Нина Александровна Волкова
Картотека «Познавательные прогулки с детьми 5–7 лет. Май — травень»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследование «Что такое почва?»
Задачи. Продолжать знакомить детей с неживой природой. Помочь детям выявить состав почвы. Развивать познавательный интерес, мышление детей. Воспитывать бережное отношение детей к растениям.
Материалы и оборудование: ведёрки, почва; совочки, ёмкости с водой, белые листки бумаги, лупы на каждого ребёнка.
Исследование.
— Дети, в страну Растений вас приглашаю, интересное исследование обещаю. Кто подскажет мне, где эта страна?
— Правильно, страна Растений там, где много растёт растений. Дети, напомню вам правила поведения в стране Растений.
Публикация «Картотека „Познавательные прогулки с детьми 5–7 лет, Май — травень“» размещена в разделах
Правила поведения в стране Растений:
мир растений не загрязняем, мусор не бросаем;
растение оберегаем, ничего не рвём и не ломаем;
растения опасными бывают, незнакомые растения не задеваем.
Дети вместе с педагогом идут в страну Растений (участок на территории детского сада, где много растений).
— Дети, напомните мне, пожалуйста, растения живые или неживые?
— Растения живые, они питаются, дышат, растут, развиваются, размножаются. Дети, по вашему мнению, что нужно растениям, чтобы хорошо расти?
— Растениям нужно тепло и свет, вода и почва. Почва – это земля, на которой растут растения. Дети, как вы думаете, почва – живая или неживая?
— Почва – это неживой объект природы. Дети, наберём в ведёрко почвы.
Педагог сам набирает почву в ведро.
Дети и педагог возвращаются на участок. Дети подходят к столам.
— Дети, положите, пожалуйста, совочком немного почвы на листы бумаги и внимательно рассмотрите почву в лупу.
Дети выполняют задание.
— Дети, что вы увидели? Из чего состоит почва?
— Положим почву в воду и размешаем.
Дети выполняют задание.
— Что мы видим?
— Дети, почва – это смесь песка, камушков, кусочки глины и частей растений. Когда растения умирают, они превращаются в перегной. Перегной самая полезная часть почвы. Почвы бывают богатые и бедные. Чем больше перегноя, тем богаче почва. А те почвы, где больше песка и камней, бедные. Дети, как вы считаете, почва у наших растений богатая или бедная?
— На богатой почве много растений растёт. Дети, подведём итог нашего исследования: что мы узнали о почве?
Вывод. Дети, мы узнали, что почва – это смесь песка, камушков, глины и перегноя. Почва бывает бедной и богатой.
Творчество «Овощи».
Задачи. Поддерживать интерес детей к овощам. Обратить внимание детей на отличия овощей по форме, величине, пропорциям частей. Побуждать детей передавать эти отличия в рисунках. Развивать чувство формы, цвета, пропорций. Воспитывать аккуратность.
Материал к деятельности: цветные мелки, влажные губки.
Рисование.
— Дети, огородники сеют в почву семена, что вырастет из семян?
— Из семян вырастут овощи. Дети, какие овощи своей формой напоминают круг? (Помидор, лук, чеснок, свёкла, репа, капуста)
— Какие овощи напоминают овал? (огурец, кабачок, морковь, баклажан, картофель)
— Дети, как вы думаете, овощи все одного размера или разные по величине?
Раз, два, три, четыре, пять,
Приглашаю рисовать!
Мелки в руки берём,
Рисовать начнём.
— Юные художники, нарисуем овощи цветными мелками. Дети, где лучше всего рисовать цветными мелками?
— Я тоже считаю, что асфальт лучше всего подходит для рисования цветными мелками. Дети, напомните мне секреты рисования цветными мелками.
Педагог обобщает ответы детей.
Секреты рисования цветными мелками.
Мел хрупкий, поэтому рисуем легко, не надавливая на мел.
Сначала нарисуем контур рисунка.
Закрашиваем рисунок штриховкой, равномерно не выходя за контур.
Рисуем аккуратно, руки вытираем влажной губкой или салфеткой.
Дети рисуют овощи. Педагог уточняет у каждого ребёнка, какой овощ он рисует. При необходимости даёт советы. Напоминает об аккуратности.
