Акматова Айнура Асанкуловна
Картотека заданий по лексической теме «Труд людей на селе» в подготовительной группе
▼ Скачать +Заказ
Лексическая тема : «Труд людей на селе»
Задания
Закрепить представление детей о труде колхозников в садах, полях.
Рассмотреть какие машины помогают им ухаживать за растениями.
Подумать, чем отличается колхозное поле и сад от домашних огородов?
Существительные: овощевод, садовод, удобрение, комбайнёр, тракторист, комбайн, трактор, пахота, картофелекопалка.
Прилагательные: трудолюбивый, заботливый, «золотые руки»(переносное значение)
Глаголы: пахать, ухаживать, сеять, боронить, полоть, удобрять.
Публикация «Картотека заданий по лексической теме „Труд людей на селе“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Мое село, мой поселок
- Подготовительная группа
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Грамматические категории:
• Образование существительных ед. и мн. числа в Им. падеже.
• Согласование существительных с числительными (один, два, много).
• Согласование прилагательных с существительными в числе и роде.
• Образование относительных прилагательных
Пальчиковая гимнастика «На огороде»
Мы лопатки взяли, грядки раскопали:
Раз-два, раз-два! (Дети имитируют действия лопатой)
Грабли в руки взяли, грядки причесали:
Раз-два, раз-два! (Дети, растопырив пальцы рук, имитируют действия граблями)
Семена рядами в землю мы бросали:
Раз-два, раз-два! (Дети имитируют движениями пальцев посев семян)
Физкультминутка «Урожай».
В огород пойдем, урожай соберем. Маршируют.
Мы морковки натаскаем «Носят».
И картошки накопаем. «Копают».
Срежем мы кочан капусты, «Срезают».
Круглый, сочный,
Очень вкусный, Показывают круг руками 3 раза.
Щавеля нарвем немножко «Рвут».
И вернёмся по дорожке. Маршируют
Выполните задания :
Понедельник.
Проверка домашнего задания. Подгрупповая и индивидуальная работа с детьми по заданию логопеда. Словарная работа.
Вторник.
Развитие грамматического строя речи
1. Работа со словами сложной слоговой структуры:
Тракторист, комбайн, овощевод.
Тракторист пашет землю.
Комбайнёр работает на комбайне.
Овощеводы убрали богатый урожай.
2. Д/игра «Один-много»
Трактор – трактора,
лопата – лопаты,
сеялка – сеялки
комбайн – комбайны
зерно – зёрна
поле – поля
3. Д/игра «Для чего нужны…»
- Лопатой…. копают землю.
- Трактор нужен… чтобы вспахать поле.
- Комбайн …. убирает зерно.
- Косой …можно косить сено.
- Граблями…. рыхлят землю.
- Из лейки поливают ….растения.
(Дети поочерёдно объясняют, для чего нужен предмет)
4. Д/игра «Назови профессию»
- Пастух, тракторист, агроном, доярка и т. д.
(Воспитатель поочерёдно показывает сюжетные картинки с изображением людей сельскохозяйственных профессий. Дети их называют).
5. Д/игра «Кто что делает»
- Доярка…. доит коров.
- Тракторист …. пашет землю плугом.
- Тракторист…. рыхлит землю бороной.
- Тракторист… сеет зерно.
- Пастух…. пасёт стадо коров.
- Птицевод…сыплет курам зерно.
(Дети поочерёдно берут в руки сюжетные картинки с изображением людей с/х профессий и говорят от их имени).
6. Игра «Что мы увидели» (с мячом)
- Я увидела поле. Какое оно? (Широкое, ровное, бескрайнее)
- Я увидел вспаханную землю. Какая она? (Сырая, рассыпчатая, чёрная)
- Я увидел семена. Какие они? (Мелкие, круглые, золотистые) и т. д.
(Игру начинает воспитатель, произнося первую фразу и задавая первый вопрос. Затем поочерёдно бросает мяч детям, которые называют подходящие признаки. Далее мяч передаётся ребёнку. В случае затруднений воспитатель ведёт всю игру, дети называют только определения).
7. Д/игра «Посчитай до 5».
Один трактор, два трактора, три, четыре…., пять тракторов.
Комбайн, пастух, зерно, лопата и т. д.
Среда.
Развитие грамматического строя речи
1. Построить алгоритм действий: что нужно сделать, чтобы вырастить урожай картофеля, моркови, капусты, пшеницы и т. д.
2. Д/игра «скажи наоборот»
Мальчик полный – (мальчик худой).
Сильный – (слабый).
Человек больной – (здоровый).
Пожилой – (молодой).
Веселый - (грустный).
Старший – (младший).
Толстый – (тонкий).
Высокий – (низкий).
Взрослая – (маленькая).
Добрый – (злой).
Грустный — веселый
Быстрый — медленный
Вспыльчивый — спокойный
Хмурый — улыбчивый
Внимательный — рассеянный
Молчаливый — разговорчивый, говорливый
3. Образуйте названия профессий людей, работающих на селе.
Овощи выращивает….овощевод.
В саду работает…садовод.
Разводит домашних птиц…птицевод.
Работает на ферме и разводит кроликов…кроликовод.
Работает в рыбоводческом хозяйстве и разводит рыб…рыбовод.
Хлеб выращивает…хлебороб, комбайнёр, тракторист.
4. Д/игра «Назови ласково»
Лопата – лопатка,
Грабли –грабельки,
Ведро – ведёрко,
Плуг- плужок
Поле-полюшко
Зерно –зёрнышко
Хлеб – хлебушко
Лейка – леечка и т. д.
5. Стихи.
Хлебороб
Нет на свете важнее работы,
Чем растить золотые хлеба.
Хлебороб, земледелец – в почёте,
И красна пирогами изба.
Он посеет весною пшеницу,
Прорастёт, пустит корни зерно.
Поле хлебное заколосится
И наполнится солнцем оно.
Колосок к колоску, бережливо,
Соберёт хлебороб урожай,
Чтобы в доме всегда был красивый,
Тёплый, пышный, большой каравай.
(О. Повещенко)
Фермер
Расскажу я вам, ребята,
Фермер – это кто такой.
Он растит для нас томаты.
Весь в трудах он день-деньской!
Распевают звонко птицы,
На ветвях родных берёз,
Сеет фермер рожь, пшеницу,
И гречиху, и овёс.
Он растит в широком поле
Много разных овощей –
От капусты до фасоли
Для салатов и борщей.
Удобряет и сажает –
Ведь землица любит пот!
Фермер зеленью снабжает
Нас с тобою круглый год.
Фермер
Фермер славится делами.
Сам хозяйство он ведёт.
Молоком и овощами
Нас снабжает круглый год.
В поле высеет пшеницу,
Вырастит на ферме птицу,
Пчёл семейство заведёт,
Соберёт душистый мёд.
(О. Повещенко)
Садовод
Все деревья садовод
И подвяжет, и польет.
Весь в цветенье сад весенний
Над землею поплывет.
Будут вишни и варенье,
Будут джемы и компот.
Агроном
Урожай собрать высокий
Нам поможет агроном.
Знает он посева сроки
И с ботаникой знаком.
(О. Повещенко)
Доярка
Кому же коровы дают молоко?
Доярка ответит на это легко.
Тому, кто встаёт раньше всех, на заре,
Кто кормит корову и держит в тепле.
(О. Повещенко)
Доярка
Раньше всех она встаёт
И в коровник свой идёт.
А корова уже: «Му-у!
Что так поздно, не пойму?»
(Е. Санин)
Комбайнёр
Любим мы блины с вареньем,
С яблоками пирожки,
Вкусный торт на день рожденья
Из рассыпчатой муки.
Но хочу открыть я тайну:
Пирожков вам не видать,
Если в поле вдруг комбайны
Хлеб не будут убирать.
На заре, лишь подрумянит
Луч рассветный тополя,
Комбайнёр к штурвалу встанет
И скорее на поля.
Он похож на капитана,
Но ведет корабль степной.
Спорит он с волной упрямо,
Только с золотой волной.
Берегись же, перепелка,
И кузнечик, и сурок.
Вот уже ложится колкий,
Ровный, в ниточку, валок.
И течёт, течёт пшеница
Золотистою рекой…
И машины вереницей
Хлеб везут для нас с тобой.
Здесь его собрали горы –
Значит, булок поедим.
И за это комбайнёру
Мы «спасибо» говорим!
6. Отгадай загадки
За железным конём
Ящик тащится с зерном.
Сквозь дырявое дно
Высыпается зерно
Что это? (сеялка)
Какой конь землю пашет,
А сена не ест? (трактор)
Четверг.
Развитие связной речи
М. Тайц «Послушный дождик»
Надя спросила:
— Дедушка, а ты кто в колхозе?
— Я — начальник дождя.
Надя засмеялась:
— А у дождя начальников не бывает!
— А вот и бывает! — сказал дедушка.
Он повёл Надю на речку. Там длинные-длинные огородные грядки. А над ними — длинные-длинные тонкие трубы а в трубах дырочки.
Дедушка открыл кран — и сразу из всех труб брызнул дождик и давай поливать грядки!
Потом дедушка закрыл кран — и дождик перестал.
Надя спросила:
— А можно мне?
Она открыла кран — дождик пошёл. Закрыла — перестал. Вот какой послушный дождик у дедушки в колхозе!
Вопросы по тексту:
1. О чём говорится в этом рассказе?
2. Что вам больше всего понравилось или запомнилось?
3. Как звали девочку из этого рассказа?
4. Кто повёл Надю на речку? Зачем?
5. Что означает слово «брызнул», как можно сказать по-другому? (полить, пойти, обрызгать, побежать, заструиться, полить ручьем, намочить, потечь).
О. Осеева «Папа-тракторист»
Витин папа тракторист. Каждый вечер, когда Витя ложится спать, папа собирается в поле.
- Папа, возьми меня с собой! - просит Витя.
- Вырастешь - возьму, - спокойно отвечает папа.
И всю весну, пока папин трактор выезжает на поля, между Витей и папой происходит один и тот же разговор:
- Папа, возьми меня с собой!
- Вырастешь - возьму.
Однажды папа сказал:
- И не надоело тебе, Витя, каждый день просить об одном и том же?
- А тебе, папа, не надоело каждый раз отвечать мне одно и то же? спросил Витя.
- Надоело! - засмеялся папа и взял Витю с собой в поле.
Пересказ рассказа.
Пятница.
Развитие мелкой моторики.
Составление описательного рассказа по картине (картинки прилагаются)