Арина Кривощекова
Картотека прогулок (средний дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека прогулок средний дошкольный возраст
1 Наблюдение за березой и рябиной
Цель: Ознакомить детей с жизни растений зимой
Задачи: формировать знания о жизни растений зимой;
воспитывать бережное отношение к природе.
Ход наблюдения
Воспитатель организует беседу с детьми, обращая деревья, стоящие на участке
• Назовите, какие деревья и кустарники
Что делают зимой деревья?
• По каким характерным особенностям можно узнать березу,
• Как чувствуют себя деревья зимой?
Публикация «Картотека прогулок (средний дошкольный возраст)» размещена в разделах
• Хорошо им или плохо зимой?
• Для чего нужен снег деревьям?
• Что может произойти, если много снега на ветках?
Деревья зимою, деревья зимою
Пронизаны ветром и стужей самою,
И стройные сосны и острые ели
Встают, как солдаты, навстречу метели.
Трудовая деятельность
Сбор снега для постройки.
Цель: учить работать сообща, добиваясь выполнения задания общими усилиями.
Подвижные игры
«Сбей кеглю».
Цель: добиваться улучшений координации движений, умения придать силу броску.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
2 Наблюдение за птичьими следами на снегу
Цель: Ознакомить с детей с зимующих птицах
Задачи:
расширять знания о зимующих птицах, узнавать по следу, какой птице он принадлежит;
воспитывать наблюдательность и внимание.
Ход наблюдения
Мы снова пришли с вами в птичью столовую. Сегодня мы будем следопытами: определим, какой птице какие следы принадлежат. Обратите внимание, на снегу множество следов: маленькие, средние и большие.
Как вы думаете, самые маленькие следы кто оставил на снегу? Конечно, они принадлежат самым маленьким птицам — воробью или синичке. А эти побольше. Как вы думаете, кто мог оставить такие вот следы? Ну, конечно же, они принадлежат голубю.
А эти большие. Наверное, здесь ходила крупная птица, потому что снег под ней немного провалился. А кому они принадлежат? Правильно, вороне. Вот, ребята, не увидев птиц, можно определить по следам, кто прилетал в птичью столовую.
Трудовая деятельность
Постройка снежной горки.
Цель: воспитывать любовь к труду и дружеские взаимоотношения.
Подвижные игры
«Ворона — воробей».
Цели: внимательно слушать воспитателя и выполнять действия по команде; упражнять ориентироваться в пространстве; воспитывать дружеские взаимоотношения.
«Лохматый пес».
Цель: продолжать учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме.
Индивидуальная работа
«Попади комом снега в цель».
Цель: развивать глазомер и силу броска.
3. Наблюдение за птицами
Цель: формировать желание детей заботиться о зимующих птицах (узнавать птицу, называть части ее тела).
Ход наблюдения
Дети выходят на прогулку и наблюдают, кто первый прилетел к кормушке. Конечно же, это воробей, он прыгает и клюет. Вот посмотрите, еще прилетели воробьи.
Как называется птичка с красной грудкой? Вот и наша старая знакомая летит. Какую песенку она поет? Прислушайтесь. Они между собой переговариваются, наверное очень рады, что появились у них друзья, которые о них позаботятся. Какого цвета перышки на крыльях у сороки?
Птицы очень пугливые. Если заметят что-то неладное, быстро вспорхнут и улетят. Ребята, представьте, что вы воробьи. Покажите своими движениями и голосом, что на участок прилетели воробушки. А теперь представьте, что вы — сороки. Покажите, как они машут крыльями в полете и какую песенку поют.
Трудовая деятельность
Постройка из снега столовой для птиц.
Цель: учить трудиться сообща, дружно, приходить на помощь товарищу.
Подвижная игра
«Собачка и воробьи».
Цель: продолжать учить бегать в разные стороны, ориентироваться в пространстве.
