Елена Гришина
Каталог игр на формирование грамматического строя речи у детей третьего года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
«Наши игрушки»
Цель: способствовать освоению грамматического оформления высказывания : согласование существительного и местоимения.
Ход: дети принесли свои любимые игрушки из дома. Дети играют с воспитателем.
Воспитатель: - Дети, чья это кукла?
(Это моя кукла).
- Саша, чья это кукла?
(Это Олина кукла).
- Оля, как зовут твою куклу?
(Мою куклу зовут Таня).
Аналогично дети рассматривают и разбирают остальные игрушки. Во время беседы необходимо следить, чтобы в своих ответах дети использовали местоимения.
Дидактическая речевая игра «Что делает?»
Темочки:
- Игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
Цель: побуждать использовать в речи глаголы, изменяя их по лицам.
Воспитатель: проводит диалог
- Что ты делаешь Катя?
(Я играю)
- Что делает девочка?
(Девочка играет).
-Что делает Ваня?
(Ваня кушает).
- Что делают ребята?
(Ребята кушают).
Дидактическая речевая игр «Покажи и скажи».
Цель: упражнять в употреблении нескольких вопросов: кто? где? что?
Ход: - Лиса, где живет?
- Собака, что грызет?
-Это кто прыгает?
Дидактическая речевая игра «Где мишка искал свой мяч?»
Цель: учить детей использовать в речи предлоги.
(на столе, под столом, около стола, за кроваткой, в корзине).
Игра с картинками «Чего не стало?»
Воспитатель предлагает рассмотреть детям предметы или предметные картинки, затем убирает одну из картинок или предмет, и задает вопрос:
- Таня чего не стало? (Яблок, книг, чашки, куклы, мячика).
Задание на внимание.
Цель: учить использовать в речи предлоги.
Ход: рассмотреть внимательно иллюстрации к сказке «Теремок». Закрыть иллюстрации листом бумаги и предложить детям закончить предложение.
- На теремке сидит… (медведь)
- За теремком стоит (зайка)
- В теремке сидят… (мышка, лягушка)
Дидактическая игра «Щенок в гостях у детей».
Цель: учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами; использовать в речи предлоги (в, на, за, около); учить говорить внятно, отвечать на вопросы воспитателя.
Ход: Воспитатель загадывает загадку:
У нее четыре лапы
Черный нос и хвост лохматый,
Очень часто громко лает,
А плохих людей кусает,
Он бывает забияка!
Это кто у нас? (собака)
(лай собаки, запись на магнитофоне)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? Давайте поздороваемся с собачкой, пожалеем ее, на улице холодно.
- Проходите, усаживайтесь, будем знакомиться с собачкой. Ее зовут Жучка.
Воспитатель: Посмотрите, что есть у собачки? (Ушки, лапки, хвостик, голова).
Воспитатель: А чем покрыто тело собачки? (Мягкой и пушистой шерсткой)
Воспитатель: Что умеет делать собачка? (Собачка прыгает, лает, бегает, охраняет).
Воспитатель: Ребята, а как домик называется, в котором живет собачка? (Будка).
Воспитатель: А сейчас собачка с вами хочет поиграть в пятки.
Игра «Прятки»
(собачка прячется от детей за будку, в будку, около будки, на будку).
Воспитатель: Ой, ребята. Что-то Жучка загрустила. Я, кажется, знаю почему, она хочет есть. А как вы думаете, что любит собачка кушать? (косточку грызть, мясо).
Дети кормят собачку.
Воспитатель: Вот собачка и развеселилась и хочет с вами поиграть в подвижную игру «Лохматый пес».
«Вот сидит лохматый пес,
В лапы свой, уткнувши нос,
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим, что – то будет».
Дети с собачкой играют в игру.
«Чей детеныш?»
Цель: различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить название взрослого животного и его детеныша.
Ход: В гости к ребятам приезжают на машине звери. Ребенок должен угадать, чей голос он услышал.
- Мяу - мяу. Кто это мяукает? (Кошка). А тоненьким голоском кто мяукает? (Котенок). Теперь угадайте, кто мяукает кошка или котенок.
- Му-у-у. Кто так мычит? (Корова). А кто у нее детеныш? (Теленок). Каким голосом он мычит? (Тоненьким). Теперь еще раз послушайте и угадайте, кто это мычит – корова или теленок.