Светлана Литвинова
Классный час по пожарной безопасности в 9 классе «Огонь — друг и враг человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Классный час по теме : «Пожарная безопасность» в 9 классе
Тема. “Огонь – друг и враг человека”.
Публикация «Классный час по пожарной безопасности в 9 классе „Огонь — друг и враг человека“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классные часы и внеклассные мероприятия в 5-9 классах
- Классный час
- Пожарная безопасность
- Средняя школа, 9 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Цель: научить детей вести себя правильно в чрезвычайных ситуациях, при пожаре дома или в школе, привить практические навыки тушения огня, довести до сознания учащихся правила пользования газом и электроприборами, закрепить ранее полученные знания и навыки учащихся по теме “Правила пожарной безопасности”;расширить предоставления учащихся об опасностях, связанных с огнём.
Ход классного часа.
Огонь – одно из самых больших чудес природы, с которым человек познакомился на заре своего существования. Огонь дарил человеку тепло, свет, защищал от диких зверей, использовать для приготовления пищи, изготовления орудий труда. Благодаря огню человечество проникло в космос. Люди научились добывать и сохранять огонь. Однако, выйдя из-под контроля человека, он превращается в страшное бедствие – пожар. Чтобы избежать пожара, предупредить его нужно знать, каким же образом огонь вырывается на свободу. В чём же причина этого? Как действовать при пожаре? На эти вопросы нам сегодня и необходимо найти ответы.
Статистика говорит, что в нашей стране пожары вспыхивают каждые 2-3 минуты, в них ежегодно погибает около 20 тысяч человек.
Пожары приводят к большим материальным потерям:
-превращают в пепел жилые и промышленные здания;
-уничтожают лесные массивы;
-уничтожают урожаи сельскохозяйственных культур.
Приведу примеры некоторых исторических факторов, подтверждающих тяжкие последствия, нанесенные пожарами :
1470 г. - пожар в Москве (осталось только 3 двора);
1493 г. - пожар в Кремле (сгорела вся Москва);
1812 г. - пожар, вызванный бесчинством мародеров (уничтожено 2/3 города) ;
1972 г. - торфяные пожары в Подмосковье (всю Москву заволокло дымом);
1977 г. - пожар в гостинице «Россия, погибло 37 постояльцев и 5 сотрудников, госпитализировано 52 человека;
1993г. - пожар на Камском автомобильном заводе (страна лишилась главного поставщика большегрузных автомобилей).
Пожар- это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность и здоровья людей.
Горение – это процесс превращения горючих веществ в продукты сгорания.
Пожар - это беспощадная сила огня, гибель людей, городов, зданий, материальных ценностей, растительного и животного мира.
Пожары сопровождают человека всегда и повсюду : на земле, под водой, в воздухе, в космосе.
Рост числа пожаров, материальных потерь, гибели людей является следствием бурного развития техники и технологии, концентрации производства, создания новых пожароопасных материалов, увеличения плотности населения, отсутствия в достаточном количестве первичных средств пожаротушения, низкого уровня подготовки населения к действиям по профилактике и предупреждению пожаров/ отсутствия навыков пожаротушения и безопасного поведения во время пожаров.
Пожары приносят неисчислимые беды, травмирование и гибель людей, они уничтожают все на своем пути, наносят непоправимый вред окружающей природной среде.
ТАБЛИЦЫ НА СЛАЙДАХ
Для возникновения горения необходимы три условия:
1).наличие горючего вещества; к горючим веществам относятся:
* дерево;
* бумага;
*бензин;
*керосин;
* газ и др. ;
2) наличие окислителя, к которому относятся следующие вещества:
* кислород воздуха ;
* селитра;
* азотная кислота;
* окислы азота;
3) источник воспламенения, которым может послужить:
* икра;
* пламя костра;
* непогашенный окурок и др.
Основные причины возникновения пожаров.
• Небрежное, халатное обращение с огнем.
• Нарушение требований техники безопасности при работе
электрическими приборами, печным отоплением.
• Нарушение правил проведения электрогазосварочных и огненных работ.
• Случайный или умышленный поджог.
• Пренебрежение опасностью, незнание и недооценка возможных последствий пожара.
• Удар молнии.
• Игра детей с огнем,в основном со спичками.
• Самовозгорание.
Для предупреждения возгораний в жилище необходимо строго соблюдать несложные правила пожарной безопасности.
Вот некоторые из них:
• не оставляйте включенными электроприборы после работы с ними;
• не включайте в одну розетку несколько мощных потребителей электроэнергий;
• пользуясь свечами изолируйте их от стола огнестойкими материалами;
• не применяйте бенгальские огни, хлопушки и другие пиротехнические средства в квартирах;
• не устраивайте игр со спичками, другими горящими предметами и легковоспламеняющими материалами.
НО БЫвает и так, что меры предосторожности не помогли и пожар начался. Что делать в таких случаях?
• Срочно позвонить в пожарную охрану, сообщить точный адрес и что горит;
• Если горение только началось, пожар легко можно затушить водой, накрыть одеялом, перекрыв доступ воздуха;
• Нельзя тушить водой горящие электропроводку и электроприборы, находящиеся под напряжением;
• Если огонь своими силами ликвидировать не удалось, то немедленно покиньте помещение;
• Если выйти из квартиры из-за дыма невозможно, плотно закройте двери, вентиляционные отверстия полотенцами, смоченные водой;
• Никогда не прячьтесь в задымленном помещении в укромные места.
