Папки-передвижки

Картотека игр для развития фонематических процессов у старших дошкольников (2 фото)

Алексеева Светлана
Картотека игр для развития фонематических процессов у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Игра является основным видом деятельности дошкольников, поэтому использование игр для формирования фонематических процессов у детей с нарушениями речи позволяет наиболее эффективно организовать коррекционную работу в этом направлении.

1. Игра «Что ты слышишь?»

Логопед за ширмой производит разнообразные действия: переливает воду, сминает бумагу, мешает ложкой в чашке и т. п. Дети должны отгадать и назвать действие.

2. Игра «Кто пришёл, что принёс?»

Публикация «Картотека игр для развития фонематических процессов у старших дошкольников» размещена в разделах

Логопед сажает на стол плюшевого мишку с погремушкой, зайку с барабаном, кота с бубном. После этого логопед предлагает детям послушать и запомнить, как звучат инструменты. Затем за ширмой звенит погремушкой, бубном, стучит в барабан. Дети отгадывают, что звучит и кто хозяин игрушки.

3. Игра «Верно или нет?»

Логопед раздает детям по два кружка (красному и зелёному) и предлагает игру: если дети услышат правильное название того, что изображено на картинке, то должны поднять зелёный кружок, если неправильное – красный. Затем выставляет картинку, на которой нарисован, например, банан и громко, четко произносит звукосочетания ПАНАН, БАМАН, ПАМАН, БАНАН, БАМАМ и т. п. Дети поднимают соответствующие кружки. Логопед следит за правильностью реакции детей.

4. Игра «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук»

Логопед: Когда услышите звук А, стукните мячом об пол, поймав мяч, повторите этот звук.

А, У, О, У, А, А, О, У

5. Игра «Хлопни в ладоши»

Логопед произносит звуки. Услышав звук А, дети должны хлопнуть в ладоши: а, у, о, у, а, а, о, у, а

6. Игра «Кто внимательный?»

Детям раздают одноцветные кружки. Логопед произносит один, два или три гласных звука, например а, ау, иоу и т. п. Дети откладывают на своих столах столько кружков, сколько звуков произнёс логопед.

7. Игра «Назови на А»

Вспомнить слова из одного смыслового круга, начинающиеся на А: транспорт – автобус, аэробус, аэроплан.

фрукты – ананас, апельсин, абрикос.

профессии – агроном, астроном, артист.

имена мальчиков и девочек – Аня. ; Андрей.

8. Игра «Мяч не трогать иль поймать – постарайтесь отгадать»

Педагог предлагает стоящим перед ним детям ловить мяч, если они услышат заданный звук в слове, либо спрятать руки за спину, если звука в слове не окажется. Когда ребёнок поймает мяч, полезно проконтролировать сознательность его выбора, то есть предложить произнести слово, выделяя соответствующий звук.

9. Игра «Кто как кричит»

Логопед предлагает детям ответить на вопросы:

Как кричат в лесу? (Ау)

Как кричит ребёнок? (Уа)

Как кричит ослик? (Иа)

Какой первый звук? (второй, последний, сколько всего звуков)

10. Игра «Выбери картинки»

Логопед предлагает детям из ряда нарисованных предметов выбрать те, названия которых начинаются на определенный звук (например, на звук А)

11. Игра «Раз, два, три, картинку подними»

У детей на столах картинки, на которых названия изображенных предметов не всегда содержат звук О. Например: туфли, ванна, кит, тапки, ослик, облако и т. п.

Логопед просит на счёт «три» поднять картинки только тех детей, у кого в слове, обозначающем название изображённого предмета, есть звук О.

12. Игра «Кто больше?»

Детям предлагается сюжетная картинка (например, «Улица», на которой изображены предметы с заданным звуком. Детям требуется сказать, в названии каких предметов имеется заданный звук (в начале, в конце слова). За каждое правильно названное слово даётся фишка. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек.

13. Игра «Найди общий звук»

Логопед называет слова (например, со звуком С в конце слова: нос, фикус, автобус, ананас, квас, голос, волос, лес) и выясняет, какой один и тот же звук встречается во всех этих словах и где он слышится.

14. Игра «Назови лишнее слово»

Логопед произносит ряд слов, дети слушают внимательно и называют лишнее слово в ряду.

И: дыня, рис, Рита, кит; Ы: дым, сыр, пыль, липа.

15. Игра «Мамина сумка»

Педагог предлагает рассмотреть и назвать продукты с первым звуком М и без такового (хлеб, масло, бублики, маслины мука, печенье, молоко, макароны, майонез и пр.). Дети подходят к педагогу, называют выбранный продукт, определяют наличие в слове звука М и в таком случае опускают предмет в мамину сумку. На столе или подносе должны остаться только те продукты, в названии которых дети не услышали звук М.

