Анна Степаненкова
Формирование грамматического строя речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
грамматический строй языка – система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса.
синтаксис- изучает словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов.
морфология - грамматические свойства слова и его формы, а также грамматические значения в предложении.
словообразование-образование слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано.
Публикация «Формирование грамматического строя речи у дошкольников» размещена в разделах
грамматический строй – это зеркало интеллектуального развития ребенка.
значение:
– важнейшее условие совершенствование мышления дошкольников
– непременное условие успешного и своевременного развития монологической речи – одного из ведущих видов речевой деятельности
- залог успешной общеречевой подготовки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологическим и лексическим уровнями языковой системы.
закономерности гср
-усваивается все наиболее типичное, рядовое, все продуктивные формы в области словообразования и словоизменения (падежные окончания имен существительных, формы изменения глаголов по лицам, временам).
-все единичное, исключительное, нарушающее нормы этой системы, нередко подвергается вытеснению в речи ребенка. Постепенно путем подражания речи окружающих образцы перенимаются в целом виде.
периоды формирования гср:
первый период – период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются (от 1г. 3 мес. До 1г. 10 мес.).
второй период – период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1 г. 10 мес. До 3 лет).
третий период – период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (от 3 до 7 лет). В этот период все в большей мере усиливаются все единичные, стоящие особняком формы. Раньше усваивается система окончаний, позже – система чередований в основах.
(далее см. Таблицу в презентации по а. н. гвоздеву "периоды формирования грамматического строя русского языка)
направления:
первое направление связано с исправлением (предупреждением) неточностей и ошибок, свойственных детям (спряжение глаголов, множественное число и родовая принадлежность существительных, предложное управление и др.).
второе направление – выявление существенных звеньев механизма овладения детьми грамматическим строем, развитие понимания грамматических форм, формирование грамматических обобщений, их абстрагирование и перенос на новые области действительности.
третье направление связано с выявлением педагогических условий формирования механизма грамматического структурирования в сфере синтаксиса и словообразования.
(рекомендуемая литература см. Слайд 9)
типичные морфологические ошибки в речи детей
1. Неправильные окончания имён существительных:
А) родительный падеж, мн. Число:
С окончанием –ей – карандашов, ежов, дверёв, этажов;
С нулевым окончанием – ночёв, девочков, куклов, книгов, пуговицев;
Б) родительный падеж, ед. Число: у кукле, у сестре, у маме, без ложке;
В) дательный падеж – пети, свети, мити;
Г) винительный падеж одушевлённых и неодушевлённых имён существительных – папа подарил мне слонёночек; серёжа поймал сом;
Д) творительный падеж – мою руки вводом; мальчики ловят рыбу удочком; мама моет пол швабром;
Е) предложный падеж – в лесе, в саде, в глазе, в носе.
2. Склонение несклоняемых существительных – на пальте, не пианине, кофий, в кине, в метре.
3. Образование мн. Числа существительных, обозначающих детёнышей животных – ягнёнки, жеребёнки, котёнки, свинёнки.
4. Изменение рода существительных – большой яблок, мой полотенец, колёсик, помидора, платья, лун.
5. Образование глагольных форм.
а) повелительное наклонение – искай (ищи, спей (спой, скакай (скачи, ехай (езжай, склади (сложи);
б) изменение основы глагола – искать – искаю (ищу, плакать – плакаю (плачу, мочь – можу (могу);
в) спряжение глаголов – хотеть – хотишь, спать – сплют (спят, давать – дадишь (дашь).
6. Неправильная форма причастий – сломатая, разорватая, сошитая.
7. Образование сравнительной степени прилагательного – ярчее, хужее, плохее, чистее, голубее, сладкее.
8. Окончания местоимений в косвенных падежах – у мене болят уши; в этим кармане; у тебе новая платья.
9. Склонение числительных – двое домов; с двумями.
синтаксические ошибки в речи детей
синтаксические ошибки наблюдаются в нарушении порядка слов в предложении:
- на первое место ставится наиболее важное для ребёнка слово: «куклу мама купила»;
- вопросительное предложение начинается с того, что для ребёнка важнее: «заплакала маша почему?»;
- дети часто начинают свой ответ с вопросительного слова, поэтому на вопрос «почему?» отвечают: «почему что …»
неправильно иногда оформляется союзная связь:
- опускается союз или часть союза: «вот ещё лопнул шар у дяди, потому … нажал сильно»;
- один союз заменяется другим «как мы пришли домой, мы играли с мячом»; «я надел тёплую шубу, почему что на улице холодно»;
- союз ставится не на том месте, где обычно употребляется: «мы шли, вот, когда от тёти тамары, смотрим – салют».
ошибки в словообразовании
А) часть какого-нибудь слова используется как целое слово: «прыг»;
Б) к корню одного слова прибавляется окончание другого: «пургинки», «помогание», «страшности»;
В) одно слово составляется из двух: «ворунишка», «бананас».
задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста.
помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам).
помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.
Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.
пути формирования грамматического строя речи
- создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых;
- специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок;
- формирование грамматических навыков в практике речевого общения;
- исправление грамматических ошибок.
(методика исправления ошибок в достаточной степени разработана о. и. соловьевой, а. м. бородич см. в презентации 15 слайд)