4. «Наблюдение за сезонными изменениями в природе
Цель: формировать представления об изменениях в природе (день стал короче, ночь длиннее); учить различать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать их в стихотворениях; воспитывать любовь к природе.
Основное содержание:
Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче.
Солнышка не видно,
Темны-темны ночи.
Воспитатель загадывает детям загадки.
• Висят на ветке золотые монетки. (Осенние листья.)
• На потолке, в уголке висит сито — не руками свито. (Паутина.)
• Без рук, а холст ткет. (Паук.)
Воспитатель рассказывает детям о приметах.
Сентябрь — зоревник, хмурень; холодник и холодень-батюшка сентябрь, да кормить горазд, зовут его «запевалой осени» и «злато-Цветником»; травы в лугах, полях, лесах высыхают, желтеют, и становится золотистой листва деревьев и кустарников.
Сентябрь — первый осенний месяц. В начале месяца выдаются еще теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на ней сквозят золотыми узорами листья кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, летают серебряные нити паутины. Такие дни называют «бабьим летом».
Воспитатель задает детям вопросы.
• Почему сентябрь называют «златоцветником»?
• Какие дни сентября называют «бабьим летом»?
• Какие знаете признаки «бабьего лета»?
Трудовая деятельность: Уборка мусора на участке.
Цель: воспитывать стремление к труду.
Подвижные игры:
«Гуси», «Пастух и стадо».
Цели: совершенствовать координацию движений; развивать ловкость, пространственную ориентировку.
Индивидуальная работа: «Поймай мяч».
Цель: развивать ловкость.
Самостоятельные игры с выносным материалом.
Зима.
5 «Наблюдение за погодой».
Цель: продолжать формировать представление о сезонном явлении — гололедице; развивать наблюдательность.
Основное содержание:
На ладонь упала робко
Первая снежинка.
Ей, наверно, очень плохо
На лесной тропинке?
Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром,
Самый первый, самый белый!
На заборах, на крылечке
Все блестит и все бело.
Нет свободного местечка —
Всюду снега намело.
С утра было тихо, но потом подул холодный ветер, пошел мелкий дождь. Вскоре все вокруг затянуло тонким слоем льда. Когда идешь по этому ледку, он с треском разламывается под ногами. Подо льдом часто виднеются зеленая травка, почерневшие стебли. Очень скользко. Воздух становится стылым, почти морозным. Это декабрь, а не ноябрь.
Трудовая деятельность: Расчистка дорожек от снега.
Цель: воспитывать трудолюбие.
Подвижные игры:
«Кто выше?», «Найди меня».
Цель: учить легко прыгать, играть, строго соблюдая правила.
Индивидуальная работа: «Белые снежинки».
Цель: чить плавно двигаться.
6. «Наблюдение за ветром».
Цель: учить определять наличие и направление ветра.
Основное содержание:
Ветер-ветерцо,
Не дуй мне в лицо,
А дуй мне в спину,
Чтоб идти было в силу.
Воспитатель задает детям вопросы.
• Есть ли ветер?
• Откуда дует ветер?
• Почему против ветра идти тяжело, а по ветру легче?
Трудовая деятельность: Сооружение горки для кукол, прихлопывая снег лопаткой.
Цель: учить работать сообща, получать радость от выполненного •груда и его результата.
Подвижные игры:
«Кони», «Лягушки».
Цели: учить внимательно слушать команду воспитателя; развивать внимание; следить за правильностью выполнения заданий.
Индивидуальная работа: «Не наскочи».
Цель: учить спускаться с горки на лыжах, не задевая положенную на склоне шишку.
7. Наблюдение за елью
Цель: формировать представление о строении ели.
Ход наблюдения
Ее всегда в лесу найдешь,
Пойдешь гулять — и встретишь.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
Ель — дерево высокое, у него ствол прямой, покрытый шершаво-коричневой корой, много веток, которые постепенно увеличиваются книзу. Все ветки покрыты колючими, жесткими иголками. Зимой ветки покрыты снегом, поэтому опущены вниз, елочка стоит в снегу1 как в шубке. Она и зимой зеленая, иголки не желтеют и не опадают как у других деревьев.
