Наталья Смирнова
Картотека проблемных игровых ситуаций для развития взаимоотношений старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека проблемных игровых ситуаций для детей старшего дошкольного возраста.
Целью является усвоение ребенком общественных норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств.
Задача педагога
• научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть;
Публикация «Картотека проблемных игровых ситуаций для развития взаимоотношений старших дошкольников» размещена в разделах
- Игровые проблемные ситуации
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Старшая группа
- Темочки
• дать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на создание игровых и проблемных ситуаций;
• формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей;
• воспитывать моральные и нравственные качества.
Проблемная игровая ситуация "Добрые пожелания"
Цель: помочь детям освоить формы выражения доброжелательного отношения к сверстникам. Развивать добрые чувства и культуру общения.
Содержание ситуации :
Инсценировка с куклами-игрушками
Буратино: Я собираюсь в гости к Мальвине. Приготовил подарок (показывает коробку). Но как же мне быть? Я совсем не знаю, что ей сказать. Помню, мне говорили: когда вручаешь подарок, надо сказать пожелание, но я совсем забыл. Скажу так: "На мой подарок! Радуйся!" Кажется, у меня хорошо получилось?
Воспитатель. Как вы, дети, считаете? Будет ли Мальвина довольна таким поздравлением?
(Обсуждение детей)
Проблемная игровая ситуация "Алло, мы ищем таланты!"
Цель: помочь детям увидеть достоинства сверстников.
Содержание ситуации : Часть 1. "Диктор объявляет о том, что на телевидении проходит конкурс "Алло, мы ищем таланты!" Он просит присылать заявки на участие в конкурсе детей, которые умеют хорошо петь, читать стихи, танцевать, рисовать, придумывать интересные истории и др. Условие - аявку делает не сам желающий участвовать, а его друзья. В группу приезжает "корреспондент" с микрофоном и записывает детские заявки. Дети выступают перед микрофоном, рассказывают о достижениях своих сверстников.
Часть 2. (проводится на следующий день) Непосредственно провести конкурс талантов в группе.
Проблемная игровая ситуация "Добрый взгляд"
Цель: уметь увидеть и рассказать о положительных качествах и поступках сверстников.
Содержание ситуации : Дети садятся по кругу. Воспитатель объявляет, что у него есть волшебные очки, в которых можно разглядеть только хорошее, что есть с каждом человеке. Воспитатель, надев волшебные очки, подходит к кому-нибудь из детей, перечисляет его положительные черты ("хорошо рисует, бегает, умеет дружить"). Затем предлагает каждому ребенку примерить очки, посмотреть на других добрыми глазами и постараться увидеть, как можно больше хорошего в сверстнике. Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей.
(Разыгрывание ситуации)
Проблемная игровая ситуация "Новенькая девочка"
Цель: побуждать к проявлению внимания и сочувствия к сверстникам.
Содержание ситуации. Марина впервые шла в детский сад и очень волновалась. Воспитательница привела ее в группу и сказала ребятам: "К нам пришла новая девочка. Ее зовут Марина. Она теперь будет посещать нашу группу. Будьте к ней добры и внимательны. " Дети посмотрели на Марину, а потом разошлись по своим делам. Марина подошла к игрушкам и взяла куклу. "Не бери эту куклу, я с ней буду играть!" - сказала Лена. Марина отошла и решила посмотреть, как мальчики играют с машинками. "Отойди с этого места, - закричали мальчики. - Мы здесь будем гараж строить!" Отошла Марина к окну и стала смотреть на улицу. Увидела воспитатель, как печально одна стоит Марина, и сказала детям:
- Как вы думаете, что сказала воспитатель ребятам?
- Правильно ли отнеслись они к Марине?
- Что бы вы посоветовали этим ребятам?
- Как помочь новенькому почувствовать и понять, что в группе ему рады?
Проблемная игровая ситуация "Не поделили игрушку"
Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что сегодня к ним рано утром в детский сад прилетел Карлсон и оставил много игрушек. Воспитатель достает из сумки (посылки) новые игрушки, они все разные и заметно отличаются. Воспитатель предлагает детям разобрать их, а сам наблюдает со стороны. Как правило, дети стараются взять наиболее интересные, яркие игрушки. Претендентов на "самые хорошие" игрушки оказывается слишком много. В группе между детьми складывается конфликтная ситуация : кому достанется та или иная игрушка?
Воспитатель успокаивает ребят и предлагает разобраться всем вместе в сложившейся ситуации : "Как же нам быть, ребята? Ведь игрушка одна, а желающих с ней поиграть много".
Воспитатель предлагает детям для обсуждения различные варианты разрешения конфликтной ситуации.
- отдать игрушку тому, кто взял ее первым;
- никому не давать игрушку, чтобы не было обидно;
- играть всем вместе;
- посчитаться;
- играть с игрушкой по очереди;
- отдать игрушку Кате, потому что она сама грустная и др.
Эффективность выбора действия часто оценивается его последствиями, а для ребенка сделать такую предвосхищающую оценку самостоятельно - проблематично. Естественно, этому детей необходимо поэтапно учить.
Оценивая свое желание, ребенок может высказать свои предположения по итогам реализации задуманного с положительными последствиями и с отрицательными. В этом случае на "весы" ставятся "две гири", и ребенок перечисляет и кладет на одной "чаше весов" положительные результаты достижения желаемого, а на второй - отрицательные последствия. Что выберет ребенок? Дети размышляют, ищут нужное решение, и если они затрудняются в выборе, педагог в ненавязчивой форме подсказывает им выход, делая его наиболее привлекательным.