Елена А
Классный час для учащихся начальной школы «У Отчизны героев не счесть»
▼ Скачать + Заказать документы
КЛАССНЫЙ ЧАС «У ОТЧИЗНЫ ГЕРОЕВ НЕ СЧЕСТЬ»
Астафьева Елена Владимировна
МАОУ СОШ №2 г. Советский
Классный час «У Отчизны героев не счесть» предназначен для учителей начальной школы. Материал ориентирован на воспитание нравственно-патриотических качеств учащихся. Поможет сформировать у учащихся представление о подвиге и героизме. Обучающиеся овладевают информационными, коммуникативными компетентностями. К разработке классного часа прилагается презентация, которая является его лаконичным сопровождением.
Публикация «Классный час для учащихся начальной школы „У Отчизны героев не счесть“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классный час
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2024
Тема У Отчизны героев не счесть
Возраст 2-4 классы
Цель Формирование патриотических качеств у школьников
Задачи -познакомить с понятиями: «герой», «подвиг», составить портрет героя;
- сохранять память о подвиге героя А. Бузина;
-формировать чувство патриотизма, представление о долге, мужестве, героизме;
-воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за прошлое и настоящее, чувство патриотизма, стремление показать причастность каждого гражданина к судьбе своего государства.
Оборудование Мультимедийный проектор, сопутствующая презентация, видеоролики, раздаточный материал, модели звездочек,клей, ножницы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД: извлекать и представлять информацию. Анализировать, сравнивать.
Личностные УУД: ценить и принимать базовые ценности: верность, патриотизм, любовь к Родине, уважение к достойным страницам прошлого.
Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать задание; использовать при выполнении задания различные средства.
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку.
Предметные УУД: иметь представления о военных событиях, как о тяжелейшем испытании, выпавшем на долю людей.
Ход занятия
1. Организационный момент
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
Нас торопит в класс,
Классный час у нас!
- Ребята! Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои солнечные лучики маме, папе, всем своим друзьям, близким, пожелайте им любви, добра и мира.
2. Самоопределение к деятельности. Тема занятия
- Ребята, сегодня у нас очень важная тема. Чтобы узнать, о чем мы с вами поговорим, послушайте внимательно стихотворение (Слайд 2).
Герои Родины – как много в этом смысла!
И честь, и храбрость в этих двух словах.
Героями нельзя стать слишком быстро.
Герой лишь тот, кому неведом страх.
Всем тем, кто храбро воевал с врагами,
Кто мужествен, решителен и смел,
Присвоить можно звание героя,
И кто свершил немало важных дел!
- Какие важные слова вы бы выделили в этом стихотворении?
-Да, действительно – это храбрость, честь, и конечно, герой!
Вы можете уже сказать, какая будет тема нашего классного часа? (предположения детей)
- Тема нашего классного часа «У Отчизны героев не счесть». И мы посвятим наш разговор одному из героев нашей Родины – нашему земляку Александру Бузину.
3. Основная часть
3.1 Работа в парах.
(Раздаточный материал – карточки)
- Сейчас вы поработаете в парах.
- Как вы понимаете слово герой?
- Какими чертами должен обладать герой?
Задание 1. Выберите слова, которые помогут составить портрет героя. (На карточках дети выбирают подходящие слова)
- Какие же слова нам помогут в описании героя?
( Примерные ответы: Смелый, отважный, решительный, рискованный, храбрый, сильный, мужественный)
- В словаре С. Ожегова слово герой толкуется так : Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.
Герой – человек исключительной смелости и доблести. Герой – человек, который готов пожертвовать собой ради других. Это тот, кто защищает Родину.
- Давайте составим синквейн о герое. (Дети составляют, учитель записывает на доске. Примерный синквейн)
Солдат
Смелый, решительный
Защищает, сражается, жертвует
За Родину горой
Герой!
Задание 2. Соедините пословицы о героизме.
Герой в бою думает не о смерти, рождает мужество многих.
Мужество одного умей за нее постоять.
Родина – мать, кто за Родину горой.
Тот герой, а о победе.
- Какие пословицы у вас получились? Как понимаете их значение? (Слайд 3)
(ответы детей)
- Все пословицы воспевают героизм и мужество людей.
Герои не ищут славы, они совершают подвиги по велению сердца.
Особый Подвиг – воинский. Нередко это подвиг самопожертвования во имя товарищей, во имя общей победы над неприятелем, врагом Отечества.
3.2 Знакомство с биографией и подвигом героя России А. Бузиным
- А кого называют героем России? (ответы детей)
Герой России – звание, которое присваивается за заслуги перед государством и народом, за совершение геройского поступка.
Ясно одно - это служение Родине, земле, семье. Это умение отдать свою жизнь именно там и тогда, где и когда она была нужна.