Трудовая деятельность
Коллективный труд на участке по уборке снега.
Цель: закреплять умение пользоваться деревянной лопаткой.
Подвижные игры
«Ловишки», «С бережка на бережок».
Цель: упражнять в беге врассыпную, прыжках через шнур.
Индивидуальная работа
«Допрыгай до флажка», «В воротики».
Цель: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед, в подлезании.
8. «Наблюдение за снегопадом».
Цель: закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде.
Основное содержание:
Воспитатель задает детям вопросы.
• Какого цвета снежинка?
• У кого шубка такого же цвета?
• Посмотрите, какого цвета зимушка-зима?
Села снежинка на рукав и растаяла. Была и вот ее нет! Вот какая звездочка-малютка.
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собралися мы в кружок,
Завертелись, как снежок.
Трудовая деятельность: Сгребание снега на участке в определенное место; расчистка дорожки к крыльцу (коллективный труд).
Цели: формировать ответственное отношение к труду; учить выполнять коллективные поручения.
Подвижные игры:
«Дед Мороз», «Снег кружится».
Цели: прививать умение выполнять характерные движения; продолжать учить соотносить собственные действия с действиями участников игры.
Индивидуальная работа: «Попади в цель».
Цель: развивать меткость, глазомер.
Весна.
9. «Наблюдение за проклюнувшимися почками березы».
Цель: знакомство с третьей победой весны над зимой — весной лесной.
Основное содержание:
Воспитатель загадывает детям загадку, организует беседу.
Я, раскрывая почки, В зеленые листочки
Деревья одеваю, Посевы поливаю,
Движения полна, Зовут меня. (весна).
• О каком времени года говорится в загадке?
• Перечислите признаки весны.
• Какой сейчас месяц?
Обратить внимание детей, что весна скоро одержит третью победу — самую решительную над зимой.
• Что это за дерево? Что произошло с почками?
• Они маленькие или большие?
• Предложить понюхать почки. Как они пахнут?
• Предложить осторожно потрогать почки. Какие они?
• А какого цвета появляются листочки?
Весна! Денек прекрасный!
В саду стреляют почки,
И протирают глазки
Зеленые листочки.
• Во что скоро оденется лес?
• А какие птицы прилетят? Какая птица в лесу кукует?
Трудовая деятельность: Уборка огорода и грядок.
Цель: вызвать желание подготовить грядки к посадке семян.
Подвижные игры:
«Добеги и прыгни».
Цель: добиваться хорошей техники прыжка при отталкивании.
«Кто скорее добежит по дорожке?».
Цель: продолжать развивать пространственную ориентировку.
Индивидуальная работа: Бросание предметов в цель.
Цель: закреплять навыки бросания предметов в цель одной рукой.
10. «Наблюдение за цветником».
Цель: закреплять знания о цветнике; воспитывать желание ухаживать за клумбой, подготовить ее к посадке рассады цветов.
Основное содержание:
Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению,
Паучок — терпению,
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Воспитатель задает детям вопросы.
• Что надо сделать, чтобы подготовить клумбу к посадке рассады?
(Убрать сухие стебли, листья.)
• Чем будем убирать стебли? (Граблями.)
• Чем вскопаем землю? (Лопатами.)
Трудовая деятельность: Коллективный труд по уборке территории после зимы.
Цели: учить трудиться сообща; воспитывать трудолюбие.
Подвижные игры:
«Спящая лиса», «Покажи мяч».
Цель: упражнять в беге, подбрасывании и ловле мяча.
Индивидуальная работа: «Перелет птиц».
Цели: учить быстро действовать по сигналу воспитателя; двигаться в определенном направлении.