Светлана Чучунова
Картотека прогулок в старшей группе на март
▼ Скачать + Заказать документы
Март
1 неделя «Очень – очень я люблю маму милую мою»
Карточка №117
Наблюдение за капелью
Цель: закреплять знания об изменениях воды в зависимости от температуры; обучать исследовательским действиям.
Ход наблюдения
На солнышках согрелась ель,
Подтаяла сосна.
В лесу апрель, звенит капель.
В лесу у нас весна,
По снегу капельки стучат:
«Подснежник, хватит спать!»
А шубки белок и зайчат
С утра мокры опять.
И замедляя хитрый бег,
Идя по снегу в бор,
Проваливаясь в талый снег,
Лиса у лунки пьет.
Публикация «Картотека прогулок в старшей группе на март» размещена в разделах
Жемчужинки слетают вниз:
«А ну, ловите нас!»
Весь в дырочках от светлых брызг
Под елкой хрупкий наст.
Но все же март, а не апрель.
Чуть солнышко зайдет,
Смолкает звонкая капель
И вновь на ветках лед. 3. Александрова
Воспитатель задает детям вопросы, проводит беседу.
С какой стороны сосульки длиннее — с солнечной и теневой? (С солнечной.)
Почему? (Солнце пригревает больше, и от этого они «растут».)
В морозный день сосулька растет или уменьшается? (Уменьшается, так как разрушается от мороза и ветра)
А в солнечный день? (Растет.)
С какой стороны сосульки тают быстрее? (С солнечной — солнце греет лед, и он превращается в воду.)
Давайте проверим. Один сосуд ставим под сосульки с теневой стороны, другой — с солнечной. Посмотрим, в какой сосуд больше накапает воды.
А как вы думаете, где вода от сосулек будет чище — на участке детского сада или возле проезжей части? Чтобы точно узнать, давайте поставим еще один сосуд под сосульки, которые находятся возле дороги.
Наблюдение проводится на следующий день. Воспитатель спрашивает детей, в каком сосуде воды больше, в каком она чище.
Трудовая деятельность: Посыпание песком дорожек на участке малышей.
Цель: оказывать помощь малышам и их воспитателям.
П/ и: «Пятнашки», «Не замочи ноги», «Ветер».
Цель: закреплять умение бегать врассыпную, перепрыгивать через препятствия; формировать умение внимательно слушать команды воспитателя, преодолевать препятствия.
Индивидуальная работа : Развитие движений.
Цель: обучать самостраховке при выполнении движений.
Карточка №119
Наблюдение за погодой.
Наблюдение за сосульками. Обратить внимание детей на погоду, наличие солнца и ветра.
Ход наблюдения
Какой сегодня день? (теплый, солнечный, весенний). Посмотрите, какое голубое небо.
Светит ли солнце?
Какое оно?
Как мы можем определить время года?
Вспомните приметы весны? (солнце высоко, светит ярко, все кругом тает, грачи прилетели, появились проталины, капает с крыши, сосульки).
Где появились сосульки? Правильно, там, где солнце пригревает больше, где крыши не закрыты, другими зданиями – открыты солнцу яркому и теплому.
Солнце в марте ходит выше, горячей его лучи.
Скоро капать будет с крыши, закричать в саду грачи. Висит за окошком кулек ледяной, он полон капели и пахнет весной (сосулька).
Д/и «Угадай кто и где кричит?» - ориентация в пространстве.
П/ игра: «Хитрая лиса» - упражнять детей в ловкости, беге.
И/ р по ФИЗО: упражнения на равновесия: стать на санки и сойти с них так чтобы они не сдвинулись с места.
Труд. поручения: взрыхлить сугробы, очистить веранду от мусора
Карточка №120
Наблюдение за таянием снега
Цель: создать условие для развития умения устанавливать взаимосвязи в природе.
Ход наблюдения
Снег теперь уже не тот —
Потемнел он в поле,
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Стало небо выше,
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Обратить внимание детей на то, что весной по утрам на снегу часто образуется ледяная корочка — наст. Происходи, это потому, что солнце светит ярко, снег сверху подтаивает а ночью еще морозно. Подтаявший снег замерзает, превращаясь в ледяную корочку.
Исследовательская деятельность:
Рассмотреть снег в сугробах, талый снег и воду из лужи. Сравнить наст, образованный в тени, с настом, образованным на солнце.
Трудовая деятельность: Вместе с воспитателем обрезание секатором обломанных, сухих веток кустов и деревьев, их уборка.
Цель: создать условие для умения пользоваться секатором, убирать только обломанные ветки.
