Анастасия Козина
Картотека опытов и экспериментов в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт №1 : Ветер Прикрепить над батареями тонкие полоски бумаги или легкой ткани. Открыть форточку. Какой воздух над батареями – теплый или холодный? Теплый воздух стремится вверх. Открываем форточку и выпускаем холодный воздух с улицы. Холодный воздух из форточки будет опускаться вниз, а теплый – от батареи подниматься вверх. Значит, они встретятся. Что тогда появится? Ветер. И этот ветер заставит двигаться полоски бумаги
Опыты с воздухом
Публикация «Картотека опытов и экспериментов в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
Опыт №2 : Показать сокодвижение в стебле растения 2 баночки из под йогурта, вода или пищевой краситель, растение (гвоздика, нарцисс, веточки сельдерея, петрушки). Налить чернила в баночку. Окунуть стебли растения в баночку и подождать. Через 12 часов результат будет виден.
Вывод: окрашенная вода поднимается по стеблю, благодаря тонким канальцам. Вот почему стебли растений становятся синего цвета.
Опыты с воздухом
Опыт №3 : Воздух внутри нас Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой. Выходят пузырьки.
Вывод: значит воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки
Опыты с воздухом
Опыт №4 : Свойства воздуха Воздух распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. Возьмите ароматизированные салфетки, корки и т. д., и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении
На пластиковую бутылку надеваем шарик. Бутылочку помещаем в тазик с горячей водой. Что происходит? Шарик начинает надуваться, т. е. воздух из бутылочки перемещается в шарик, он расширяется. А теперь эту бутылочку опустим в тазик со льдом. Что произошло? Шарик сдулся, т. е. воздух внутри – сжался.
Вывод: при нагревании воздух расширяется, при охлаждении сжимается.
Опыты с воздухом
Опыт №5 : Ветер Вынести на прогулку вертушку Выявить связь между сильным ветром и быстрым вращением вертушки. Установить связь между силой ветра и формой, местонахождением сугробов. Измерить условной меркой глубину сугробов до и после снегопада. Сделать вывод, почему в одних местах снег глубокий, а в других почти нет.
Опыты с воздухом
Опыт №6 : В почве содержится вода Нагреть на солнце ком земли, затем подержать на нем холодное стекло. На стекле образуются капельки воды. Объяснить, что вода, которая содержалась в почве, от нагревания превратилась в пар, а на холодном стекле пар снова превратился в воду – стал росой
Опыты с воздухом
Опыт №7 : Песок может двигаться Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, или в другом возникают сплавы. Движения песка похоже на течение
Опыты с воздухом
Опыт №8 : В почве тоже есть воздух Бросить кусочек почвы. На поверхности появятся пузырьки воздуха.
Вывод: в почве содержится воздух
Опыты с воздухом
Опыт №9 дождевыми червями На дно банки насыпаем почву, сверху – слой песка. На песок положим несколько сухих листьев и 3-5 дождевых червей. Слегка польем содержимое банки водой и поставим банку в темное прохладное место. Через 2-3 дня рассмотрим, что произошло в банке. На песке – темные землистые комочки, напоминающие те, которые мы видели утром на дорожке. Часть листьев втянута под землю, а песок дорожками «протек» через почву, показывая нам пути, по которым передвигались в банке почвостроители, поедая растительные останки и перемешивая слои
Опыты со льдом
Опыт №10 : Ледяной секретик Цель: показать детям свойства льда, в чем опасность льда для здоровья.
Материал: заранее подготовленный «ледяной секретик», картинки с различными ситуациями детей на льду (дети находятся на водоёме, возле проруби; дети шалят на катке и падают)
Ход: Загадать детям загадку: «Прозрачен, как стекло, а не вставить в окно» (Лед).
Предложить детям, осторожно, не торопясь раскопать снег в указанном месте варежкой. Дети находят под снегом лед, видят подо льдом надпись. Вместе читают: «Будь осторожен на льду!». Дети отмечают, что читать легко, так как лед прозрачный. Предлагает достать записку из под льда. Дети отламывают кусочки льда, и выясняют, что лёд хрупкий, гладкий, скользкий. Воспитатель проводит беседу, как опасно выходить на лед зимой, рассматривают картинки.
Вывод: лед прозрачный, хрупкий, скользкий и этим он опасен для человека, если не соблюдать осторожность.
Опыты со льдом
Опыт №11 Опустить кусочек льда в стакан, до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не перельется через край.
Вывод: Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, то есть она тяжелее.
Опыты со льдом
Опыт №12 : Защитные свойства снега Поместить баночки с одинаковым количеством воды: а) на поверхности сугроба; б) зарыть неглубоко в снег; в) зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за состоянием воды в баночках. Сделать выводы, почему снег защищает корни растений от замерзания