Одним из таких героев и был молодой парень Александр Бузин. (Слайд 4)
Александр родился 28 июля 1976 года в городе Нижний Тагил Свердловской области. Затем мама Валентина Валентиновна вместе с сыном переезжает в г. Читу. В 1988 году семья Бузиных из Читы приезжает в г. Советский.
Учебу Саша продолжил в Советской средней школе № 2. В 1991 году, получив свидетельство о неполном среднем образовании, поступает в Профессионально-техническое училище – 42 п. Советский и заканчивает обучение в 1993 году по профессии станочник деревообрабатывающих станков, столяр художественной мебели. Полено или обычный кусок дерева в его руках превращались в зверьков или в сказочных персонажей. Первым ценителем его искусства был младший брат Лешка.
Саша Бузин был простым парнем из нашего города. Обычный парень из пятиэтажки, любил музыку и книги. Но была у него одна особенность - очень любил собак, особенно овчарок, проводил почти все свободное время с домашним питомцем. Его овчарка блестяще прошла служебные курсы ОКД (общий курс дрессировки) ЗКС (защитно-караульная служба). Подходило призывное время. Саша надеялся, что его призовут на границу вместе с собакой, но не срослось. В декабре 1994 года Александра призвали в армию, попал во внутренние войска, дислокация части - Ростовская область.
В 1995 году Саша окончил учебные курсы кинологов Ростовского учебного центра Внутренних войск. Так в жизни Бузина появился новый друг - служебная овчарка Джон. У служебных собак тоже есть специальности. Специальность Джона называлась - минно-розыскная собака. (Слайд 5)
Александр служил инструктором во взводе специалистов служебных собак в Северо-Кавказском округе внутренних войск. За год настолько многому научился и так хорошо сдавал все экзамены, что стал лучшим в подразделении. А на юге России гремела вторая чеченская война, и Саша очень хотел проявить себя и доказать – учились с Джоном разминированию не зря. (Слайд 6)
Как рассказывали сослуживцы Александра, Джон был очень предан своему хозяину. Преданность хозяину – основной принцип, на котором основывают свою работу военные дрессировщики. Чтобы привить собаке привычку подчиняться хозяину, во всем слушаться его, необходимо любить животных.
Пришло время и Александру Бузину примерять бронежилет. Сослуживцы не смогли сдержать смех, глядя на товарища. Казалось, под тяжестью титановых пластин он завалится. Саша посмеялся вместе со всеми. Присущее ему чувство юмора тоже позволяло крепко стоять на земле.
Александра Бузина и его питомца, назначили на одну из застав. В то время саперы в основном работали по разминированию оставленных боевиками населенных пунктов.
Сослуживцы удивлялись: утром мы только собираемся на развод – он уже с собакой возится, вечером отдыхаем после службы – Саша с Джоном только возвращаются в подразделение. Грязные по уши – уже успели обшарить все окрестности.
Первые разминирования были очень удачными – Джон в Ханкале обнаружил 9 мин, 6 фугасов и склад боеприпасов. В районе поселка Алхан-Кала – 12 мин и 4 фугаса. После первых удачных разминирований Саша поверил в себя и в своего четвероногого помощника. За пять месяцев командировки рядовой Бузин с Джоном обнаружили сотни затаившихся в земле смертей.
В начале мая 1996 года рядовой Бузин был направлен в роту разведки воздушно-десантной дивизии. Задача была очень непростая – рейды по тылам бандформирований в районе Бамута. От Саши и Джона зависела жизнь десантников-разведчиков. Работали так: Джон подает голос, значит, мина. Саша устанавливает красный флажок, ждет разведгруппу, в составе которой саперы, и время их работы – небольшой отдых.
Именно так все и было в последний день жизни Александра Бузина.
Саша и Джон шли впереди разведчиков, обнаруженные мины отмечались флажками. Уже два десятка флажков колыхалось на маршруте. Группа неспешно двигалась позади, на значительном расстоянии, разведчики внимательно изучали взглядами "зеленку". Джон умел не только обнаруживать мины. Он также различал запахи чужих людей. Саша не знал, что за ними уже наблюдают из зарослей и за каждым движением сапера следят стволы автоматов. Но это знал Джон. Собака не хотела идти вперед, затем залаяла в сторону кустарника. И тут Бузин заметил боевиков. Счет шел на доли секунды. Саша успел дать очередь из автомата, а Джон бесстрашно рванул в заросли, навстречу врагу. Перестрелка была скоротечной. Но этого было достаточно, чтобы спасти разведгруппу. (Слайд 7)
Указом Президента Российской Федерации от 18 ноября 1996 года Бузину Александру Сергеевичу за мужество и героизм, проявленные при выполнении боевой задачи, присвоено высокое звание Героя Российской Федерации (пocмepтнo). (Слайд 8)
Хоронили Александра Бузина в Советском. Провожали в последний путь всем городом. Сейчас рядом с «Наказом матери» установлен бюст героя. Каждый год на день Победы, на день памяти воинов-интернационалистов, в другие патриотические и воинские даты к бюсту Александра Бузина несут цветы. (Слайд 9)
«На Земле безжалостно маленькой жил да был человек маленький…»
Эти стихи Роберта Рождественского как будто про него, про Героя России, советчанина Александра Бузина, героически погибшего в цветущем мае 1996 года в Чечне. Единственного Героя России в Югре.
