Татьяна Чулкова
Кейс-технология в развитии ребёнка-дошкольника — инновационный метод реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Кейс-технология в развитии ребёнка-дошкольника — инновационный метод реализации ФГОС ДО. (слайд №1)
Современные дети впитывают в себя с каждым днем все больше и больше информации, которую они и сами не могут обработать в своей голове и спокойно объяснить. А это с тем учетом, что умение контактировать со сверстниками, взрослыми, а также общительность – это необходимые составляющие самореализации ребенка, которые необходимы для его успешности в различных видах деятельности. Но у многих дошкольников серьезные проблемы на пути достижения своей успешности. Они часто стесняются, когда к ним обращаются с вопросом, и не инициативны в общении с людьми. Ребята, бывает, замыкаются в себе или даже конфликтуют, т. к. не могут адекватно выразить свои мысли, свою точку зрения.
Публикация «Кейс-технология в развитии ребёнка-дошкольника — инновационный метод реализации ФГОС ДО» размещена в разделах
Как научить ребенка не бояться трудностей, быть более раскованными? Как сделать так, что дети дошкольного возраста были готовы к саморазвитию и самообразованию? Успешно решать данные задачи позволяет внедрение современных образовательных технологий в практику работы образовательного учреждения.
Чтобы помочь дошкольникам раскрыться, чтобы воспитать творческих, активных, успешных детей, которым в дальнейшем не будут страшны трудности, мы должны научить их решать проблемы с разных сторон. Согласно ФГОС в современной науке – это и называется нестандартным мышлением.
Одой из новых и эффективных технологий развития способности нестандартно мыслить является решение проблемных ситуаций с использованием кейсов.
(слайд №2) Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения детей на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у дошкольников новых качеств и умений, таких как аналитические умения (классифицировать, представлять свой взгляд на решение проблемы, социальные умения (оценивать поведение детей, умение слушать, поддерживать чужое мнение, коммуникативные умения (вести дискуссию, защищать собственную точку зрения, убеждать, умственные, сенсорные и речевые способности.
(слайд №3) Поэтому главная цель кейс-технологии - это развитие способности анализировать различные ситуации (проблемы) и находить их решение.
(слайд №4) Название метода образуется от латинского термина «casus», который переводится как необычный, запутанный случай. По другой версии это название образовано от английского слова «case» - портфель, чемоданчик.
Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 году для юристов и менеджеров.
Сегодня кейс-технология активно используется как в высших учебных заведениях, так и в средних, начальных школах. Последние несколько лет технология внедряется и в дошкольное образование.
Кейс-технологию можно рассматривать как синергетическую, т. е. объединяющую в себе несколько технологий (ТРИЗ-технология и технология проблемного обучения). Ребятам не преподносятся знания в готовом виде, а они самостоятельно добывают их в ходе дискуссии: разрешается проблема, приобретается необходимый багаж знаний.
(слайд №5) Кейс-технология в образовании – это ряд определенных учебных ситуаций, которые специально разработаны на основе фактического материала для дальнейшего их разбора в рамках образовательной деятельности. В процессе рассмотрения этих ситуаций дошкольники осваивают командную работу, учатся анализировать, принимать решения.
Данный метод может применяться в работе с детьми любого дошкольного возраста. Но мне кажется, что лучше вводить его в образовательную практику уже в младших группах. Это нужно для того, чтобы дети накапливали визуальный и эмоциональный опыт, учились общаться.
(слайд №6) В процессе освоения кейс – технологии дети научатся:
В процессе освоения кейс-технологий дети :
-научатся получать необходимую информацию в общении;
-смогут соотносить свои устремления с интересами других;
-научатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;
-научатся отстаивать свою точку зрения;
-смогут принимать помощь.
(слайд №7) Также кейс-технологии формируют навыки коммуникативного воздействия детей:
• смогут работать в команде;
• смогут вести диалог со взрослыми и сверстниками;
• смогут адекватно реагировать в конфликтных ситуациях;
• обеспечится взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка;
• смогут применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений.
(слайд №8) В своей работе с кейс-технологией я опираюсь на совокупность следующих принципов:
1. Индивидуальный подход к каждому, учет особенностей и познавательных потребностей. В процессе обсуждения и размышления каждый будет использовать собственные возможности, дополнять и развивать групповое суждение.
