Папки-передвижки

Картотека опытов и экспериментов в раннем дошкольном возрасте от 1 до 3 лет (3 фото)

Наталья Басина
Картотека опытов и экспериментов в раннем дошкольном возрасте от 1 до 3 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира является экспериментирование.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Публикация «Картотека опытов и экспериментов в раннем дошкольном возрасте от 1 до 3 лет» размещена в разделах

В течение года работая на ранней группе я старалась увлечь детей различными играми, театром, яркими иллюстрациями, но обратила внимание, что детей больше всего привлекают эксперименты. Для нас взрослых они казались бы банальными, но для малышей это каждый раз новое открытие. Например, когда мы извлекаем звуки из предметов (рвется бумага, звенит стекло, громкий звук от удара о железное ведро, при купании куклы, плюхает водичка и журчит в кране, песок мокрый, значит, держит форму, сухой он рассыпается, что за чудо воздушный шар). Именно по этому меня так заинтересовала эта тема, потому что дети открывают для себя новые открытия, получают новые знания, приобретают жизненные навыки.

В своей группе я создаю условия для развития детской познавательной деятельности. Уголок постоянно пополняю различными материалами, например такими как природный материал: шишки, веточки, красивые камешки которые мы вместе с детьми находим на прогулке или таким как пенопласт, бумага разной фактуры, разнообразные ткани, картинки – гармошки что с начало, а что потом, вата, пластиковые стаканчики, бутылочки, песок, крупы и многое другое.

Прошу родителей не выбрасывать пробочки, трубочки, фантики от конфет, пузырьки и другой бросовый материал. Для малышей это настоящий тайник в нашей группе. Вот такой своеобразный источник знаний, разнообразный материал для экспериментов и исследований.

В связи с этим я решила открыть для себя новую тему самообразования «Использование метода экспериментирования для развития познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста». Уж очень познавательные детишки в нашей группе, много вопросов задают, конечно, лучше им показать, чем рассказать. Поэтому я создала картотеку для почемучек раннего возраста от 1 – 3 лет. Эксперименты очень простые, интересные и безопасные.

1. «Мыльные пузыри». Рассматривание

Цель: Знакомство детей с мыльными пузырями.

Задачи: Способствовать поднятию эмоционального настроения у детей.

Показать детям, как можно играть с пузырями (ловить ладошками, подпрыгивая, дуть на них, чтобы улетали, смотреть).

2. «Рябь на воде». Экспериментирование

Цель: Развитие дыхательного аппарата.

Задачи: Вызывать заинтересованность детей к происходящему.

На стол поставить тазик с водой. Обратить внимание детей на то, что когда дуешь на водичку, на поверхности появляется рябь.

3. «Бутылочки с сюрпризом». Эксперимент

Цель: Различие слухового внимания.

Задачи: Вызывать заинтересованность детей к происходящему.

Достаём из коробочки бутылочки с сюрпризом, показываем детям, как можно переворачивать, трясти ими, чтобы издавать звуки. Рассказываем, как звучит – громко – тихо.

4. «Чудесный мешочек» №1 (по форме). Эксперимент

Цель: Обучение детей определять предмет по форме на ощупь (мячик, кубик, кирпичик).

Задачи: Обучать детей, определять форму предмета на ощупь: мячик, кубик,

кирпичик.

Воспитатель: «Что это у меня? Чудесный мешочек». Дети достают из него мячики, кубики, кирпичики, проговаривая названия фигур вместе с воспитателем.

5. «Воздух под водой». Эксперимент

Цель: Наблюдение за тем, что происходит в воде, когда дуем в трубочку.

Задачи: Развивать дыхательный аппарат.

В бутылочку (стаканчик) с кипячёной водой вставить трубочку и подуть в неё. Появляются пузыри. Побуждать детей, подуть в свои трубочки.

6. «Лёгкий - тяжелый». Опыт

Цель: Знакомство детей с весом предметов.