В городе Ханты-Мансийск на Аллее Героев в парке Победы в ряду прославленных фронтовиков Великой Отечественной войны 1941-1945 годы установлен бронзовый бюст Героя нового времени и новой России Александра Сергеевича Бузина. (Слайд 10)
3.3 Открытие парты героя России А. Бузина (Слайд 11)
9 декабря в нашей стране отмечается праздник – День Героев Отечества. Накануне данного праздника, 8 декабря 2023 года, в нашей школе состоялось торжественное мероприятие «Открытие парты героя России А. Бузина». В открытии «Парты героя» участвовали более 80 человек – представители администрации, общественных патриотических учреждений, ветеран местного отделения «БОЕВОГО БРАТСТВА», ветераны Чеченской войны и бойцы СВО, коллектив школы, учащиеся, родственники героя.
3.4 Жители улицы А. Бузина о Герое России, в честь которого она названа (Слайд 12)
Включаем видео из Интернет-источника [3]
4. Итог
- Ребята, сегодня вы узнали о героическом подвиге нашего земляка Александре Бузине. Это человек, с которого нужно брать пример, помнить о его героизме и мужестве. Очень хочется, чтобы был мир, и матери никогда не провожали своих сыновей на войну.
-Сколько бы ни прошло времени, сколько бы ни сменилось поколений – Россия будет помнить своих героев, они будут жить в наших сердцах.
«НЕЛЬЗЯ НАУЧИТЬСЯ ЛЮБИТЬ ЖИВЫХ, ЕСЛИ НЕ УМЕЕШЬ ХРАНИТЬ ПАМЯТЬ О ПАВШИХ»
- Ребята, помните, пожалуйста, эти слова.
-Не только на войне можно совершить подвиг, и не обязательно он может быть связан с риском для жизни. Геройство проявляют и дети, совершая великие поступки. Героическим поступком можно считать не только подвиги, но и значимые дела, совершенные на благо людей.
-Ребята, помните, что вы потомки тех, кто не жалея жизни и сил подарил вам будущее. Мы должны знать и уважать историю страны, мы должны любить и беречь свою родину.
Пусть над нашей страной всегда будет светлое голубое мирное небо, пусть всегда светит солнце, а люди дарят друг другу улыбки.
Как хорошо проснуться на рассвете,
Как хорошо, что ночью снятся сны,
Как хорошо, что кружится планета,
Как хорошо на свете без войны!
5. Рефлексия
-Герой никогда не умрёт, пока память в народе живёт. Героями не рождаются, ими становятся. Неважно где, на войне или при спасении жизни людей на пожаре, за особые отличия в труде или в спорте. В обычной жизни этих людей мало что отличает от остальных.
Мы должны помнить о тех людях, которые сделали все, чтобы мы жили, учились под мирным небом.
-Ребята, давайте прикрепим звездочки – символ мужества и героизма на нашу «Стену памяти». (Дети вырезают звездочки и прикрепляют на «стену памяти»).
Героями не рождаются,
Героями становятся в час испытаний.
О подвигах стихи слагают.
О славе песни создают.
Герои никогда не умирают,
Герои в нашей памяти живут!
(Звучит песня «Герои России») [4]
- Спасибо всем за работу. Надеюсь, что все, о чем мы сегодня говорили, останется в ваших сердцах. (Слайд 13)
Использованные источники
1. А. Ковалев. Сборник стихов
2. Е. Катугина. Сборник стихов
3. Жители улицы Бузина рассказали о Герое России, в честь которого она названа. [Электронный ресурс]
// https://www.youtube.com/watch?v=RRJ0K3r-Mgs&t=190s
4. Стас Михайлов – Герои России.
[Электронный ресурс] // https://youtu.be/5N_7CYmQIAI
Приложение
(Раздаточный материал)
Задание 1. Выбрать слова, которые помогут составить портрет героя.
Смелый, отважный, нерешительный, решительный, вялый, рискованный, храбрый, сильный, мужественный, робкий, отчаянный, рисковый, бесстрашный, трусливый.
Задание 2. Соединить пословицы о героизме.
Герой в бою думает не о смерти, рождает мужество многих.
Мужество одного умей за нее постоять.
Родина – мать, кто за Родину горой.
Тот герой, а о победе.
Задание 3. Вырезать звездочку