— Восхитительно!
Дети, ваши овощи чудесные, круглые и овальные, большие и маленькие.
Исследование «Готова ли почва к посеву».
Задачи. Продолжать знакомить детей с неживой природой. Поддерживать интерес детей к огородным работам. Развивать познавательный интерес, мышление детей. Воспитывать аккуратность.
Оборудование и материалы: семена помидоров и огурцов на блюдечках, железные лопатки.
Исследование.
— Дети, какое сейчас время года?
— Правильно! Весна! Весна в самом разгаре. Солнце греет всё сильнее и сильнее. Тепло и днём, и ночью. Проснулись все растения от зимней спячки. Люди готовиться к огородным работам. Дети, какие растения растут в огородах?
— В огородах растут овощи. Дети, напомните мне, пожалуйста, что такое овощи?
— Овощи – это растения, которые можно кушать. Дети, как вы думаете, что нужно делать, чтобы вырастить овощи?
— Огородники пашут или копают землю, формируют грядки, сажают семена овощей. Дети, что вы знаете о семенах?
— Из семян вырастают растения.
Педагог показывает детям на блюдечках семена.
— Каждое семечко хранить тайну только своего растения. Из семян огурцов вырастет … (огурцы).
— Из семян помидор вырастут … (помидоры).
— Дети, куда садят семена овощей?
— Семена овощей садят в почву. Дети, как вы считаете, любая почва подойдёт семенам овощей?
— Почва должна быть богатой и готовой к посеву. Дети, вы знаете, как можно проверить почву на готовность к посеву?
— Готовность почвы к посеву можно определить и при вскапывании. Если ком земли, вынутый лопатой, при несильном ударе легко рассыпается – почва созрела. Если же ком тянется, как пластилин, значит, ещё слишком влажная, нужно подождать. Когда же ком твёрдый и для его разрушения надо прилагать усилия – почва пересохла.
— Дети, наша исследовательская экспедиция направляется в страну Овощей. Напомните мне, где такая страна на нашем участке?
Педагог и дети идут в огород.
— Дети, правила поведения в огороде вспоминаем, никогда их не нарушаем.
Правила поведения в стране Овощей:
по дорожкам гуляем, на грядки не наступаем;
об аккуратности не забываем, грязными руками лицо и глаза не задеваем;
если грязь попала в глаза, немедленно подходим за помощью к воспитателю.
— Дети, лопатки разбираем, исследование почвы начинаем. Цель исследования узнать: готова ли почва к посеву.
Дети и педагог копают землю.
— Дети, что мы узнали о почве?
Вывод. Дети, мы узнали, что почва в нашем огороде готова (не готова) к посеву.
Совет педагогу. При работе в огороде на обувь детей можно одеть бахилы.
Наблюдение «Май – травень».
Задачи. Познакомить детей с третьим месяцем весны. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе. Поддерживать интерес детей к народным названиям месяцев. Развивать познавательный интерес детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Полюбуйтесь чудесным днём. Что вы видите? Что вы чувствуйте?
Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, какое сейчас время года?
— Правильно! Весна! Дети, назовите, пожалуйста, первый месяц весны.
— Первый месяц весны – март. Март – зимобор. Дети, вспомним приметы весны в марте
— В марте весна вела с зимой борьбу. Солнце весне помогало, днём холод прогоняло. Снег под солнечными лучами таял. С крыш днём капала вода, а ночью вырастали сосульки. Дети, назовите, пожалуйста, второй месяц весны.
— Второй месяц весны – апрель. Апрель – снегогон. Дети, вспомним приметы весны в апреле.
— В апреле таял снег, бежали ручьи, на реках ледоход. Появились первые листочки и первые цветы. Третий месяц весны – май. В народе говорят: май – травень. Травень – трава. Дети, как вы думаете, почему месяц май в народе назвали «травень»?
— Дети, внимательно участок изучаем, траву замечаем. Где на нашем участке растёт трава?
— Дети, какого цвета трава?
— Трава зелёная. Травень, значит зелёный. Май – травень, май зелёный. Дети, а что в природе зелёного цвета?
— В мае растёт зелёная трава, зелёные ростки будущих цветов и овощей, зелёные листочки на кустарниках и деревьях. Дети, что мы узнали о мае?
