Марина Авдошина
Картотека русских, мордовских, татарских народных игр для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ИСТОРИЯ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИГР
В культуру каждого народа входят созданные им игры.
На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство.
Русские народные игры имеют многотысячелетнюю историю:
они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Русская народная игра «Гори ясно»
Публикация «Картотека русских, мордовских, татарских народных игр для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Мордовия
- Мордовские народные игры
- Народная культура, фольклор
- Республика Татарстан
- Русские народные игры
- Старшая группа
- Татарские народные игры
- Темочки
Задачи: Способствовать развитию у детей:
- самостоятельно менять направление движения со сменой тембровой
окраски музыки;
- организованности, развитии ловкости, быстроты.
Ход игры:
Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке.
Все дети идут вправо по кругу, водящий машет платочком.
Дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий скачет внутри круга. С окончанием музыки останавливается и встает перед двумя стоящими в кругу детьми.
Играющие хором поют считалочку:
«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Раз, два, три!»
На слова «Раз, два, три!» 3 раза хлопают в ладоши, а водящий взмахивает платком. После этого выбранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремиться прибежать первым, взять у водящего платочек и высоко поднять его.
Русская народная игра «Теремок»
Задачи: Способствовать развитию у детей:
- умению передавать в движении содержание музыкального произведения;
- выдержки, выразительности игровых образов.
Ход игры:
Дети стоят, взявшись за руки в кругу. Заранее выбранные «звери» - Мышка, Лягушка, Лисичка, Зайка и Медведь.
Стоит в поле теремок, теремок. Дети («теремок») идут по
Он не низок, не высок, не высок. кругу и поют.
Вот по полю, полю мышка бежит, Мышка бежит за кругом.
У дверей остановилась и стучит: Дети останавливаются.
«Кто, кто в теремочке живёт? Мышка стучит, поёт,
Кто, кто в не высоком живёт?» вбегает в круг.
Стоит в поле теремок, теремок. Дети («теремок») идут по
Он не низок, не высок, не высок. кругу и поют.
Вот по полю лягушка бежит, Лягушка прыгает за кругом.
У дверей остановилась и стучит: Дети останавливаются.
«Кто, кто в теремочке живёт? Лягушка стучит и поёт.
Кто, кто в не высоком живёт?»
Мышка. «Я – Мышка – норушка, а ты кто?»
Лягушка. «А я – Лягушка – квакушка»
Мышка. «Иди ко мне жить!»
Таким же образом входят в круг «Лисичка» и «Зайка». Когда к терему подходит «Медведь», он говорит: «Я Мишка – всех ловишка» - все звери разбегаются, а Медведь их ловит.
Русская народная игра «Бабка Ёжка»
Цель: Способствовать развитию у детей умению выполнять движения по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, прыжках на одной ноге, умению играть в коллективе.
Ход игры: Дети образуют круг. В середину круга встает водящий — Бабка Ежка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:
Бабка Ежка - Костяная Ножка
С печки упала, Ногу сломала,
А потом и говорит:
— У меня нога болит.
Пошла она на улицу -
Раздавила курицу.
Пошла на базар –
Раздавила самовар.
Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот «заколдован» и замирает.
Правила игры: «Заколдованный» стоит на месте. Выбирается другой водящий, когда «заколдованных» станет много.
ИСТОРИЯ МОРДОВСКИХ НАРОДНЫХ ИГР
Народные игры — вид художественного творчества народа.
Мордовские народные игры возникли в глубокой древности и отражали семейно-бытовые и социальные отношения людей, их трудовую деятельность, связь с окружающей средой. Основу народных игр мордвы составляли сюжеты из сельской жизни.
Народные игры имели целевую направленность в соответствии с возрастом. Детские отличались непосредственностью, бескорыстием, простотой, в основном изображали различный труд, взаимоотношения людей в трудовом процессе.
Мордовская народная игра «Раю-раю»
Цель: Приобщать детей к мордовскому национальному искусству.