Задачи:

- показать, что предметы бывают легкие и тяжелые;

- научить определять вес предметов и группировать их по весу.

Две сумочки. В одной воздушный шарик или шишки (лёгкая сумочка, а в другой камушки (тяжёлая сумочка).

7.«Игры с губкой». Эксперимент

Цель: Создание условий, необходимых для сенсорного развития детей.

Задачи:

- познакомить со свойствами губки;

- учить набирать воду губкой и отжимать её в ёмкость;

- воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

Воспитатель преднамеренно разливает воду в поднос, где лежат губки, а потом просит помочь ребят, убрать её с помощью «губок - помощниц». Предварительно показав, как это можно сделать.

8. «Шарики с сюрпризом». Рассматривание

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

- развивать тактильные ощущения;

- вызывать интерес детей к тому, что в разных шариках наполнители

различаются.

В гости пришла собачка с коробочкой, а что в ней лежит, интересно? Достаём шарики, наполненные крупой (греча, рис, пшено, горох) и крахмалом. Изучаем их, трогаем.

9. «Прищепки». Экспериментирование

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

- развивать мелкую моторику рук;

- учить детей, нажимать на края прищепки, чтобы раскрывать её.

Обратить внимание детей к натянутым верёвочкам, на которых висят разноцветные прищепки. Показать ребятам, как нужно пользоваться прищепками, побуждать повторять эти действия.

10. «Бумага». Эксперимент

Цель: Знакомство детей со свойствами бумаги.

Задачи:

- познакомить детей со свойствами бумаги: она лёгкая (можно сдуть с

ладони, мнётся, рвётся, шуршит, не тонет в воде;

- вызвать интерес к различным манипуляциям с бумагой.

Начать шуршать фантиками (бумагой, привлекая детей интересным звуком). Дать детям самим попробовать помять её. Далее показать разные виды бумаги (салфетка, фантик, для рисования и т. д.) и продемонстрировать, что можно делать с каждым из её видов.

11. «Чудесный мешочек» №2 (по цвету). Эксперимент

Цель: Обучение детей соотносить предметы по цвету.

Задачи:

- развивать тактильные ощущения;

- дать детям название цветов, активизировать речь;

- создать положительный эмоциональный настрой у детей.

Воспитатель достаёт из мешочка фигуру (кубик, шарик, кирпичик, треугольник) определённого цвета и просит ребёнка найти в группе такой же.

12. «Игра с пёрышком». Экспериментирование

Цель: Создание положительного эмоционального настроения у детей.

Задачи:

- формировать словарь: части тела4

- побуждать проговаривать совместно с воспитателем слова.

Взять цветное пё рышко и действовать согласно словам:

Смотрите, смотрите, что я принесла!

Оно по ладошке тихонько ползёт,

Сначала по кругу, после вперёд.

По ручке оно до плеча доползает.

И шейку оно очень нежно ласкает,

По ручке другой вниз уползает,

Опять по ладошке тихонько ползёт,

Сначала по кругу, а после в полёт.

Куда полетит? Интересный вопрос.

Перо прилетело на маленький нос!

Потом эти ушки перо гладить хочет

Одно и другое немного щекочет.

Но пёрышку надо теперь отдыхать,

Оно улетает в карман полежать.

13.«Игры с султанчиками». Эксперимент

Цель: Развитие у детей умения выдыхать воздух через рот, активизация

мышц губ.

Задачи:

- развивать у детей, умение выдыхать воздух через рот;

- познакомить детей с одним из свойств воздуха – движением (ветер);

- создание положительного эмоционального настроения.

Воспитатель: «А что у меня лежит в корзиночке?». Достаем султанчики. Дуем (как ветер дует) – двигаются. Не дуем (нет ветра) – не двигаются.

14. «Развесим платочки». Экспериментирование

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

- развивать мелкую моторику рук;

- учить детей прикреплять платочки на веревочке, с помощью прищепок.

