Светлана Жмудь
Использование кейс-технологий в образовательной деятельности с дошкольникам
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
"Центр развития ребенка - детский сад с. Бакчара"
«Использование кейс — технологий
в образовательной деятельности
с дошкольникам»
Подготовила: Жмудь Светлана Анатольевна
учитель-логопед
с. Бакчар. 2022 г.
Актуальность.
Современный мир задает особый ритм жизни. Поэтому педагогу
сегодня необходимо идти в ногу со временем, быть способным обучаться,
схватывать все на лету, брать на вооружение новые методики воспитания и
Публикация «Использование кейс-технологий в образовательной деятельности с дошкольникам» размещена в разделах
обучения подрастающего поколения, поэтому предлагаю вашему вниманию новую кейс- технологию.
Кейс (от англ. сase) — это описание конкретной ситуации или случая в какой-либо сфере: социальной, экономической, медицинской и т. д. Как правило, кейс содержит не просто описание, но и некую проблему или противоречие и строится на реальных фактах.
Соответственно, решить кейс — это значит проанализировать предложенную ситуацию и найти оптимальное решение. Врач решает кейсы каждый раз, когда ставит пациенту диагноз и назначает лечение. Юрист решает кейс, разбираясь в делах и предлагая клиенту наилучший выход. Менеджер решает кейсы на всех этапах бизнес-процесса: какой продукт запустить, где его продавать, как привлечь покупателей, каких поставщиков и партнеров выбрать.
Сравнительно недавно началось активное использование кейс-технологии в образовании и сейчас этот подход стал одной из самых эффективных технологий обучения. В чем преимущества кейс-метода по сравнению с традиционными методами обучения? Назовем три самых главных:
• Практическая направленность. Кейс-метод позволяет применить теоретические знания к решению практических задач.
• Интерактивный формат. Кейс-метод обеспечивает более эффективное усвоение материала за счет высокой эмоциональной вовлеченности и активного участия обучаемых. Участники погружаются в ситуацию с головой: у кейса есть главный герой, на место которого ставит себя команда и решает проблему от его лица. Акцент при обучении делается не на овладевание готовым знанием, а на его выработку.
• Конкретные навыки. Кейс-метод позволяет совершенствовать «мягкие навыки», которым не учат родители, педагоги, но которые оказываются крайне необходимы в реальном рабочем процессе.
Отличительные особенности кейс-метода
Решение кейсов состоит из нескольких шагов:
• 1) исследования предложенной ситуации (кейса);
• 2) сбора и анализа недостающей информации;
• 3) обсуждения возможных вариантов решения проблемы;
• 4) выработки наилучшего решения.
• Казалось бы, все просто. На самом деле существует несколько подводных камней, способных озадачить участников, впервые имеющих дело с кейсами.
• Во-первых, кейс не имеет правильного ответа. Оптимальное решение может быть одно (при этом оно не всегда может быть реализовано в реальной ситуации, а вот эффективных решений — несколько.
• Во-вторых, вводные кейса могут противоречить друг другу или постоянно меняться. Кейс строится на реальных фактах и имитирует настоящую жизненную ситуацию, а в жизни не раз приходится сталкиваться с подобными проблемами.
• В-третьих, как правило, кейсы решаются в условиях ограниченного времени.
Суть метода состоит в том, что усвоение нового является результатом
активной самостоятельной деятельности детей, в результате чего и происходит творческое овладение навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Хочу сказать, что отличительная особенность кейса, в том, что он не предлагает проблему в открытом виде, а воспитаннику предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.
При анализе таких ситуаций и поиске решений, дети приобретают бесценный социальный жизненный опыт.
Такое содержание ситуации, которое позволяет детям не только получить какую-то информацию, но и погрузиться в атмосферу происходящего, что вызывает желание активно участвовать в обсуждении и предлагать свои идеи и действия.
Существует несколько кейс технологий :
- кейс – ситуация - надо озвучить ситуацию устно, формулировать проблему и предлагать найти пути решения данной проблемы.
Дошкольники самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему в обсуждении со сверстниками и представляют свои идеи и решения.
Например:
Дима звонит Саше по телефону. Трубку берет Сашина мама.
- Сашу позовите.
- Саши нет дома. А с кем я говорю?
- Ну ладно, потом позвоню.
Здесь следует предложить подготовленные вопросы:
• Можно ли назвать Диму вежливым и воспитанным?
• Почему?
• Умеет ли Дима разговаривать по телефону?
• О каких правилах речевого этикета забыл мальчик?
• Как бы вы поступили на месте Димы? Или такая
ситуация.
Педагог предлагает детям игровое задание - мысленно «сесть на карусель» : они встают в круг и берутся за концы лент, привязанных к обручу. После каждого полного оборота делают остановку в разных «мирах», например в «мире Воды» (Воздуха, Земли, Огня). Это помогает детям заметить вокруг себя то, что соответствует этому миру и чего они не замечали раньше. Например, вода в блюдце под цветами, капли воды на столах, вода, текущая из крана, дождь за окном и т. д.
