Нина Александровна Волкова
Картотека «Познавательные прогулки с детьми 5–7 лет. Приметы весны»
▼ Скачать + Заказать документы
Апрель, 1 неделя
Целевая прогулка по участку детского сада. Исследование «Лужи».
Задачи. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе. Закреплять умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям. Поддерживать интерес детей к загадкам. Развивать познавательную активность детей.
Исследование.
Публикация «Картотека „Познавательные прогулки с детьми 5–7 лет, Приметы весны“» размещена в разделах
- Весенние прогулки и наблюдения
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
— Исследования начинаем, тайны весны разгадаем. Дети, какие приметы весны вы знаете?
— Первые приметы весны: снеготаяние, проталины, сосульки. За этими явлениями природы мы с вами уже наблюдали. Дети, отгадайте, пожалуйста, загадку.
Снеготаяние начала.
Нет зимней стужи
На дорогах … Лужи.
— Дети, как вы думаете, откуда появились лужи?
— Днём солнце пригревает, снег тает. Снег тает, в воду превращается. Цель нашего исследования, выяснить, что такое лужа.
Дети вместе с педагогом идут вокруг здания детского сада. Если дети замечают лужу, педагог останавливает детей и предлагает внимательно её рассмотреть.
— Дети, как вы считаете, что такое лужа?
— Лужа – это вода на ровном месте или в ямке. Дети откуда весной появились лужи?
— Днём солнце пригревает, снег тает. Когда снег тает, он превращается в воду. На месте растаявшего снега образуется лужа. Дети, как вы считаете, можно гулять по лужам?
— Наша обувь не любит сырости. Она может промокнуть, тогда наши ноги замёрзнут, и мы заболеем. Дети, вспомним приметы начала весны.
— Приметы начала весны: снеготаяние, проталины, сосульки, лужи. Дети, напомните мне, пожалуйста, что такое лужа?
Вывод. Дети, мы узнали, что лужа – это талая вода на ровном месте или в ямке.
Целевая прогулка по участку детского сада. Исследование «Ручей».
Задачи. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе. Закреплять умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Поддерживать интерес детей к загадкам. Развивать познавательную активность детей.
Исследование.
— Исследования начинаем, тайны весны разгадаем. Дети, какие приметы весны вы знаете?
— Первые приметы весны: снеготаяние, проталины, сосульки, лужи. За этими явлениями природы мы с вами уже наблюдали. Дети, отгадайте, пожалуйста, загадку.
Весна пришла
Снеготаяние начала.
Прилетели грачи,
Зазвенели … Ручьи.
— Дети, как вы думаете, откуда появились ручьи?
— Днём солнце пригревает, снег тает. Снег тает, в воду превращается. Цель нашего исследования, есть ли ручьи на нашем участке.
Дети вместе с педагогом идут вокруг здания детского сада. Если дети замечают ручей, педагог останавливает детей и предлагает внимательно его рассмотреть. Если дети не найдут ручей, можно создать его: прокопав дорожку от лужи.
— Дети, как вы считаете, что такое ручей?
— Ручей – это талая вода, которая бежит, течёт. Ручей всегда бежит с горки вниз, даже если горка очень низкая, незаметная. А вот когда ручей попадает на ровное место или в ямку, то образуется что?
— Лужа – это стоячая талая вода. Дети, вспомним приметы начала весны.
— Приметы начала весны: снеготаяние, проталины, сосульки, лужи, ручьи. Дети, напомните мне, пожалуйста, что такое ручей?
Вывод. Дети, мы узнали, что ручей – это талая вода, которая бежит, течёт.
Разговор-размышление «Кто сломал лёд на реке?»
Задачи. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе. Закреплять умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формировать умение детей высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Поддерживать интерес детей к загадкам. Развивать познавательную активность детей.
Беседа.
— Дети, к разговору приглашаю, подумать предлагаю: куда бегут ручьи?
— Ручьи бегут, ручьи спешат, вниз под горку летят, встречаются, соединяются и добегают до … (реки).
— Река ручейки встречает, река ручьи принимает. Дети, зимой река спит под толстым слоем льда, но весной, когда к ней сбегаются дети-ручьи, как вы думает, что происходит?
— Дети, отгадайте, пожалуйста, загадку.
Весна! Река проснулась,
С боку на бок повернулась,
Затрещал, ломаясь, лёд –
Значит, скоро … Ледоход.
— Дети, кто сломал лёд на реке?
— Когда река наполнится водой ручейков, ей подо льдом становится тесно. Вода реки надувается, напрягается и своей силой ломает толстый лёд. Лёд ломается на куски, льдины, большие и маленькие. Дети, как вы думаете, почему лёд не тонет?
— Лёд легче воды, поэтому он не тонет. Слово "ледоход" – состоит из двух слов: лёд ходит. Интересно, как это лёд ходит. Дети, как вы представляете себе ледоход?
— Вода в реке на месте не стоит, течёт, бежит вперёд. И вместе с рекой идёт лёд, плывут льдины. Ледоход – это движение льда по течению реки. Дети, кто сломал лёд на реке?
Вывод. Дети, мы узнали, что лёд на реке сломала вода.
Рассказ педагога «Птиц на волю отпущенье». (7 апреля).
Задачи. Формировать представления детей о народных традициях. Воспитывать бережное отношение детей к птицам, чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите, каких птиц вы слышите?
— Дети, люди всегда оберегали и защищали птиц. Зимой озябших птиц приносили домой, кормили, поили и, как вы думаете, что происходило дальше?
— 7 апреля народный праздник – Благовещенье. Благовещенье – птиц на волю отпущенье. Дети, как вы думаете, почему птиц отпускали на волю?
— Птица в неволе не живёт, соловей в клетке не поёт.
Хорошо в непроглядную вьюгу
Приютить чуть живую пичугу,
А весной, переждав непогоду,
Отпустить её в лес – на свободу.
Ю. Могутин
— Дети, на Руси весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить приход её могут птицы. Поэтому издревле существовал такой красивый обычай 7 апреля отпускать птиц на волю, и просить птиц привести весну. Выпуская птиц, приговаривали:
Синички-сестрички,
Тётки-чечётки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Серые воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами, послушать пение птиц. В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях.
Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.
Наблюдение «Благая весть – весна зиму поборола». (8 апреля).
Задачи. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе. Формировать представления детей о народных традициях. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей.
Беседа.
— Дети, вы слышали! Благую весть – весна зиму поборола. Посмотрите, пожалуйста, внимательно вокруг и скажите, это правда или нет?
— Вчера, в Благовещенье, в третий и последний раз закликали весну. Закликали, к нам приглашали. Весна пришла, зиму прогнала. В Благовещенье смотрели люди в небеса, искали там чудеса. Дети, посмотрите, пожалуйста, на небо. Расскажите, что вы там видите?
— Дети, весна зиму поборола! Не будет морозов и снегопадов.
Ещё в полях белеет снег.
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идёт, весна идёт.
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд! …
Ф. И. Тютчев
— Дети, какая благая весть к нам прилетела?
Вывод. Дети, мы узнали благую весть – весна зиму поборола.