16. Игра «Мяч передавай – слово называй»

Играющие выстраиваются в колонну. У игроков, стоящих первыми, по одному большому мячу (диаметром 25-35 см).

Ребёнок называет слово на заданный звук и передаёт мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.

17. Игра «Чудо-дерево»

Логопед предлагает детям украсить дерево игрушками, картинками, в названии которых имеется соответствующий звук.

18. Игра «Угощаем Буратино»

Педагог показывает детям натуральные продукты или картинки, в названии которых первый звук Б (булка, баранка, баклажан, банан, блины, брусника, бутерброд, бульон, борщ, и т. п.) либо таковой звук отсутствует (ананас, сосиски, котлеты, салат, помидоры, огурцы, груши, сливы и пр., и предлагает угостить Буратино только теми кушаньями, в названии которых первый звук Б. После того, как дети правильно выбрали 5-6 названий, можно прочитать стихотворение, утрированно произнося звук Б:

Борщ, бульон, блины, бананы,

бутерброд и баклажаны.

Получает друг старинный –

Длинноносый Буратино.

В случаях затруднений используется проговаривание слов с выделением голосом первого звука (вслед за педагогом) несколькими детьми.

19. Игра «Подбери картинку с таким же гласным звуком в слове»

Детям раздаются по 2-3 картинки, в названии которых содержится один гласный звук (мох, бак, дуб, бык, лист и пр.). Одна картинка выставляется на доску, к которой подходят дети, нашедшие в своих словах такой же гласный звук.

20. Игра «Назови звук»

Дети по одному выходят к столу логопеда и вынимают из конверта картинки (подобранные заранее, громко, чётко называют их, выделяя последний звук. Затем ребёнок повторяет этот звук отдельно.

21. Игра «Почтальон Печкин собирает письма»

У детей по две картинки, в названии одной первый звук П, в названии второй звук П отсутствует. Например: павлин - аист, попугай - курица, пони - ослик, подсолнух - ромашка, подушка - одеяло, пальто - куртка и т. д. Почтальон Печкин с почтовой сумкой собирает только те картинки - письма, в названии которых первый звук П. Почтальон проверяет, правильно ли дети «отправляют» письма, просит каждого ребёнка произнести свое слово, выделив звук П, при необходимости исправляет ошибки.

22. Игра «Найди картинку»

В разных местах помещения расставлены картинки. Дети должны найти и принести только те, в названии которых есть звук [д].

23. Игра «Живые звуки»

Логопед предлагает поиграть в игру «Живые звуки». Один ребёнок – звук [с], другой – [о], третий – [к]. Играющие дети называют эти звуки. Затем они прячутся, и логопед приглашает их появиться по одному, спрашивая у остальных детей, какой звук пришёл первым, какой звук пришёл за ним, какой звук пришёл последним. В какой последовательности должны встать дети-звуки, чтобы получилось слово? Какое слово получилось?

24. Игра «Назови слово»

На доске картинки, в названии которых есть звук [г]. Дети называют их и определяют место звука в слове.

25. Игра «Чудесный мешочек»

Ребёнок берёт из мешочка предметную картинку, называет и определяет местоположение заданного звука в слове.

26. Игра «Назови ласково»

Логопед называет слова без звука К и просит детей назвать данный предмет ласково, тогда сразу появится звук К. Даются слова: бант, самолет, винт, гном, мост, дом, пень.

27. Игра «Рыболовы»

Дети по очереди магнитной удочкой вылавливают из аквариума предметные картинки, называют их и определяют местоположение заданного звука в слове.

28. Игра «Путешествие по группе»

Логопед предлагает детям найти в группе предметы, в названии которых есть звук С. (Стол, стул, доска, часы; игрушки: собака, лиса).

29. Игра «Ходит ёжик вдоль дорожек»

Передвигая изображение ежа по дорожке (картонной полоске) слева направо, педагог медленно произносит слово, делая акцент на заданный звук (например, ССамолет или подноСС). Если звук слышится в начале слова, ёжик остается в начале дорожки, если звук слышится в конце слова, ёжик «доходит» до конца дорожки и останавливается там. Дополнительно начало и конец дорожки, которые соответствуют началу и концу слова, можно фиксировать какими-то объектами, например, яблоком и грибом. В ходе игры детям читается стихотворение:

Ходит ёжик вдоль дорожек,

От начала до конца,

В слове ёж найти поможет

Место звука-беглеца.

30. Игра «С голосом – без голоса»

Логопед называет слова со звуками [с] и [з], дети определяют «с голосом» или «без голоса» они произносятся: коза-коса, суп - зуб, зайка - сайка, собор - забор, часы - тазы, гроза - коса, бусы - алмазы.