2. Вариативность – предполагает возможность опоры на разнообразный материал и способы его обработки, что дает свободу выбора.
3. Прагматизм – при работе с кейсами восприятие направлено на поиск информации, которая позволит решить реальную проблему, ответить на вопросы.
В своей работе с детьми я стараюсь внедрить проблемные ситуации по всем образовательным областям. Кейсы могут применяться в любых режимных моментах в течение дня в игровой деятельности детей, в опытно-экспериментальной деятельности, в художественно-эстетической деятельности. Если кейс применяется для образовательной деятельности, то он может быть использован в разных частях занятия (и в начале, и в середине, и в конце).
(слайд №9) Для решения проблемных ситуаций я использую следующие этапы:
Первый этап – знакомство с ситуацией, ее особенностями;
Второй этап – выделение основной проблемы (основных проблем);
Третий этап – предположение проблемы (Почему? Из-за чего? Какие могут быть последствия);
Четвертый этап – анализ последствий принятия того или иного решения;
Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий).
(слайд №10) В своей работе я использую следующие виды кейс – технологии :
- Кейс – иллюстрации;
- Фото – кейс;
- Проигрывание ролей (ролевое проектирование);
- Анализ конкретных ситуаций
Разберем коротко теперь каждый вид кейс - технологии :
Кейс - иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз
(слайд №11) Рассмотрим пример кейс – иллюстрации :
Переходим к решению ситуации по этапам:
• Первый этап – ребёнок видит иллюстрацию и рассматривает её
• Второй этап Ребёнок должен увидеть, что за проблема изображена на иллюстрации
•
• Третий этап – Каковы могут быть последствия, если ничем не помочь в данной ситуации?
• Четвертый этап – Какой выход можно найти из сложившейся проблемной ситуации? Предположите свои варианты решения исходя из данной ситуации.
• Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий) :
Кейс- иллюстрация очень схожа с фото – кейс. Кейс – иллюстрация – это картинки, которые можно взять из интернета, а фото- кейс – это фото из реальной жизни.
Решается эта ситуация, которая изображена на фото также, опираясь на этапы работы, которые использовались в кейс- иллюстрации
(слайд №12) Кейс - Проигрывание ролей (ролевое проектирование его ещё называют). Проигрывание ролей – это когда кто – то берет на себя какую – то роль и проигрывает её.
Приведу пример, как я проигрываю такой кейс с детьми. Например, я беру роль медведя, а дети остальные жители леса
Медведь: Ой-ой-ой, какой же я больной.
Болит живот и голова,
Болят и лапки, хвостик,
Болят и зубы у меня –
Теперь больной совсем уж я.
Воспитатель: - А теперь дайте совет медведю как укрепить и сохранить здоровье. Что нужно делать, чтобы не болеть? (Лесные жители дают советы медведю.)
Медведь подводит итог: Спасибо, вам ребята, теперь я знаю, что бы быть здоровым нужно…. (что предложат перечислить)
Кейс – проигрывание ролей - эта та же сюжетно – ролевая игра, только с проблемой, если игру мы просто проигрываем, то кейс помогает детям вспомнить полученные знания и применить их на практике. В данном случае дети вспомнили, что нужно делать, если заболел, высказались, предположили несколько вариантов решений, выбрали для себя самый оптимальный вариант и дали совет медведю. Главное, что все варианты верны и индивидуальны.
(слайд №13) Кейс – Конкретных ситуаций
Конкретные ситуации – это ситуация, которая произошла конкретно на месте, в которой подробно все разбирают, анализируют и приходят к решению. Например: (случай мальчик строил дом – другой подошел сломал).
Перспективность.
Я считаю, что представленный мною опыт работы можно использовать в педагогической практике, т. к. :
(слайд №14) -кейсы дают возможность воспитателю использовать их на любой стадии обучения и для различных целей,т. е. могут применяться во всех возрастных группах;
- организация работы не требует проведения дополнительных занятий, а предусматривает интеграцию содержания работы во все виды деятельности согласно годовому комплексно-тематическому планированию
Результативность.
Таким образом, кейс-технологии в образовательном процессе помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Главное предназначение кейс-технологии — развивать способность, исследовать различные проблемы и находить их решение.
(слайд №15) Спасибо за внимание!