Признаки начинающегося пожара.
• Наличие запаха дыма.
• Незначительный огонь, пламя.
• Наличие характерного запаха горящей резины или
Пластмассы, снижение напряжения в электросети, нарушение подачи электропитания - признаки горения электропроводки.
• Людская суета на лестничныхклетках, в подъезде.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
Пожар в квартире, доме, здании школы.
• Не паниковать.
• Вызвать пожарных и спасателей по телефону 01.
• Попытаться погасить огонь самостоятельно на начальной стадии горения: залить водой, засыпать песком или землей, накрыть плотной тканью, залить содержимым огнетушителя. Сорвать горящие шторы, затоптать огонь ногами, залить водой или бросить в емкость с водой.
• Отключить электрические и газовые приборы. В случае возгорания телевизора его необходимо быстро отключить от электропитания, накрыть мокрой плотной тряпкой или залить водой через вентиляционные отверстия.
• Закрыть все окна и двери.
• Найти и вывести (вынести) маленьких детей, которые прячутся в шкафах, под столами, в туалетных комнатах. Помочь старикам, пострадавшим.
• Взять с собой документы. деньги, ценные вещи.
• Быстро, без давки покинуть опасную зону пожара по заранее изученному безопасному маршруту, используя запасные выходы, пожарные лестницы.
• Постоянно подавать звуковые сигналы.
• Лечь на пол, ждать помощи или передвигаться ползком к выходу.
• Дышать через мокрую ткань. Всеми силами защищаться от дыма. Несколько вдохов воздуха, насыщенного дымом, могут привести к потере сознания.
• Выйти на балкон, закрыть за собой дверь, позвать на помощь.
• Не открывать окна и двери.
• Использовать длязащиты от огня и теплового излучения влажную плотную ткань.
• Не закрывать входную дверь на ключ.
• Не пользоваться лифтом.
ЕСЛИ НА ЧЕЛОВЕКЕ ЗАГОРЕЛАСЬ ОДЕЖДА
1. Горящую одежду быстро снять.
2. Не бегать в горящей одежде.
3. Не кататься по земле.
4. Защитить руками голову, лицо, глаза.
5. Не использовать для тушения огнетушители.
6. Окунуться в воду или облиться водой.
7. Лечь на снег.
8. Накрыться плотной мокрой тканью, оставив голову открытой, чтобы не задохнуться продуктами горения.
9. Не отдирать прилипшую к телу одежду.
10. Оказать пострадавшему первую помощь, успокоить его и оперативно доставить в больницу.
Игровые ситуации.
Игровая ситуация №1
У вас загорелся телевизор. Какими должны быть ваши действия? Покажите их, используя данные предметы: телевизор, ведро с водой, одеяло, песок.
Ответ:
1. Обесточить телевизор;
2. Накрыть влажной тканью;
3. Позвонить по “01”.
Ситуация №2
Кашу Саша решил на сковороде подогреть,
При этом в соседней комнате песни попеть.
Заигрался Саша и бдительность потерял,
Правила безопасности не соблюдал.
И вот огоньки заскакали кругом,
И вспыхнул, как щепочки, бабушкин дом!
На сковороде загорелось масло. Какими должны быть ваши действия? Покажите их, используя данные предметы: сковорода, кружка с водой, полотенце.
Ответ:
1. Выключить газ;
2. Накинуть влажное полотенце
Ситуация №3
На тебе загорелась одежда. Что будешь делать?
Ответ:
1. Надо упасть на пол;
2. Накрыться влажной тканью;
3. Бежать нельзя!
Ситуация №4
Увидел человека с горящей одеждой. Как будешь действовать?
Ответ:
1. Догнать, накрыть тканью;
2. Уронить на пол;
3. Тушить огнетушителем нельзя.
Ситуация №5
Ты вечером возвращаешься домой и чувствуешь сильный запах газа. Что ты сделаешь?
а) Первым делом! зажгу свет и спичкой проверю, откуда идет газ
б) Пойду понюхаю, откуда пахнет
в) Позвоню в газовую службу и пойду на улицу ждать, когда они приедут
г) Открою окно, постараюсь перекрыть газ и позвоню по телефону 04. и все это буду делать, не включая света
Ситуация №6
В доме начался пожар, который ты не можешь потушить. Что делать?
а) Убежать б) Закричать в) Вызвать пожарных.
Большая часть неприятностей в жилище или в лесу возникает по неосторожности, рассеянности, а порой и по незнанию и связями с пожарами, ожогами, воздействием электрического тока, отравлениями. Знание опасностей, выполнение простейших правил обращения с предметами домашнего обихода, огнём – залог нашей безопасности.
Просмотр видеоролика.
С целью недопущения пожара в природной среде, запрещается:
• Бросать в лесу горящие спички, окурки, тлеющие тряпки.
• Разводить костер в густых эарослях и хвойном молодняке, под низкосвисающими кронами деревьев, рядом со складами древесины. торфа, в непосредственной близости от созревших сельхозкультур.
• Оставлять в лесу самовозгораемый материал: тряпки и ветошь, пропитанные маслом, бензином, стеклянную посуду, которая в солнечную погоду может сфокусировать солнечный луч и воспламенить сухую растительность.
• Выжигать сухую траву на лесных полянах, в садах, на полях, под деревьями.
• Поджигать камыш.
• Разводить костер в ветреную погоду и оставлять его без присмотра.
• Оставлять костер горящим после покидания стоянки.