типу. Наблюдается в семьях с очень авторитарными родителями или там где допускается постоянное физическое насилие, грубость, деспотичность, агрессия к ребёнку, другими членами семьи. У ребёнка могут возникнуть навязчивости, неврозы или неврозоподобные состояния. Формируется эмоционально-незрелая личность, для которой характерны страхи, повышенный уровень тревожности, нерешительность, неинициативность, возможен и синдром выученной беспомощности. Интеллектуальная сфера страдает, так как вся деятельности ребёнка подчинена мотиву избегания неудачи, а не достижению успеха, следовательно, такие дети, в принципе, не будут делать ничего, что могло бы лишний раз подтвердить их несостоятельность.
4. ЗПР церебрально-органического происхождения.
Это наиболее часто встречающийся вариант. Среди детей с задержкой психического развития церебрально-органического происхождения И. Ф. Марковская выделяет группы с проявлениями психической неустойчивости и психической тормозивности. Дети первой группы шумные и подвижные: на переменах и прогулках забираются на деревья, катаются на перилах, громко кричат, пытаются участвовать в играх других детей, но, не умея следовать правилам, ссорятся, мешают другим. С взрослыми бывают ласковыми и даже назойливыми, но легко вступают в конфликт, проявляя при этом грубость и крикливость. Чувства раскаяния и обиды у них неглубокие и кратковременные.
При психической тормозивности наряду с личностной незрелостью особенно проявляется несамостоятельность, нерешительность, робость, медлительность. Симбиотическая привязанность к родителям приводит к трудностям привыкания к школе. Такие дети часто плачут, скучают по дому, избегают подвижных игр, теряются у доски и часто не отвечают, даже зная правильный ответ. Низкие оценки и замечания могут вызвать у них слезы.
Классификация В. В. Ковалева (1979). Он выделяет четыре варианта ЗПР, обусловленных влиянием биологических факторов:
- дизонтогенетический (при психическом инфантилизме);
- энцефалопатический (при негрубых органических поражениях ЦНС);
- ЗПР вторичного характера при сенсорных дефектах (при ранних нарушениях зрения, слуха);
- ЗПР связанная с ранней социальной депривацией (например при госпитализме).
Формы Состояния Причины
Дизонтогенетические - интеллектуальная недостаточность при состояниях психического инфантилизма;
- интеллектуальная недостаточность при отставании в развитии отдельных компонентов психической деятельности;
- искаженное психическое развитие с интеллектуальной недостаточностью. -cледствие нарушения созревания наиболее молодых структур головного мозга, главным образом системы лобной коры, и их связей.
Энцефалопатические
- цереброастенические синдромы с запаздыванием школьных навыков;
-психоорганический синдром с интеллектуальной недостаточностью и нарушением высших корковых функций;
- органическая интеллектуальная недостаточность при детских церебральных параличах;
- интеллектуальная недостаточность при общих недоразвитиях речи (синдром алалии). - конституционально-генетические;
- внутриутробная интоксикация;
- легкая форма родовой патологии;
- токсико-инфекционные воздействия в первые годы жизни.
Интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами анализаторов и органов чувств - интеллектуальная недостаточность при врожденной или рано приобретенной глухоте или тугоухости;
- интеллектуальная недостаточность при слепоте, возникшей в раннем детстве. -cенсорная депривация;
-замедленное и искаженное развитие познавательных процессов в связи с дефицитом анализаторов (зрение и слух, которым принадлежит ведущая роль в познании окружающего мира
Интеллектуальная недостаточность в связи с дефектами воспитания и дефицитом информации с раннего детства - педагогическая запущенность;
- социально-педагогическая запущенность. - психическая незрелость родителей;
-психические заболевания у родителей;
-неадекватные стили семейного воспитания.