Ход игры: Для игры выбирают двух детей - ворота; остальные играющие - мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:
Раю-раю, пропускаю,
А последних оставляю.
Сама мать пройдет
И детей проведет.
В это время играющие дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом спрашивают у него два слова - пароль (например, один ребенок - щит, другой - стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому ребенку, чей пароль он назвал. Когда мать остается одна, ворота громко спрашивают у нее: щит или стрела. Мать отвечает и встает в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.
Мордовская народная игра «Котел»
Цель: Приобщать детей к мордовскому национальному искусству.
Ход игры: В земле роется глубокая ямка (диаметром около 50 см). Вокруг нее роют небольшие ямочки (десять двенадцать штук, которые можно закрыть ступней или пяткой. В руках у играющих по круглой, гладкой палке длиной 50—60 см, диаметром 2,5 см.
Ведущий с расстоянии 2—3 м бросает небольшой мяч и яму-котел. Играющие должны выбить оттуда мяч. Вылетевший из котла мяч берет ведущий и снова бросает его в котел. Играющие палками мешают попаданию мяча в ямку. Гак играют до тех пор, пока мяч не попадет в котел. Если мяч в котле, играющие должны сделать переход от одной маленькой ямочки к другой, при этом и ведущий должен занять одну из ямок (салок). Кому не досталось салки, тот водит. Игра продолжается.
Правила игры.
Играющие должны выбивать мяч, не сходя с места. Переходить от ямки к ямке можно только тогда, когда мяч попал в котел.
Мордовская народная игра "Круговой"
(Мячень кунсема. Топса налхсема)
Цель: Приобщать детей к мордовскому национальному искусству.
Ход игры: Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто за кругом. Те, кто остается за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в детей, находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удается поймать мяч, он старается попасть им в любого ребенка за кругом. Если ему это удается, то у него в запасе очко, если промахнется, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.
Правила игры. Мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли не считается. Осаленные выходят из круга. Ребенок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остается в кругу.
ИСТОРИЯ ТАТАРСКИХ НАРОДНЫХ ИГР
История татарских народных игр органически связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями, верованиями. Татарские народные игры составляют важную неотъемлемую часть национальной культуры татарского народа, являются древнейшим средством физического, трудового, нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.
Татарские народные игры отличаются соревновательным, коллективным характером действий, высокой эмоциональностью, вариативностью отдельных из них.
Татарская народная игра «Татарский плетень»
Задачи:
- Способствовать развитию у детей совместным действиям с партнерами в игре.
- Способствовать развитию умению ориентироваться в пространстве.
Описание игры: одна подгруппа детей стоит вдоль зала, на расстоянии 1 шага друг от друга, берется за руки и поднимает их над головой, произносит слова:
“Вейся, ты вейся, капуста моя!
Вейся, ты вейся, вилковая моя!
Как мне капусте не виться,
Как мне вилковой не свиться!”.
Дети второй подгруппы, взявшись за руки, бегут змейкой вокруг игроков первой подгруппы. Методические указания: игроков первой подгруппы задевать нельзя.
Затем подгруппы меняются. (Повторить по 2 раза)
Татарская народная игра «Продаем горшки» (Чулмак уены)
Цель: Приобщать детей к татарскому национальному искусству.
Ход игры: Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок — хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:
— Эй, дружок продай горшок!
— Покупай
— Сколько дать тебе рублей?
— Три отдай
Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.
Правила игры. Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.
Татарская народная игра Скок-перескок (Кучтем-куч)
Цель: Приобщать детей к татарскому национальному искусству.
Ход игры: На земле чертят большой круг диаметром 15—25 м, внутри него — маленькие кружки диаметром 30—35 см для каждого участника игры. Водящий стоит в центре большого круга.
Водящий говорит: «Перескок!» После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками, прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая также на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.
Правила игры: Нельзя выталкивать друг друга из кружков. Двое играющих не могут находиться в одном кружке. При смене мест кружок считается за тем, кто раньше вступил в него.