Надежда
Влияние дидактических игр на развитие произвольной зрительной и слуховой памяти у детей 5–6 лет с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние дидактических игр на развитие произвольной зрительной и слуховой памяти у детей 5- 6 лет с задержкой психического развития
Без достаточного уровня сформированности произвольной зрительной и слуховой памяти невозможно полноценное обучение, так как учебный процесс опирается преимущественно на эту форму памяти. Т. А. Власова, М. С. Певзнер указывают на снижение произвольной памяти у детей с задержкой психического развития как на одну из главных причин их трудности в обучении.
Публикация «Влияние дидактических игр на развитие произвольной зрительной и слуховой памяти у детей 5–6 лет с ЗПР» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ЗПР. Задержка психического развития
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Память. Развитие памяти у детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Слуховая и звуковая память. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Развитие произвольной памяти у детей 5-6 лет с задержкой психического развития обеспечивается следующими педагогическими условиями:
- подбор и проведение комплекса дидактических игр, направленных на развитие произвольной памяти у детей 5-6 лет с задержкой психического развития;
- при проведение игр целенаправленно проводить обучение приёмам запоминания (проговаривание, припоминание, анализ, группировка);
- игры проводить последовательно от простых к сложным, в начале проводить игры на развитие произвольной зрительной памяти, а затем игры на развитие произвольной слуховой памяти.
Задержка психического развития – особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребёнка.
У детей с задержкой психического развития отмечается сниженная работоспособность, вследствие возникающих у них явлений церебрастении, психомоторной расторможенности, возбудимости. Познавательная деятельность у таких детей характеризуется низким уровнем активности и замедлением переработки информации. Отклонения в познавательной деятельности наиболее отчетливо обнаруживаются именно как снижение памяти. Причины нарушения памяти у детей с задержкой психического развития обусловлены как различными клиническими факторами, так и психолого-педагогическими факторами. В связи с этим выявляют разнообразные нарушения памяти, недоразвитие всех видов запоминания, объем, и точность произвольного запоминания существенно отличается от нормально развивающихся детей. Повышенная тормозимость следов под воздействием помех и внутренней интерференции, характерна низкая скорость запоминания, уменьшение объёма памяти, увеличение скорости забывания.
В работе Ю. Г. Демьянова (1968), изучавшего особенности мнемической деятельности у детей с задержкой психического развития, было установлено, у них наблюдаются отклонения как в области зрительной, так в области слуховой памяти. Основная ошибка этих детей, при воспроизведении материала, замена слов подлинников синонимами, наблюдаются повторы, ребёнок перечисляет то, что запомнил несколько раз, наблюдается привнесение новых слов.
По всем изученным параметрам процесса заучивания выявились специфические особенности произвольной памяти детей с задержкой психического развития. Так, в задании на опосредованное запоминание с опорой на картинки дети с задержкой психического развития в большинстве случаев подбирают для запоминания слова, те же картинки что и дети с нормальным развитием. Однако последующее воспроизведение слов на основе отображенных картинок вызывает у них значительные затруднения. Часто они называют совсем не те слова, которые были заданы, а слова придуманные ими самими.
Очень важно, чтобы ребенок понимал, что значит запомнить. Это особая задача, специфический вид психической деятельности. Но не все даже нормально развивающиеся дети к моменту поступления в школу понимают специфику таких заданий. Не понимая поставленной перед ними задачи, дети с ЗПР не могут применить специальные приемы заучивания (проговаривание вслух, повторное называние, группировка материала, продуктивность такого запоминания очень низка и практически равна непроизвольному запоминанию.
Необходимым условием высокой продуктивности деятельности запоминания является также ее целенаправленность. Из-за недостаточно устойчивого внимания дети с ЗПР часто отвлекаются при заучивании материала, что снижает эффективность запоминания. Сниженная целенаправленность мнемической деятельности отчетливо обнаруживается у детей с ЗПР у случаях, когда они должны запомнить материал, пользуясь специальными приемами, повышающими эффективность произвольной слуховой и зрительной памяти. При этом дети с ЗПР видят цель деятельности в выполнении некоторых логических операций, которые в действительности являются лишь средством осуществления мнемической задачи. Происходит соскальзывание с цели.
Эффективность произвольной зрительной и слуховой памяти существенно зависит также от умения контролировать себя в ходе заучивания, прежде всего от умения дифференцировать воспроизведенный материал от не воспроизведенного и контроль за точностью воспроизведения [15, с. 235].
Таким образом, у детей с задержкой психического развития отмечается недостаточность всех видов памяти. Недостатки произвольной памяти в значительной степени связаны со слабостью регуляции произвольной деятельности, недостаточной ее целенаправленностью, несформированностью функций самоконтроля. На выполнение поставленной задачи дети с задержкой психического развития затрачивают больше времени, чем нормально развивающиеся дети. Но происходит это не за счет длительности активной деятельности, а из-за неумения организовывать мыслительный процесс и сосредоточивать внимание на выполнении задания. Дети с ЗПР не используют специальные мнестические приемы.
Дети с задержкой психического развития отличаются от нормально развивающихся сверстников по точности воспроизведения экспериментального материала. При воспроизведении присутствует посторонний материал.