П/ и: «Волк и коза».
Цель: закреплять умение двигаться по кругу по сигналу воспитателя, догонять убегающего.
Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цель6 закреплять умение метать мяч правой и левой рукой; формировать ловкость, выносливость; улучшать координацию движений.
2 неделя «Народная культура и традиции»
Карточка №122
Наблюдение за живым объектом.
Наблюдение за грачами.
Ход наблюдения
Какого цвета эти птицы?
Откуда они к нам прилетели?
Что они делают?
Из чего они строят гнезда?
Для чего им нужны гнезда
? Почему грачи улетают от нас с теплые края?
Как называются эти птицы?
На какую птицу похож грач?
Грач на горе – весна на дворе.
Д/и «Кто как кричит?» - развивать умение у детей слышать и развивать фонематическое восприятие.
П/ игра: «Два мороза» - упражнять детей в беге, ловкости, хитрости, смекалки.
И/ р по ФИЗО: ходьба прямо и боком по скамейки.
Труд. поручения: продолжать разбирать снег на участке, чтобы быстрее таял.
Карточка №124
Наблюдение за погодой.
Наблюдение за движениями солнца весной в полдень: как оно высоко поднимается, ярков светит и уже начинает пригревать. Проследить где и когда оно всходит и заходит. Установить увеличение дня.
Ход наблюдения
Смотрит солнышко в окошко, светит в нашу комнату, мы захлопаем в ладошки, очень рады солнышку.
Д/и «Сосчитай» - упражнять детей в согласовании существительных с числительными и прилагательными.
П/ игра: «Горелки» - упражнять детей в прыжках.
И/ р по ФИЗО: упражнения в беге с перестраиванием.
Труд. поручения: очистить от мусора веранду.
Карточка №125
Наблюдение за погодой
Наблюдение за весенним пейзажем.
Ход наблюдения
Обратить внимание детей на сугробы, на снег, облитый солнечным светом. В снегах отражается небо и от этого, сугробы кажутся голубыми.
Что мы еще видим вокруг?
Радует нас это или огорчает?
Снег днем тает на крышах и проводах, проявляются проталины. Птицы весело щебечут, все оживает в природе. И это нас радует. Мы двигаемся быстрее, появилась дополнительная энергия.
Весна, весна!
Как высокого на крыльях ветерка, ласкаясь к солнечным лучам летают облака. (Е. А. Баратынский).
Рано затаят - долго не растает.
Д/и «Назови одним словом» - активизация вы речи обобщенных понятий.
П/ игра: «Хитрая лиса» - упражнять детей в ловкости, беге.
И/ р по ФИЗО: прыжки с преодолением препятствий.
Труд. поручения: взрыхлить снег лопатами.
3 неделя «Народная культура и традиции»
Карточка №127
Наблюдение за почвой
Цель: познакомить с почвенным слоем — торфом.
Ход наблюдения
Вокруг нас много болот, а болота богаты торфом. Торф — это удобрение и топливо. Он быстро разгорается при сильном нагреве. Торф сырой, вязкий, темный и тяжелый весной когда пропитан влагой. Он плохо пропускает воду, поэтому если пройти по мокрому торфу, то он прилипнет к обуви. Поэтому нежелательно ходить по таким тропинкам. Торф добавляют в грядки и под деревья как удобрение.
Исследовательская деятельность:
Сравнить сухие и влажные комочки торфа.
Через лупу рассмотреть, из чего состоит торф (стебельки листья, корешки растений, мох, кусочки земли).
Сравнить песчаную и торфяную проталину. Ответить, где быстрее просыхает почва и почему?
Трудовая деятельность: Переноска торфа на грядки и под деревья.
Цель: закрепить знания о полезном свойстве торфа.
П/ и: «Черное и белое».
Цель: закреплять умение догонять убегающих по сигналу в заданном пространстве.
П/ и: «Зайцы и собаки».
Цель: закреплять умение бросать мяч в цель.
Индивидуальная работа: Игровые упражнения со скакалкой.
Цель: закреплять умение прыгать через скакалку, вращая ее вперед, назад.
Карточка №129
Наблюдение за живым объектом.
Наблюдение за полетом птиц: воробьи, грачи, голуби, сороки, вороны. Учить детей называть и различать птиц по внешнему виду, знать их повадки, где живут и чем питаются, какую пользу приносят. Вспомнить что дети запомнили о птицах.
Ход наблюдения
Синичка в марте запела - весеннее тепло ворожит, грач на горе – весна на дворе, солнце трепещется, как птицы начнут прилетать
Д/и «Кто как кричит?» - развивать фонематическое восприятие.
