Наталья Силаева
Кинезиологическая программа «Брейн Джим» как одна из технологий развития письма и чтения
▼ Скачать + Заказать документы
Республика Хакасия
рп Усть-Абакан
МБОУ «Усть-Абаканская СОШ»
учитель-логопед
Силаева Наталья Михайловна
Статья: Кинезиологическая программа «Брейн Джим» как одна из технологий развития письма и чтения.
[/h3]
Публикация «Кинезиологическая программа „Брейн Джим“ как одна из технологий развития письма и чтения» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Почему в школе одни дети успешны, а другие нет? Мы все чаще наблюдаем у учеников трудности с концентрацией внимания, помехи в учебе, особенно проблемы с усвоением письменной речи. Я, как учитель-логопед, провожу коррекционные логопедические занятия с детьми, имеющими диагноз «Задержанное психическое развитие» и речевым заключением «Системное недоразвитие речи». А так как у этих учащихся нарушено формирование чтения и письма, то к ним нужен особый подход. Во-первых, что бы их заинтересовать, а во вторых получить итоговый положительный результат в усвоении письменной речи. И в этом мне помогает американская кинезиологическая программа «Брейн Джим»-это комплекс упражнений, который помогает справиться с трудностями на письме, чтении, счёте, внимании и направлен на активизацию различных отделов коры головного мозга (больших полушарий). Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий – левого и правого, каждое из которых – не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение.
Целью гимнастики является развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимание, речи, мышления). Таким образом, развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов.
Несколько энергичных упражнений приводят мозг в «движение», сохраняя при этом ясность мысли и деятельности. Такие упражнения способствуют активизации тех участков мозга, которые прежде были блокированы.
Для формирования письма, развития письменного творчества, правописания я провожу кинезиологические упражнения:
«Энергичная зевота» Представьте себе, что вы зеваете. Надавите кончиками пальцев на любые напряженные места на челюсти с обеих сторон. Сделайте глубокий расслабляющий, зевающий звук, мягко удаляющий напряжение.
«Сова» Схватите и плотно сожмите мышцы правого плеча левой рукой. Поверните голову и посмотрите назад через плечо. Вдохните глубоко и разверните плечи. Посмотрите через левое плечо и распрямите плечи. Опустите подбородок на грудь и глубоко вдохните, расслабляя мышцы. Повторите то же самое, схватив левое плечо правой рукой.
«Мыслительная шапка» - массаж ушей. Цель - общетонизирующее действие на организм, активизация слуха и понимание устной речи. Большой палец руки находится на внутренней стороне уха. Массируется сверху вниз, и наоборот чуть разворачивая их в сторону затылка
«Думающий колпак» Можно выполнять стоя и сидя.
1. Положите средний и указательный пальцы обеих рук на точки, находящиеся на лбу посередине между линией бровей и волос. Вертикальная ось точек - посередине зрачка.
2. Подержите пальцы на этих точках до возникновения под ними тепла или пульсации. Полезно перед началом уроков, т. к. быстро концентрирует внимание, очень кстати перед публичными выступлениями и работе с компьютерами.
Также эти упражнения помогут активизировать визуальную память, что важно для развития орфографической зоркости
А для формирования читательских умений и навыков подходят упражнения:
«Даббл Дудл» (симметричное рисование) Одновременно двумя руками рисовать одинаковые изображения вправо и влево (с зеркальным отражением) следите глазами за тем, что одновременно делаешь справа и слева.
«Активная рука» Поднимите одну руку вверх и обхватите её другой рукой. Сделать медленный выдох и одновременно подтолкните вытянутую руку еще выше. При каждом выдохе двигай вытянутой рукой в другом направлении: сначала назад, затем вперед, направо и налево. Повторить упражнение с другой рукой.
«Кнопки мозга» выполняются перед чтением. Сядьте удобно. Положите правую руку на пупок, левую на нижнее основание ключицы по правую сторону от грудины. Массируйте левой рукой основание ключицы, держа другую руку на пупке. Повторить то же, переменив руки.
«Вращение шеи» Дышите глубоко, расслабьте плечи. Опустите голову прямо вниз. Медленно вращайте головой из стороны в сторону, совершенно расслабляясь при выдохе. Делайте небольшие круговые движения подбородком. После этих движений голос при чтении и говорении будет звучать сильнее.
Систематическое выполнение этих специально подобранных упражнений на логопедических занятиях (и не только, помогают повысить эффективность обучения и решить проблему неуспешности в освоении чтения и письма. Положительные результаты заметны практически сразу (удерживается строка, развивается каллиграфия и штриховка в разных направлениях, формируется зрительный образ букв и переносится на тетрадный лист, концентрируется внимание во время чтения, формируется пересказ близкий к тексту, а не только по наводящим вопросам ну и т. д). Кроме того упражнения способствуют развитию мыслительных способностей, развитию внимания к словесным объяснениям, развитию ассоциативных связей действительности, вербальной информации и графического изображения
Литература
1. Колесников А. «Гимнастика мозга, или Легкие способы развития ребенка». Издательство: Центрполиграф, 2009 г.
2. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М., 2002.
3. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М., 2002.
4. Ханнафорд. К. Мудрое движение, или мы учимся не только головой. М., «Восхождение», 1998