Без достаточного уровня сформированности произвольной зрительной и слуховой памяти невозможно полноценное обучение, так как учебный процесс опирается преимущественно на эту форму памяти. Т. А. Власова, М. С. Певзнер указывают на снижение произвольной памяти у детей с задержкой психического развития как на одну из главных причин их трудности в обучении.
Исследователями, занимавшимися проблемой развития памяти у детей с ЗПР, выявлены следующие закономерности формирования произвольной зрительной и слуховой памяти у детей данной категории : уровень развития произвольной памяти ниже, чем у нормально развивающихся сверстников, так как у детей с ЗПР нарушен процесс саморегуляции, и контроля в ходе запоминания. Более высокий уровень развития произвольной зрительной памяти в сравнении со слуховой.
В связи с особенностями развития психических процессов, возникают трудности в применении мнемических приемов запоминания зрительной и слуховой информации.
Одним из средств развития произвольной памяти является дидактическая игра, так как этот вид деятельности упорядочивает поведение ребенка, что способствует более продуктивному запоминанию.
При организации формирующего эксперимента мы руководствовались следующими общедидактическими и специальными принципами, такими как: принцип системности, принцип последовательности, деятельностный принцип, принцип учёта структуры дефекта.
Дидактические игры проводили во вторую половину дня. Вначале проводили игры на развитие произвольной зрительной памяти, затем игры на развитие произвольной слуховой памяти, так как зрительная память у детей с ЗПР является менее нарушенной. Игры проводили в порядке усложнения (увеличение числа запоминаемых элементов). Процесс запоминания в игре начинался со специально организованного восприятия, которое направлено на вычленение свойств объекта (цвет, форма, величина).
В связи с повышенной отвлекаемостью, низким уровнем произвольного внимания, инструкция в играх повторяется несколько раз. Перед тем как выполнить задание экспериментатор просит ребенка повторить его словесно. При невыполнении задания не осуществляется переход к другой игре, а продолжается выполнение этой игры.
В данную серию игр вошли игры таких авторов: З. М. Богуславской, Е. О. Смирновой, Г. А. Урунтаевой.
На данном этапе мы выделили два направления работы. Первое направление работы по развитию произвольной зрительной памяти.
Цель: развивать произвольную зрительную память через рассмотрение образа и словесное обозначение.
Задачи:
Развивать умения составлять картинку по образцу;
Развивать умения находить идентичное изображение и запоминать их.
Второе направление - работа над произвольной слуховой памятью.
Цель: развивать произвольную слуховую память через точное запоминание последовательности описания.
Задачи: развивать умение запоминать точно воспроизводить словесное описание предмета.
Таким образом, на этапе формирующего эксперимента нами был разработан и апробирован комплекс дидактических игр, направленных на развитие произвольной зрительной и слуховой памяти у детей 5- 6 лет с ЗПР. При проведении данного комплекса дидактических игр мы проводили целенаправленную работу по совершенствованию и активизации использования мнемических приемов детьми с ЗПР.
Для проверки эффективности проделанной работы, мы провели контрольный эксперимент. Результаты, полученные в ходе контрольного эксперимента, сравнивались с результатами констатирующего эксперимента.
Качественный анализ результатов показал, что в экспериментальной группе с высоким уровнем развития произвольной слуховой и зрительной памяти – 33 % (2 ребёнка) эти дети показывают идентичное изображение, называют точно все предметы, затрачивают на запоминание минимум времени, называют слова в том порядке в каком были предъявлены, используют мнемические приемы, средний уровень – 50 % (3 ребёнка) ребёнок называет правильно почти все слова, но допускаются небольшие неточности, например ребенок, назвал вместо слова море- кораблик, т. е. воспроизвёл слово по ассоциации, использует не все мнемические приемы, преимущественно повторение, низкий уровень – 17 % (1 ребенок) называл наибольшее количество слов (три, четыре) слова. На запоминание слов, дети затрачивают наименьшее количество времени. В методике «Найди такой же», большая часть детей показывала идентичное изображение с общим силуэтом,
Проведённый формирующий эксперимент дал нам основание для выводов о результативности проделанной работы. Процесс формирования произвольной зрительной и слуховой памяти требует достаточно длительного времени. Но можно отметить положительную динамику от проделанной работы. Результаты показали, что уровень развития произвольной зрительной и слуховой памяти у детей с ЗПР повысился. Дети стали затрачивать меньшее количество времени для запоминания слов, картинок, увеличился объём слов, слова дети называли точно, без ошибок, большая часть детей правильно воспроизводили последовательность слов, активно использовали мнемические приемы запоминания.
Таким образом, благодаря проведению дидактических игр, уровень развития произвольной зрительной и слуховой памяти у детей с ЗПР экспериментальной стал более высоким.
Список литературы.
1. Бадалян Л., Миринов А. Память и нервно психическое развитие // Дошкольное воспитание 1976, № 4 стр. 23 - 31
2. Белопольская Н. Л. Детская патопсихология. - М. :2000-351с.
3. Блонский И. П. Память и мышление. М. : «Просвещение» 1974-245с.
4. Борякова Н. Ю. Психолого-педагогическое изучение детей с ЗПР // Коррекционная педагогика 2003, № 2 с. 33 -43
5. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры. – М. : «Просвещение» 1991.- 207 с.
6. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М. :1991.- 176с.
7. Выготский Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте // Хрестоматия по общей психологии. – М. : 1979.-367с.