П/ игра: «Ловишки парами» - упражнять детей в беге, ловкости, хитрости, смекалки.
И/ р по ФИЗО: ходьба гусиным шагом.
Труд. поручения: собрать мусор на участке, убрать сломанные ветки.
Карточка №130
Наблюдение за погодой.
Наблюдение за изменениями в природе.
Ход наблюдения
Посмотрите внимательно, что мы видим кругом, какие изменения бросаются в глаза? Быстро она вступает свои права. Солнце светит все ярче, появились оттепели, почернели дороги, снег стал черным, сугробы осели. Весенний месяц март открывает весну, оживает все кругом, природа пробуждается от зимнего покоя. Возвращаются к родным краям перелетные птицы.
Март в народе называют протальником.
Длинные сосульки к долгой весне, коли перелетная птица течет стаями - к дружной весне.
Одна ласточка весны не делает.
Д/и «Сосчитай» - упражнять детей в согласовании существительных с числительными и прилагательными.
П/ игра: «Горелки» - упражнять детей в прыжках.
И/ р по ФИЗО: метание в даль камешков.
Труд. поручения: расчистить веранду от снега, собрать сухие листья.
4 неделя «Неделя детской книги»
Карточка №132
Наблюдение за живым объектом.
Наблюдение за грачами
Ход наблюдения
Посмотрите, что это за большие черные птицы на деревьях, на почерневших дрогах? (грачи)
Весны открывают грачи, они прилетают еще при снеге, неуклюже шагают в поисках пищи.
Что первым делом делают грачи? (вьют гнездо)
Грачи сразу же принимаются за постройку новых и ремонт старых гнезд.
Из чего строят свои гнезда грачи? Из веток, сучьев.
Чем питаются грачи? Грач – птица всеядная, он с большим аппетитом уничтожает животную и растительную пищу.
Как-то раннею весной, на опушке лесной, появилась стая птиц: не скворцы и не синицы, а большущие … (грачи). Ранний прилет грачей к теплой весне.
Д/и «Кто как кричит?» - создать условие для умения слышать и развивать фонематическое восприятие.
П/ игра: «Пустое место» - упражнять детей в беге, ловкости, хитрости, смекалки.
И/ р по ФИЗО: упражнять детей в прыжках в высоту.
Труд. поручения: покормить птиц.
Карточка №134
Наблюдение за погодой.
Ход наблюдения
Какая сегодня погода?
Почему март называют наследником февраля?
Младшим братом февраля и перезимником?
Потому что, хоть в марте и капает с крыш, но за нос мороз еще крепко цапает, от капели до мороза ровно полшага.
Март является изломом зимы – он с зимой борется, за сердце ее теплом хватает. Однако март – марток велит порой натягивать все вокруг, коварен для садоводов.
Старый дед, ему сто лет, мост намостил, а пришла, молода, весь мост размела (мороз и весна).
Синее облака – к теплу или дождю. Весной грач прилетел – через месяц снег сойдет.
Д/и «Угадай, что лишнее» - закрепить приметы и особенности зимних и весенних месяцев.
П/ игра: «Найди свой домик» - упражнять детей в беге.
И/ р по ФИЗО: пробежки со средней скоростью с чередованием с ходьбой.
Труд. поручения: убрать снег с веранды.
Карточка №135
Наблюдение за не живым объектом.
Наблюдение за деревьями.
Ход наблюдения
Обратить внимание детей на ствол и веточки деревьев (они холодные, голые, как – будто спят).
Дерево на зиму засыпает, движение соков по стволу и веточкам замедляется, почти останавливается. Зимой деревья впадают в настоящую спячку, как суслики, бурундуки, сурки. И дышат деревья зимой в 200-400 раз слабее, чем летом. Особенно глубоко спят деревья с осени до конца декабря, и как только пригреет солнышко, их морозостойкость как рукой снимает. Дни становиться длиннее, света больше – деревья понемногу отходят от спячки, начинают дышать, распускаются почки. Вот тогда деревья могут пострадать даже от небольших заморозков.
Старый дед, ему сто лет, мост намостил, а пришла, молода, весь мост размела (мороз и весна).
Синее облака – к теплу или дождю.
Весной грач прилетел – через месяц снег сойдет.
Д/и «Угадай по описанию» - умение находить то или иное дерево по описанию.
П/ игра: «Ловишки» - упражнять детей в беге, ловкости, смекалке.
И/ р по ФИЗО: пробежки со средней скоростью с чередованием с ходьбой.
Труд. поручения: убрать снег с веранды.