Обратить внимание детей на постиранные платочки для куколки, которые надо высушить. Показать ребятам, как нужно пользоваться прищепками, чтобы развешивать бельё. Побуждать их повторять эти действия.

15. «Найди по звуку». Эксперимент

Цель: Закрепление названий музыкальных инструментов.

Задачи:

- определять и различать издаваемые шумовые звуки;

- создание положительного эмоционального настроения;

- закреплять названия музыкальных инструментов.

К нам в гости пришли игрушки: мишка с бубном, зайка с погремушкой, кошечка с колокольчиком и т. д. Прячем за ширму, угадываем что звучит.

16. «Снег. Какой он?». Рассматривание

Цель: Знакомство со свойствами снега.

Задачи:

- познакомить со свойствами снега в морозную погоду (пушистый, холодный, белый, лепится, тает в руках);

- развивать тактильные ощущения.

Набрать в мисочку снег и принести в группу. Дети знакомятся с его свойствами, трогая на ощупь.

17. «Что в пакете?». Эксперимент

Цель: Обучение детей действиям по показу.

Задачи:

- учить детей, выполнять действия по показу воспитателя;

- вызывать чувство радости и интереса.

Набираем воздух в полиэтиленовый пакет, закрываем его. Когда открываем пакет – воздух вышел, пакет опустел.

18. «Открываем, закрываем». Опыт

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

- разрабатывать мелкую моторику рук детей.

- побуждать к заинтересованности тому, что лежит в баночках;

- повышать эмоциональное настроение;

Мишка принес баночки с чем-то внутри (шишки, игрушки и т. п.) Дети учатся эти ёмкости открывать и смотреть, что же там такое.

19. «Найди такую же бутылочку по звуку». Опыт

Цель: Развитие слухового внимания детей.

Задачи:

- учить детей, сравнивать звуки и находить похожие.

- вызывать радость и удивление у детей.

Показать ребятам коробочку с бутылочками (по две с одинаковыми наполнителями, наполненными бобами, горохом, пшеном, манкой, водой) и продемонстрировав, как каждая из бутылочек шумит, предложить найти такую же по звуку.

20. «Поиграем с солнечным зайчиком» Рассматривание

Цель: Развитие понимания причин возникновения солнечных зайчиков.

Задачи:

- познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением,

предметами, от которых они отражаются;

- развивать смекалку, любознательность;

- учить детей, действовать в соответствии с текстом, по сигналу воспитателя, бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга;

- научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом) и вызвать чувство радости и удивления.

Посмотрели в окошечко – солнышко светит. Воспитатель: «А что у меня в руках? Зеркальце. Давайте поищем зайчика. Где зайчик? Вот он. Кто подарил его? Солнышко. Поиграем с ним:

Солнечные зайчики

Играют на стене,

Помани их пальчиком,

Прибегут к тебе.

Сделав паузу, дает сигнал: «Ловите зайчиков!». Дети бегут к стене и пытаются поймать ускользающего у них из-под рук зайчика.

21. «Ветер по морю гуляет». Опыт

Цель: Закрепление умений выдыхать воздух через рот, активизация мышц

губ.

Задачи:

- продолжать знакомить детей с таким природным явлением как ветер;

- учить различать и самим регулировать его силу;

- поднятие эмоционального настроения у детей.

В тазике с водой кораблики из бумаги. Дети дуют на кораблики сильно – кораблик плывёт, дуют тихо – стоит на месте.

22. «Играем с песком». Экспериментирование

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

- поднимать эмоциональное настроение у детей;

- учить детей, пересыпать песочек в разные ёмкости.

Показать детям, как можно пересыпать песочек ложечкой в воронку, вставленную в бутылочку, а потом из бутылочки обратно в коробочку. Побуждать их самих, так делать.

23. «Плавает, тонет». Опыт

Цель: Закрепление знаний о весе предмета.

Задачи:

- учить определять легкие и тяжелые предметы: одни остаются на поверхности воды, другие тонут;

- способствовать созданию радостного настроения.