Вывод. Дети, мы узнали, что май – третий месяц весны. В народе май назвали травень, потому что в мае всё кругом зеленеет.
Целевая прогулка по участку детского сада.
Исследование «Зелёная трава».
Задачи. Расширять и обогащать знания детей о растениях. Развивать наблюдательность. Поддерживать интерес детей к растениям. Воспитывать любовь к родной природе.
Исследование.
— Богато и разнообразно царство Растений. Дети, какие растения вы знаете?
— Растения – это деревья, кустарники, кустарнички и травы. Дети, какие травянистые растения вы знаете?
— Травянистые растения – это овощи, цветы, различная зелёная трава. Исследования начинаем, тайны растений разгадаем. Цель нашего исследования узнать, где растёт зелёная трава.
Дети вместе с педагогом идут вокруг здания детского сада. Если дети замечают зелёную траву, педагог останавливает детей и предлагает внимательно её рассмотреть.
Здравствуй, весенняя первая травка!
Как распустилась? Ты рада теплу?
Знаю, y вас там веселье и давка,
Дружно работают в каждом углу.
Высунуть листик иль синий цветочек
Каждый спешит молодой корешок…
Сергей Городецкий
Педагог обращает внимание детей на траву, которая пробилась сквозь асфальт.
— Дети, асфальт – это природный объект или рукотворный?
— Асфальт – это рукотворный объект, он создан человеком. Асфальт твёрдый, прочный, от грязи нас защищает, по дорожкам гулять помогает. Дети, интересно, как на асфальте появилась трава?
— Для роста травы нужна почва. Почва под асфальтом. Какая же сильная, могучая трава! Она своими нежными листочками пробила твёрдый, прочный асфальт, и выросла навстречу солнцу. Дети, кто не рад зелёной траве?
— Зелёной траве не рады огородники. Сорная трава мешает расти овощам. Дети, кто рад зелёной траве?
— Зелёная трава, это корм травоядных животных. После долгой зимы, сухого корма, животные с радостью лакомятся сочной, зелёной травой. Многие травянистые растения – лекарственные. Лекарственные травы лечат не только животных и людей. Дети, зря траву не рвите, полезную траву не губите.
Педагог предлагает детям, ещё раз внимательно рассмотреть траву,
Останавливает попытки детей сорвать траву.
— Дети, что мы узнали о зелёной траве?
Вывод. Дети, мы узнали, что зелёная трава могучая и сильна, везде растёт она. Зелёная трава полезна и нужна.
Наблюдение «Солнце». (3 мая).
Задачи. Напомнить детям о значении солнца в жизни человека, животных и растений. Расширять кругозор детей. Поддерживать интерес детей к малому фольклору. Развивать любознательность детей.
Беседа.
Солнце землю осмотрело,
Каждый луч оставил след.
В мире нет важнее дела,
Чем дарить тепло и свет.
— Дети, как вы считаете, сегодня солнечный день или нет?
— Дети, для кого важны свет и тепло Солнца?
— Свет и тепло Солнца нужны всем: людям, животным, растениям. Сегодня, всемирный праздник – День Солнца. С давних пор на Руси Солнце прославляли, ласково Солнышком называли.
Солнышко-ведёрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись!
Красное, покажись!
Солнышко-колоколнышко,
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди:
Нам в поля бежать,
Нам весну встречать!
Если в этот день светит солнце, педагог предлагает.
— Дети, закройте пожалуйста, глаза, поднимите лицо к солнцу. Погреемся в лучах весеннего солнца, зарядимся солнечной энергией. Только, пожалуйста, не открывайте глаза, яркий солнечный свет опасен для глаз.
Дети греются в лучах солнца
— Дети, что вы чувствуете? Какие лучи весеннего Солнца?
— Лучи весеннего солнца тёплые, приятные. Люди всего мира используют солнечную энергию. Созданы солнечные электростанции и солнечные водонагреватели, солнечные печи и солнечные опреснители. Солнечная энергия – экологически безопасная, она не наносит вред природе. Дети, что нового мы узнали о Солнце?
Вывод. Дети, мы узнали, что Солнце дарит нам солнечную энергию.