Приложение МААМ

Формирование грамматического строя речи у дошкольников

Анна Степаненкова
Формирование грамматического строя речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

грамматический строй языка – система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса.

синтаксис- изучает словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов.

морфология - грамматические свойства слова и его формы, а также грамматические значения в предложении.

словообразование-образование слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано.

Публикация «Формирование грамматического строя речи у дошкольников» размещена в разделах

грамматический строй – это зеркало интеллектуального развития ребенка.

значение:

– важнейшее условие совершенствование мышления дошкольников

– непременное условие успешного и своевременного развития монологической речи – одного из ведущих видов речевой деятельности

- залог успешной общеречевой подготовки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологическим и лексическим уровнями языковой системы.

закономерности гср

-усваивается все наиболее типичное, рядовое, все продуктивные формы в области словообразования и словоизменения (падежные окончания имен существительных, формы изменения глаголов по лицам, временам).

-все единичное, исключительное, нарушающее нормы этой системы, нередко подвергается вытеснению в речи ребенка. Постепенно путем подражания речи окружающих образцы перенимаются в целом виде.

периоды формирования гср:

первый период – период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются (от 1г. 3 мес. До 1г. 10 мес.).

второй период – период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1 г. 10 мес. До 3 лет).

третий период – период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (от 3 до 7 лет). В этот период все в большей мере усиливаются все единичные, стоящие особняком формы. Раньше усваивается система окончаний, позже – система чередований в основах.

(далее см. Таблицу в презентации по а. н. гвоздеву "периоды формирования грамматического строя русского языка)

направления:

первое направление связано с исправлением (предупреждением) неточностей и ошибок, свойственных детям (спряжение глаголов, множественное число и родовая принадлежность существительных, предложное управление и др.).

второе направление – выявление существенных звеньев механизма овладения детьми грамматическим строем, развитие понимания грамматических форм, формирование грамматических обобщений, их абстрагирование и перенос на новые области действительности.

третье направление связано с выявлением педагогических условий формирования механизма грамматического структурирования в сфере синтаксиса и словообразования.

(рекомендуемая литература см. Слайд 9)

типичные морфологические ошибки в речи детей

1. Неправильные окончания имён существительных:

А) родительный падеж, мн. Число:

С окончанием –ей – карандашов, ежов, дверёв, этажов;

С нулевым окончанием – ночёв, девочков, куклов, книгов, пуговицев;

Б) родительный падеж, ед. Число: у кукле, у сестре, у маме, без ложке;

В) дательный падеж – пети, свети, мити;

Г) винительный падеж одушевлённых и неодушевлённых имён существительных – папа подарил мне слонёночек; серёжа поймал сом;

Д) творительный падеж – мою руки вводом; мальчики ловят рыбу удочком; мама моет пол швабром;

Е) предложный падеж – в лесе, в саде, в глазе, в носе.

2. Склонение несклоняемых существительных – на пальте, не пианине, кофий, в кине, в метре.

3. Образование мн. Числа существительных, обозначающих детёнышей животных – ягнёнки, жеребёнки, котёнки, свинёнки.

4. Изменение рода существительных – большой яблок, мой полотенец, колёсик, помидора, платья, лун.

5. Образование глагольных форм.

а) повелительное наклонение – искай (ищи, спей (спой, скакай (скачи, ехай (езжай, склади (сложи);

б) изменение основы глагола – искать – искаю (ищу, плакать – плакаю (плачу, мочь – можу (могу);

в) спряжение глаголов – хотеть – хотишь, спать – сплют (спят, давать – дадишь (дашь).

6. Неправильная форма причастий – сломатая, разорватая, сошитая.

7. Образование сравнительной степени прилагательного – ярчее, хужее, плохее, чистее, голубее, сладкее.

8. Окончания местоимений в косвенных падежах – у мене болят уши; в этим кармане; у тебе новая платья.

9. Склонение числительных – двое домов; с двумями.

синтаксические ошибки в речи детей

синтаксические ошибки наблюдаются в нарушении порядка слов в предложении:

- на первое место ставится наиболее важное для ребёнка слово: «куклу мама купила»;

- вопросительное предложение начинается с того, что для ребёнка важнее: «заплакала маша почему?»;

- дети часто начинают свой ответ с вопросительного слова, поэтому на вопрос «почему?» отвечают: «почему что …»

неправильно иногда оформляется союзная связь:

- опускается союз или часть союза: «вот ещё лопнул шар у дяди, потому … нажал сильно»;

- один союз заменяется другим «как мы пришли домой, мы играли с мячом»; «я надел тёплую шубу, почему что на улице холодно»;

- союз ставится не на том месте, где обычно употребляется: «мы шли, вот, когда от тёти тамары, смотрим – салют».

ошибки в словообразовании

А) часть какого-нибудь слова используется как целое слово: «прыг»;

Б) к корню одного слова прибавляется окончание другого: «пургинки», «помогание», «страшности»;

В) одно слово составляется из двух: «ворунишка», «бананас».

задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста.

помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам).

помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.

Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.

пути формирования грамматического строя речи

- создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых;

- специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок;

- формирование грамматических навыков в практике речевого общения;

- исправление грамматических ошибок.

(методика исправления ошибок в достаточной степени разработана о. и. соловьевой, а. м. бородич см. в презентации 15 слайд)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Картотека практических заданий по формированию грамматического строя речи у дошкольников КАРТОЧКА 1 Тема. ОВОЩИ Цели. Образование мн. ч. существительных; употребление глаголов настоящего времени в ед. и мн. числе. 1) Правильно.

Дидактическая игра на формирование грамматического строя речи «Дом, в котором ничего нет» для старшего дошкольного возрастаДидактическая игра на формирование грамматического строя речи «Дом, в котором ничего нет» для старшего дошкольного возраста Всем доброго времени суток! Представляю вам авторскую игру "Дом, в котором ничего нет"! Участника и победителя на ярмарке педагогических.

Формирование грамматического строя речи дошкольника Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и психического развития,.

Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его.

Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией Грамматический строй речи — система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический.

Формирование лексико-грамматического строя речи дошкольников с использованием элементов театрализации С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с нарушениями речи проблема формирования у них грамматических средств речи занимает важнейшее.

Игры для развития грамматического строя речи у дошкольников Младшая группа Содержание: 1. Чудесный мешочек 2. Досказалка 3. Какая бывает собака? 4. Угадай, чей голос Скрыть рекламу: Не интересуюсь.

Методическая разработка выступления на семинаре «Формирование грамматического строя речи» Задачи этого раздела можно рассматривать в трех направлениях: Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение.

Особенности формирования грамматического строя речи у дошкольников Самаркина Е. С. Особенности формирования грамматического строя речи у дошкольников. Морфология – это раздел грамматики, изучающий грамматические.

Занятие по развитию речи в подготовительной группе «День защитника Отечества. Формирование грамматического строя речи» План занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. Формирование грамматического строя речи. Тема: «День защитника Отечества».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование грамматического строя речи у дошкольников
Опубликовано: 11 октября 2019 в 21:16
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование грамматического строя речи у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Анна Степаненкова (УИ 629968) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД