Анастасия Филимонова
Картотека ТРИЗ в старшей группе
▼ Скачать
«Доскажи словечко»
Цель: Учить детей подбирать рифмующиеся слова.
Воспитатель читает детям стихотворный текст и произносит лишь первый слог последнего слова каждой строчки. Все остальное слово должны назвать дети.
Игровой мотив: у воспитателя то появляется, то пропадает голос.
Вариант игры: воспитатель читает стихотворение-загадку, а играющие должны назвать отгадку-рифму
«Чистоговорки»
Цель: Учить детей подбирать рифму к звукосочетанию.
Водящий задает определенное звукосочетание, а играющие сочиняют двустишье с ним.
Публикация «Картотека ТРИЗ в старшей группе» размещена в разделах
ПР: Са - са - са - прилетела в сад оса. Ща - ща - ща - мы нашли в траве клеща. Ри-ри-ри – мы пускаем пузыри. Ря-ря-ря – поднимаем якоря. Рю-рю-рю – я двери отворю. Ча-ча-ча – мы остались без мяча. Чи-чи-чи – я ищу везде ключи. Чу-чу-чу – плавать в речке я хочу. Цо-цо-цо – высокое крыльцо. Цы-цы-цы – какие молодцы. Щи-щи-щи – положу щавель я в щи. Щу-щу-щу – я щенка везде ищу.
Игровой мотив: соревнование в быстроте произнесения звукосочетаний.
«Сочиним стишок и его запишем»
Цель: Учить детей составлять рифмованный текст и записывать его схемами.
Дети составляют рифмованный текст и записывают его схемами. Игровой мотив: кто точнее запишет текст с помощью схемы. Схема должна располагаться на листе бумаги соответственно строчкам созданного стихотворного текста. С помощью схематической фиксации текста можно работать над интонационной выразительностью речи детей. При помощи определенных условных знаков можно обозначать повышение, понижение голоса, восклицание, вопросительную, повествовательную интонации, паузу и т. д.
«Ожившие предметы»
Цель: Развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами.
Ведущий предлагает выбрать объект на картине для обсуждения. Дети определяют его характер, рассказывают о его возможных поступках и мыслях. Например, рассматривается пейзаж; дети выбирают и характеризуют объект - ель: спокойная, спящая, тихо дышит. Составление речевых зарисовок от имени очеловеченного объекта.
«Живые картинки»
Цель: Учить детей ориентироваться в двумерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта.
Педагог предлагает детям превратиться в конкретные объекты на картине, выясняет их место нахождения. Детям предлагается смоделировать изображение в трехмерном пространстве (например, на ковре). Ребенок должен найти место своего объекта относительно других объектов, изображенных на картине, и составить связный рассказ о его местонахождении.
«Я ощущаю запах»
Цель: Учить представлять возможные запахи и передавать свои представления в рассказе.
Воспитатель предлагает «войти» в картину и представить, какие запахи там можно ощутить, обозначить их словами. Предложить детям составить рассказ на тему: «Я чувствую запахи». Предложить картины природы на выбор.
«Я пробую на вкус»
Цель: Учить детей разделять объекты на съедобные - несъедобные для человека и живых объектов, изображенных на картине.
Дети сосредоточены на объектах картины, анализируют их, распределяя на съедобные и несъедобные для человека, того или иного живого существа, изображенного на картине. Вспоминают или предполагают то или иное вкусовое ощущение.
«Что было, что будет?»
Цель: Учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом.
Ведущий выбирает объект, предлагает играющим прокатиться на Машине времени и рассказать о том, что было с ним в прошлом и что, возможно, будет в будущем.