В тазик с водой опускаем камни – тонут, а пластмассовые шарики – плавают.

24. «Что в трубке лежит?». Эксперимент

Цель: Развитие любознательности у детей.

Задачи:

- учить детей, пользоваться палочкой, чтобы выталкивать мелкие предметы из полой трубки (развязывать мешочек с игрушкой, открывать коробочку);

- развивать усидчивость, терпение;

- вызвать чувство радости и удивления;

- развивать мелкую моторику рук.

Положить внутрь трубки завернутую в яркую ткань или коробочку с крышкой игрушку. Показать трубку малышу, спросить: «Интересно, а что там лежит?». Если он не догадается сам, воспользоваться палочкой, показать, как с помощью неё можно вытолкнуть сверток. Развернуть его и показать игрушку, назвав ее. Дать попробовать развязать мешочек самому ребенку.

3. «Доска Самоделкина». Эксперимент

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

- развивать мелкую моторику рук;

- поднимать эмоциональное настроение у детей.

Обратить внимание ребят на доску с интересными приспособлениями, показать, как можно ими манипулировать.

Список литературы:

- Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты

для дошкольников.

- Маневцова Л. М. Мир природы и ребенок: Учеб. пособие для педагогич. училищ по специальности Дошкольное образование.

Картотека опытов и экспериментов в раннем дошкольном возрасте от 1 до 3 лет
Фото №1 Ведущим а в первые три года практически единственным способом познания мира является экспериментирование Фото №2 Дети очень любят экспериментировать
Публикации по теме:

Бизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрастеБизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрасте Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у маленьких.

День опытов и экспериментов с водой в средней группеДень опытов и экспериментов с водой в средней группе Пробовать и исследовать свойственно маленьким детям. Вода – ежедневный объект природы, с которым человек сталкивается, не замечая, как он.

Фотоотчет «Детское экспериментирование в раннем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Детское экспериментирование в раннем дошкольном возрасте» Ребенок рождается исследователем. Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются.

Фотоотчёт «Неделя чудес, опытов и экспериментов в ДОУ»Фотоотчёт «Неделя чудес, опытов и экспериментов в ДОУ» Фотоотчёт «Неделя чудес, опытов и экспериментов в ДОУ» Процесс обучения и воспитания в детском саду направлен на раскрытие в личности ребёнка.

Картотека дидактических игр в старшем дошкольном возрасте в летний период Цель дидактической игры в старшем дошкольном возрасте — это сделать процесс обучения простым, интересным, не вызывающим утомления и скуки.

Картотека опытов и экспериментов с почвой на прогулке для детей 5–7 лет Тема: «Почва» 1. Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры». Цель: выявление зависимости состояния почвы от погодных условий.

Картотека опытов и экспериментов в зимнее время Картотека опытов и экспериментов: Младшая группа. 1. «Свойства снега». Продолжать знакомить детей со свойствами снега, учить выявлять их.

Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте»Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте» Рисование занимает особое место в жизни маленького ребенка – в этих занятиях ребенок приобретает опыт творчества, развивает и уточняет.

Лего-конструирование в старшем дошкольном возрасте. Картотека игрЛего-конструирование в старшем дошкольном возрасте. Картотека игр В старшей группе роль ведущего берут на себя дети. В играх развиваются коллективизм, память, мышление. Дети учатся заниматься.

Неделя опытов и экспериментов в подготовительной к школе группеНеделя опытов и экспериментов в подготовительной к школе группе В нашей группе- неделя экспериментов. Каждый день мы проводили новый опыт, обсуждали, рассуждали, делали выводы. Первый опыт- "Тонет или.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека опытов и экспериментов в раннем дошкольном возрасте от 1 до 3 лет
Опубликовано: 7 июня 2023 в 22:50
+35Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека опытов и экспериментов в раннем дошкольном возрасте от 1 до 3 лет» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Басина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД