Елена Кожанкова
Картотека народных игр для дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 42 СТАНИЦЫ НОВОПОКРОВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОПОКРОВСКИЙ РАЙОН
для старшего дошкольного возраста
Составитель воспитатель Кожанкова Е. Б.
Народные игры для дошкольников
ИСТОРИЯ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИГР
Публикация «Картотека народных игр для дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
В культуру каждого народа входят созданные им игры.
На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство.
Русские народные игры имеют многотысячелетнюю историю:
они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Помимо сохранения народных традиций игры оказывают большое влияние на воспитание характера, силы воли, интереса к народному творчеству у молодежи и развивает физическую культуру.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Народная игра – игра, реализующаяся на принципах добровольности, спонтанности при особых условиях оговоренности, популярная и широко распространенная в данный исторический момент развития общества и отражающего его особенности, претерпевающая изменения под различными влияниями: социально-политическим, экономическим, национальным. Народная игра, являясь феноменом народной культуры, может служить одним из средств приобщения детей старшего возраста к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы общечеловеческих ценностей; в современной ситуации общественного развития обращение к народным истокам, к прошлому является весьма своевременным.
Народная игра способствует у детей старшего дошкольного возраста выработке нужных моральных качеств всегда в соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и другими сторонами культуры. Самые разнообразные игры могут быть использованы для формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, воспитатель ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, обучая детей культуре общения.
Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции : семейные, трудовые, семейные, празднично-игровые и прочие. Это позволяет взрослому ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений. Неслучайно игровой опыт детей старшего дошкольного возраста непременно включает разнообразные народные прибаутки, игровые считалки, народные подвижные, шуточные и другие игры со сверстниками и взрослыми.
Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными «свежими» для детей. По-видимому, такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.
Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Актуальность
Народные игры - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. К сожалению, народные игры почти исчезли, поэтому задача педагога сделать этот вид деятельности частью жизни детей.
Практическая значимость данной картотеки заключается в том, что она создает условия возрождения народных игр и помогает делать досуг детей содержательным и полезным.
Цель работы:
1. Приобщение детей к народной культуре народов России.
Используя в работе народные игры, необходимо параллельно реализовывать следующие задачи:
1. Знакомить с народными праздниками, входящими в русский народный календарь; с историей их возникновения; воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.
2. Развивать координацию движений, мышечный тонус, артистические умения.
3. Способствовать развитию инициативы, организаторских и творческих способностей
Справедливо известное изречение: если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и чем играют его дети. Игра сопровождает человека с колыбели. Ученые давно заметили, что именно детские игры помогают зримо представить седую старину. Многое из того, что было характерно для быта, с веками исчезло, но кое-что сохранилось лишь в детских играх.
Вывод:
Народные игры многому учат детей, способствуют развитию ловкости, быстроты движений, меткости. Приучают к сообразительности. Безусловно, эти игры – национальное богатство, и важно, чтобы дошкольники их знали и любили.
Перспективный план
Народных подвижных игр в младшей группе
Название игры Задачи Время проведения
Лягушки на болоте Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в прыжках на двух ногах. Сентябрь
Курочка - хохлатка Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге в разных направлениях. Октябрь
Хлоп!Хлоп! Убегай! Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в беге. Ноябрь
Мороз Красный нос Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, выдержке. Упражнять в ходьбе и беге Декабрь
Лошадки Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге с высоким подниманием коленей, ходьбе, умению играть в коллективе. Январь
Дедушка Рожок Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в беге. Февраль
Летит – не летит Развивать, выдержку. Упражнять детей в прыжках на двух ногах, беге в различных направлениях. Март
Молчанка Развивать, выдержку. Упражнять детей в прыжках на двух ногах, беге в различных направлениях. Апрель
У медведя во бору Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу, навык коллективного движения. Упражнять в беге по определенному направлению, с увертыванием, развивать речь. Май
Перспективный план
Народных подвижных игр в старшей группе
Название игр Задачи Срок
Выбей мяч из круга Развивать, выдержку. Упражнять детей в способах передачи мяча друг другу. сентябрь
Горелки с платочком Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в беге. октябрь
Растеряхи Развитие координации движений, силы; воспитание сплоченности, товарищества. ноябрь
Бубенцы Развивать умение действовать по сигналу, внимание, упражнять детей ориентироваться в пространстве по слуховому восприятию, построению в круг, хороводному движению. декабрь
Золотые ворота Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в ходьбе цепочкой. январь
Ручеек Обучение в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе. февраль
Цепи кованные Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в построению в две шеренги, беге февраль
В ногу Развивать, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять метании.
март
Стрекоза Упражнять детей в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд, развивать умение действовать по сигналу. март
Гуси Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в ходьбе цепочкой. апрель
Капуста Обучение в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе. апрель
Гонка мячей Развивать, выдержку. Упражнять детей в способах передачи мяча друг другу. май
Матушка Весна Развивать умение действовать по сигналу, упражнять детей ходьбе, построению в круг. май
Перспективный план
Народных подвижных игр в подготовительной к школе группе
Название игр Задачи Срок
Коршун Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в беге по разным направлениям. сентябрь
Хромая лиса Упражнять детей в беге по кругу, прыжкам на одной ноге. сентябрь
Ткачиха Развивать, ловкость, выдержку, координацию движений. Упражнять детей в ходьбе, беге. октябрь
Горшки Развивать, ловкость, выдержку, координацию движений. Упражнять детей в ходьбе, беге. октябрь
Пирог Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге, умению играть в коллективе. ноябрь
Игровая Развивать у детей умение действовать по сигналу, самостоятельному выбору движений, упражнять в построении в круг, ходьбе со сменой направления. ноябрь
Медведь Развивать умение действовать по сигналу, учить ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры. декабрь
Жмурки Развивать умение действовать по сигналу, учить ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры. январь
Бабка Ежка Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, прыжках на одной ноге, умению играть в коллективе. февраль
Гуси Развивать, силовую выносливость, мускулатуру рук и ног, ловкость, чувство спортивного соперничества. февраль
Малечина - Калечина Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, подлезание; совершенствовать ориентировку в пространстве. март
Ястреб Развивать умение действовать по сигналу, упражнять детей в беге в различных направлениях, построению парами. март
Скакалка Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в прыжках на двух ногах, умению играть в коллективе. апрель
Кружева Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, подлезание; совершенствовать ориентировку в пространстве. апрель
Кумушки Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, подлезание; совершенствовать ориентировку в пространстве. май
Салки на одной ноге Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в прыжках на одной ноге, с продвижением, умению играть в коллективе. май
Используемая литература
1. Журнал «Дошкольное воспитание»
2. Приложение к журналу «Обруч»
3. Л. В. Былеева «Русские народные игры»М., «Советская Россия» 1988г.
4. М. Ю. Картушина «Русские народные праздники» «Творчество центр» М., 2007г.