31. Игра «Цепочка»

Ведущий называет слово (например, автобус). Следующий участник игры определяет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука. Остальные участники игры делают то же самое, составляя цепочку слов.

32. Игра «Разберём картинки»

На столах у детей картинки. Педагог предлагает детям положить картинки, в названии которых есть звук Ш справа, картинки, в названии которых нет звука Ш – слева. Затем дети называют картинки и определяют место звука Ш в слове.

33. Игра «Собери букет»

Дети выходят на волшебную поляну. Появляется Мальвина. Она разбрасывает лепестки цветов, на которых нарисованы разные картинки. Надо собрать букет, где были бы только картинки со звуком [л’], чётко их проговорить, определить место звука в слове.

34. Игра «Новая квартира»

Педагог предлагает детям отправиться в магазин и купить для новой квартиры вещи, в названии которых есть звук [р] (кровать, ковёр, картина, журнальный столик и т. д.).

На новоселье хозяйка угощала гостей блюдами, в названии которых есть звук [р] (борщ, рыба, торт, творог, смородина, мороженое, мармелад и т. д.).

35. Игра «Приготовим обед»

Логопед предлагает детям «приготовить обед», состоящих из блюд, в названии которых есть звук [р]: картошка, пирог, вермишель, борщ, рыба, макароны, морс, рулет, окрошка и т. д.

36. Игра «Загрузим пароход и лодку»

Логопед: «Пароход и лодка отправляются в плавание. Помогите загрузить их, но помните, что они необычные: пароход перевозит только такие грузы, в названии которых есть звук [р], а лодка – в названии которых есть звук [л]».

Для игры используются предметные картинки.

Литература

1. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 160 с.

2. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб. : Каро, 2003. – 96 с.

3. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами – СПб. : СОЮЗ, 2005. – 192 с.

4. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М. : Мозаика-Синтез, 2003. – 80 с.

5. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. М. : ГНОМ и Д, 2002. – 112 с.

Картотека игр для развития фонематических процессов у старших дошкольников

Игра "Ходит ёжик без дорожек"

Фото №1 Игра Что ты слышишь Логопед за ширмой производит разнообразные действия переливает воду сминает бумагу мешает ложкой в чашке и т

Игра "Собери букет"

Публикации по теме:

Картотека игр для развития фонематического слуха дошкольников Игры на развитие фонематического слуха Красный – белый Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Оборудование. По два кружка.

Картотека музыкально-дидактических игр для старших дошкольников Игры на контрастность динамики. УЗНАЙ СКАЗКУ Цель: Различать контрастный характер частей в музыке в связи с её содержанием и развитием музыкального.

Картотека подвижных игр для старших дошкольников Картотека подвижных игр для старших дошкольников № 1 Подвижная игра «Гуси, гуси» Цель: развивать ловкость, быстроту реакции; закреплять.

Картотека подвижных игр для старших дошкольников Подвижная игра «Передай – встань» Цель: Воспитывать у детей чувство товарищества, развивать ловкость, внимание. Укреплять мышцы плеч и спины.

Картотека словесных игр для старших дошкольников Словесные игры для детей старшего дошкольного возраста Что за предмет? Цель: учить называть предмет и его описывать. Ход. Ребёнок вынимает.

Картотека сюжетно-ролевых игр для старших дошкольников "Парикмахерская" Задачи: Развивать интерес и уважение к профессии парикмахера, воспитывать культуру поведения в общественных местах. Способствовать.

Картотека сюжетно-ролевых игр «Правила дорожного движения» для старших дошкольников в тематическую неделю ПДД Картотека сюжетно – ролевых игр по закреплению правил дорожной безопасности для старших дошкольников с учётом лексического планирования.

Картотека сюжетно-ролевых игр «Правила дорожного движения» для старших дошкольников в тематическую неделю ПДД Картотека сюжетно-ролевых игр «Правила дорожного движения» для старших дошкольников в тематическую неделю ПДД «Быть шофёром лучше» - цель:.

Картотека театрализованных игр для старших дошкольников Игры на мышечное напряжение и расслаблениеКАКТУС И ИВА Цель. Развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением, ориентироваться.

Картотека упражнений, подвижных игр, сказкотерапии, поведенческих тренингов для развития познавательной сферы дошкольников Подборка упражнений, подвижных игр, сказкотерапии, поведенческих тренингов для развития: • познавательных способностей. внимания; памяти;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игр для развития фонематических процессов у старших дошкольников
Опубликовано: 25 января 2019 в 19:13
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека игр для развития фонематических процессов у старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Алексеева Светлана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД