Любовь Тарасевич
Картотека познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе
1. Игры с песком «Я пеку, пеку, пеку…»
Цели: познакомить со свойствами песка, развивать воображение, мелкую и крупную моторику рук. Расширять практический опыт детей.
2. Игры с вертушками.
Цели: познакомить детей с понятием» ветер», учить замечать движение деревьев во время ветра, создавать ветер с помощью дыхания.
3. Опыт по выявлению свойств солнечных лучей: мокрые резиновые мячики выносятся в солнечный день на участок, дети наблюдают, как мячи постепенно высыхают.
4. Игра-забава с мыльными пузырями.
Публикация «Картотека познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе» размещена в разделах
Цели: наблюдение за ветром, профилактика нервно-психического напряжения в период адаптации детей.
5. Экспериментирование с песком: дополнить представления детей свойствах песка: сухой-рассыпается, мокрый- липнет, принимает форму емкости (формочки, Формировать элементарные навыки экспериментирования, развивать логическое мышление, любознательность.
6. Эксперимент: свойства сухого и влажного песка.
Цели: предложить детям сравнить сухой и влажный песок, учить правильно их называть, использовать простейшие конструкции сравнения. Обогащать словарный запас, развивать грамматический строй речи.
7. Игры с песком: «Угощение для кукол»
Цели: учить детей использовать свои знания о свойствах песка, выбирать формочки для осуществления задуманного.
8. Опыты с вертушками.
Цели: обсудить, почему они вертятся, почему качаются деревья?
9. Рисование на мокром песке.
Цели: обогащать эстетический опыт детей
10. Опыты с камнями.
Цели: развивать тактильные ощущения. Сверху камни-теплые, снизу холодные.
11. Работа в сенсорном уголке. Дидактическая игра «Узнай по вкусу»
Цели: учить детей на вкус определять овощ или фрукт. 12. Рассмотреть строение снежинки через увеличительное стекло, рассказать, что каждая снежинка состоит из крохотных льдинок.
13. Начать знакомить со свойствами снега: снег пушистый, легкий. Подбросить снег на лопатках вверх и понаблюдать, как он падает, легко рассыпаясь. Снег от тепла тает, взять снег в ладошку и понаблюдать, как он начнет таять (объяснить детям, что ладошка теплая).
14. Рассмотреть лужи, покрытые тонкой корочкой льда, объяснить детям, почему это происходит.
15. Начать знакомство со свойствами льда (лед хрупкий и тонкий). Для этого разбить лед лопаткой и рассмотреть кусочки льда (лед от тепла тает так же, как и снег). Для этого положить кусочек льда на ладошку и понаблюдать, как он начнет таять.
16. Опыты со снегом.
Цели: помочь детям выявить основные свойства снега (белый, холодный, тает от тепла руки, учить передавать результаты экспериментирования, используя качественные прилагательные. Развивать любознательность, воображение.
17. Опыт: «Тонет-не тонет».
Цели: продолжать знакомить детей с простейшими способами обследования предметов, учить наблюдать за ходом опыта, рассказывать о происходящем. Обогащать личный опыт детей, учить делать простейшие выводы.
18. Опыт «Лед и снег»
Цели: предложить детям сравнить свойства корочки льда на лужах и снега, выявить черты сходства и различия. Рассказать детям о том, что и снег и лед образованы из воды. Развивать познавательный интерес, обогащать словарный запас.
19. Опыт со снегом: набрать снег в баночку и поставить в теплое место. От комнатного тепла снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.
20. Эксперимент «Цветной снеговик»
Цели: расширять представление детей о свойствах снега, показать, что снег впитывает краску и приобретает ее цвет. Вызывать эстетические переживания от красоты зимней природы, радость от прогулки.
21. Опыты со снегом
Цели: продолжать знакомить детей со свойствами снега, выявлять их при помощи несложных действий (в мороз снег не лепится, скрипит под ногами. становится пушистым)
22. Экспериментирование с водой.
Цели: формировать представления детей об объектах природы. Предложить рассмотреть воду, описать ее видимые свойства, познакомить с такими свойствами воды как прозрачность, текучесть, способность замерзать при низкой температуре. Активизировать словарный запас детей.
23. Игры со снегом: «Я пеку, пеку, пеку…»
Цели: в ходе беседы актуализировать знания детей свойствах снега, предложить выяснить. Можно ли из снега делать пирожки как из песка. Организовать перенесение опыта детей по работе с песком на действия со снегом.
24. Конкурс «Снежный ком»
Цели: побеседовать с детьми о свойствах снега, определить, какой сегодня снег-сыпучий или мокрый, обсудить, будет ли он лепиться? Проверить выводы детей-скатать снежные комья. Организовать конкурс-у какой команды получится самый большой ком. Собрать из снежных шаров снеговиков, придумать им имена.
25. Опыт» Чем пахнет?»
Цели: учить детей различать запахи. Узнавать запахи знакомых продуктов, рассказывать о результатах экспериментирования. Развивать и обогащать чувственный опыт детей.
26. Опыт «Катитесь, шарики, по желобку»
Цели: формировать представление детей о том, что мячи и шары можно катать, учить наблюдать за поведением испытуемого предмета и передавать результаты наблюдений при помощи речи.
27. Опыт: подкрашивание воды и замораживание в формочках для украшения участка.
28. Опыты с подкрашенной водой на участке-рисование на снегу.
Цели: расширять практический опыт детей.
29. Опыт с глиной.
Цели: познакомить детей со свойствами сырой глины-мягкая, пластичная, хорошо мнется. Под воздействием рук легко меняет форму. Предложить подержать и помять глину в руках. Обогащать сенсорно-чувственный опыт детей.
30. Эксперименты со своей тенью.
Цели: познакомить детей с понятием «тень». Обратить внимание на то, что тени от солнца повторяют контур отражаемого предмета.
31. Эксперимент «Куда исчез снег?»
Цели: расширять представление детей о свойствах снега, организовать наблюдение за его таянием (сначала снег становится рыхлым, а потом превращается в воду).
32. Эксперимент:» Куда делась вода?»
Цели: показать детям, как губка впитывает воду. Предложить рассказать, что произошло. Куда исчезла лужица. Активизировать детское любопытство. Вызвать желание экспериментировать.
33. Эксперимент «Таяние сосульки».
Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воды, показать. Что в теплом помещении вода превращается в воду. Обратить внимание на то, что после таяния сосульки в образовавшейся воде есть песчинки и грязь, подвести к пониманию того, что в рот снег и лед (сосульки) нельзя.
34. Опыт: предложить потрогать стенки дома на солнечной стороне и теневой. Спросить, почему в тени стена холодная, а на солнце теплая. Предложить подставить ладошку солнышку, почувствовать. Как они нагреваются. Объяснить что в это время зима как бы борется с наступающей весной.
35. Опыты с солнцем : почему больно на него смотреть?-солнце стало более ярким.
36. Опыт» Легкий-тяжелый»
Цели: учить детей определять относительный вес предметов (перо, камень, воздушный шарик, металлическая ложка, опытным путем устанавливать, провалится ли он в снег.
37. Опыт «Свойства почвы»
Цели: освободить от остатков снега и прошлогодней листвы небольшой участок почвы, показать детям, что растительности еще нет, но почва хорошо увлажнена, что снег тает и влага уходит в землю. Продолжать знакомить с признаками весны.
38. Опыт «Как растут проталины?»
Цели: предложить детям найти проталины и установить рядом флажки, чтобы определить, растут ли они. Обсудить с детьми, как при помощи флажков мы сможем узнать, выросли проталины или нет. Развивать наблюдательность, познавательный интерес.
39. Опыт: запустить в ручей кораблик. Посмотреть, как он намокнет. Спросить детей, почему он намокает.
40. Опыт : растереть и понюхать набухшие почки, проводить длительное наблюдение, за тем, как распускаются почки.
41. Опыт: намочить песок и понаблюдать с детьми, как он сохнет. Выстирать и повесить на солнце кукольное белье, понаблюдать, как оно будет сохнуть.
42. Игры-развлечения с водой «Водоплавающие игрушки»
Цели: в ходе игры обратить внимание на различные свойства воды, учить наблюдать за движением различных предметов в воде.
43. Опыт «Уголь и мел»
Цели: продолжать знакомить детей с различными природными материалами, показать, что мел и уголь- твердые материалы, но они легко крошатся, от кусочков угля и мела легко отделяются слои, поэтому ими можно рисовать. Мел оставляет белый цвет, а уголь-черный.