Такие примеры можно использовать в любой деятельности.
- кейс – иллюстрация - при работе с ним используется иллюстрация, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить прогноз.
А вот иллюстрация с продолжением, мотивирует интерес детей.
Детям сначала предлагается первая иллюстрация, проводится анализ ситуации
Далее предлагается авторский вариант решения.
Данный кейс помогает повысить интерес детей, развивает у них такие качества, коммуникабельность, умение слушать.
Педагог в этом случае должен занять позицию равного партнера, совместно с детьми проживать события и решать посредством этого педагогические задачи.
- кейс – фото, здесь используются фотографии детей.
Фото обязательно должно отражать какую – либо проблему.
Ставим вопрос. Мотивирую детей на решение этой проблемы. Дети описывают, анализируют совокупность событий, ведут диалог и предлагают варианты решения данной проблемы.
- кейс – текстовая информация
При чтение произведений художественной литературы используется Кейс – текстовая информация для более глубокого осмысления содержания.
Это могут быть различные отрывки литературных произведений, например, очень хорошо подходят рассказы о природе М. Пришвина, В. Бианки, К. Паустовского, стихи, поучительные рассказы Толстого, Ушинского и т. д.
Чтобы подготовить хороший кейс надо :
1. Определяю цель,
например: подвести детей к пониманию какого-то явления, формировать способы какой-то деятельности и т. д.
2. Следующее, провести предварительную работу по поиску источников информации.
Это могут быть интернет, художественная литература, предметные картинки из дидактических пособий, статьи из детских познавательных журналов, газетные публикации.
3. Далее, оформить материалы в доступном для детей варианте.
4. Подготовить задания, вопросы для дискуссии детей.
Итогом использования кейс технологии должна являться положительная динамика в развитии детей.
Ожидаемый результат:
• Дети включились в активную познавательную деятельность,
• стали логически мылить,
• отстаивать свою точку зрения,
• четко аргументировать ответ,
• вести диалог, как со сверстниками, так и с взрослыми,
• работать дружно в команде,
• научились прислушиваться к мнению других,
• помогать и подсказывать в принятии правильного решения.
Кейс - технология может использоваться в педагогической практике,
Во-первых, нестандартные ситуации можно изготовить каждому педагогу;
Во-вторых, кейсы можно пополнять, в итоге получатся новые нестандартные ситуации;
Кейсы дают возможность использовать их на любой стадии обучения и для различных целей, так как организация работы предусматривает интеграцию во всех видах деятельности, а дополнительное образование - и есть развитие детей во всех видах детской деятельности с учетом индивидуальных особенностей детей, их желания и целеустремленности.
Наши проблемные ситуации
• «Алиса потеряла куклу»
• Цель: Учить определять и обозначать словами положение предмета относительно себя: вверху, внизу, посередине, справа, слева, на, под, в и т. д.
• Текст. Сегодня Алиса пришла в детский сад с куклой. Придя с прогулки, она не нашла свою любимую игрушку и расплакалась. Как бы вы поступили на месте Алисы?
• «Случай во время обеда»
• Цель: закрепить умение детей сравнивать две группы предметов.
• Текст. Наступило время обеда. Дежурные накрыли на стол. Помощник воспитателя разлила по тарелкам суп. Все стали обедать, только Петя сидел грустный. Оказалось, что у него нет ложки. Почему у Пети не было ложки?
•
«Девочка Ника встречает гостей»
• Цель: учить устанавливать равенство между двумя группами предметов.
• Текст. Дети играли в дом. Ника пригласила в гости подружек. Накрыла на стол, положила пирожные в вазочку. Когда гости пришли, девочка огорчилась. Она не знает, хватит ли всем пирожных. Как бы вы поступили на ее месте?
В магазине»
• Цель: продолжать учить соотносить цифры 1,2,3,4, с количеством предметов.
• Текст. Дети играли в сюжетно – ролевую игру «Магазин». Они подавали денежку продавцу и говорили, сколько и каких предметов они хотят купить. Например «Я хочу купить три пельмешка для своей собачки, потому что у меня на денежке написана цифра три». Продавец брала денежку, проверяла, благодарила за покупку. А девочка Ксюша не знала цифры. Когда подошла ее очередь, она не знала, что ей делать и стала все предметы с прилавка складывать в сумочку. Дети засмеялись, а Ксюша очень обиделась. Как бы вы поступили на месте продавца?
1. Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова «Современные способы активизации обучения» М. 2008 г.
2. Г. К. Селевко «Энциклопедия образовательных технологий» в 2 т. М. НИИ 2006 г.
3. Н. Ю. Пахомова «Метод учебного проекта в образовательном учреждении» М. Аркти. 2003 г.
Интернет - ресурсы "Что такое метод-кейс?"