Света Бабенко
Консультация для родителей «Познавательные интересы вашего ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Уровень развития познавательных интересов во многом определяет подготовку ребёнка к обучению в школе.
Скоро наши дети станут школьниками. Что принесёт им школьная жизнь? Будет ли она успешной, радостной или ограничится неудачами, огорчениями? Во многом это зависит от того, как мы подготовим ребёнка к школе, насколько сумеем сформировать у него те качества, которые определяют эффективность обучения.
Публикация «Консультация для родителей „Познавательные интересы вашего ребёнка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
При подготовке ребёнка к школе большое значение имеет воспитание у него внутренней потребности в знаниях. Необходимость формирования у старших дошкольников познавательных интересов убедительно доказывается результатами современных исследований, посвященных изучению особенностей образовательной работы с первоклассниками. Определённую категорию неуспевающих и недисциплинированных учеников составляют так называемые «интеллектуально пассивные» дети, для которых характерно отрицательное отношение к умственной работе, стремление избегать активной мыслительной деятельности. Причиной «интеллектуальной пассивности» детей является несформированный в дошкольные годы познавательный интерес.
Стремление узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения характеризуют развивающийся познавательный интерес.
Основа познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Под её влиянием ребёнок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции- удивление, радость успеха, в случае если проявил догадку, получил одобрение взрослых, - создают у ребёнка уверенность в своих силах.
Познавательный интерес связан с деятельностью памяти. Вы, конечно, замечали, что дети легче и прочнее запоминают интересный материал, и быстрее его воспроизводят. Условием возникновения познавательного интереса является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретёнными знаниями, нахождение в привычном, хорошо знакомом предмете новых свойств, отношений.
Познавательный интерес детей отражается в их играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности. Поэтому в семье следует создать условия для развития такой деятельности. Так, например, ваш сын интересуется транспортом. Приобретите ему, по - возможности, соответствующие игрушки, смастерите с ним вместе какие – либо модели, помогите развернуть игру, время от времени принимайте в ней участие. Предложите сыну нарисовать то, что его интересует, поддерживайте беседы на эту тему.
Интерес, осуществляемый в деятельности, становится стойким и осознанным. Если деятельность протекает успешно, то у ребёнка усиливается желание заниматься, что благотворно сказывается на развитие у него познавательного интереса. Поощряйте занятия и игры детей, относитесь к ним одобрительно, помогайте довести начатое дело до конца. Внимание родителей воодушевляет ребёнка, а участие их в детских играх и занятиях особенно радует дошкольника.
Ребёнок часто спрашивает у взрослых о том, что его волнует, просит почитать, рассказать. В семье обычно делают это. Однако следует помнить, что для развития ребёнка важно не только качество знаний, но и способ их усвоения. Читая или рассказывая, не стремитесь к тому, чтобы он запоминал содержание произведения. Побуждайте ребёнка к самостоятельным рассуждениям, спрашивайте его, понравилось ли ему прочитанное или рассказанное, что он считает в нём главным, как поступил бы на месте того или иного героя, что узнал нового и т. д.
Пытливость мысли, и интересы ребёнка проявляется в его вопросах. Они порождаются новым и неизвестным, всем тем, что вызывает у ребёнка сомнение, удивление, недоумение. Вопросы старших дошкольников помогают ориентироваться в окружающем мире, уточняют и систематизируют представления о нём.
К детским вопросам необходимо относиться внимательно и бережно. Отвечать на них рекомендуется таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы ребёнка. Встречный вопрос взрослого: «А ты как думаешь сам?» - побуждает ребёнка к самостоятельным размышлениям, укрепляет веру в свои силы. Краткость, ясность ответа, доступность его пониманию дошкольника – этим должен руководствоваться взрослый, отвечая на детские вопросы.
Родителям важно знать показатели познавательных интересов у старших дошкольников. Понаблюдайте за своим ребёнком в разных видах деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками, чтобы выяснить, сформированы ли у него познавательные интересы. При этом обратите внимание на следующее:
- задаёт ли вам ребёнок вопросы, каково их содержание и количество;
- стремится ли ребёнок пополнить свои знания об интересующем его предмете, используя различные средства информации (просит почитать, рассказать; самостоятельно наблюдает; осуществляет несложные опыты; обращается к тем – радиопередачам и т. д.);
- рассказывает ли взрослым и сверстникам о своих интересах;
- участвует ли в беседе о том, что его интересует (проявляет ли при этом активность, инициативу, охотно ли делится своими знаниями);
- отражает ли свои впечатления в разных видах деятельности (игры, рассказы, рисунки, лепка, конструирование и пр.);
- способен ли к длительному сосредоточению внимания, есть ли отвлечения, умеет ли элементарно планировать деятельность, пытается преодолевать возникшие трудности;
Свойственна ли ребёнку увлечённость, эмоциональность и выразительность речи, мимики, движений при проявлении интереса?
В дошкольном возрасте детей привлекает всё новое и необычное, но это не значит, что для развития познавательного интереса детей родители должны достать для своего чада луну с неба. Хорошо то, что в пределах разумного!
Очень важно:
Уметь смотреть на мир одновременно с двух точек зрения - своей собственной и своего ребёнка, уметь разбираться в мотивах его поступков, в тайных чаяниях!
Принимать ребёнка таким, каков он есть: безусловно, положительно, т. е. независимо от показателей.
Принимать его уникальность.
Не передавать готовые идеи, а повторно открывать их с ребёнком.