Елена Кожанкова
Картотека народных игр для дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 42 СТАНИЦЫ НОВОПОКРОВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОПОКРОВСКИЙ РАЙОН
для старшего дошкольного возраста
Составитель воспитатель Кожанкова Е. Б.
Народные игры для дошкольников
ИСТОРИЯ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИГР
В культуру каждого народа входят созданные им игры.
Темочки:
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Русская народная культура, фольклор
- Русские народные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство.
Русские народные игры имеют многотысячелетнюю историю:
они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Помимо сохранения народных традиций игры оказывают большое влияние на воспитание характера, силы воли, интереса к народному творчеству у молодежи и развивает физическую культуру.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Народная игра – игра, реализующаяся на принципах добровольности, спонтанности при особых условиях оговоренности, популярная и широко распространенная в данный исторический момент развития общества и отражающего его особенности, претерпевающая изменения под различными влияниями: социально-политическим, экономическим, национальным. Народная игра, являясь феноменом народной культуры, может служить одним из средств приобщения детей старшего возраста к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы общечеловеческих ценностей; в современной ситуации общественного развития обращение к народным истокам, к прошлому является весьма своевременным.
Народная игра способствует у детей старшего дошкольного возраста выработке нужных моральных качеств всегда в соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и другими сторонами культуры. Самые разнообразные игры могут быть использованы для формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, воспитатель ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, обучая детей культуре общения.
Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции : семейные, трудовые, семейные, празднично-игровые и прочие. Это позволяет взрослому ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений. Неслучайно игровой опыт детей старшего дошкольного возраста непременно включает разнообразные народные прибаутки, игровые считалки, народные подвижные, шуточные и другие игры со сверстниками и взрослыми.
Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными «свежими» для детей. По-видимому, такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.
Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Актуальность
Народные игры - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. К сожалению, народные игры почти исчезли, поэтому задача педагога сделать этот вид деятельности частью жизни детей.
Практическая значимость данной картотеки заключается в том, что она создает условия возрождения народных игр и помогает делать досуг детей содержательным и полезным.
Цель работы:
1. Приобщение детей к народной культуре народов России.
Используя в работе народные игры, необходимо параллельно реализовывать следующие задачи:
1. Знакомить с народными праздниками, входящими в русский народный календарь; с историей их возникновения; воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.
2. Развивать координацию движений, мышечный тонус, артистические умения.
3. Способствовать развитию инициативы, организаторских и творческих способностей
Справедливо известное изречение: если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и чем играют его дети. Игра сопровождает человека с колыбели. Ученые давно заметили, что именно детские игры помогают зримо представить седую старину. Многое из того, что было характерно для быта, с веками исчезло, но кое-что сохранилось лишь в детских играх.
Вывод:
Народные игры многому учат детей, способствуют развитию ловкости, быстроты движений, меткости. Приучают к сообразительности. Безусловно, эти игры – национальное богатство, и важно, чтобы дошкольники их знали и любили.
Перспективный план
Народных подвижных игр в младшей группе
Название игры Задачи Время проведения
Лягушки на болоте Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в прыжках на двух ногах. Сентябрь
Курочка - хохлатка Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге в разных направлениях. Октябрь
Хлоп!Хлоп! Убегай! Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в беге. Ноябрь
Мороз Красный нос Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, выдержке. Упражнять в ходьбе и беге Декабрь
Лошадки Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге с высоким подниманием коленей, ходьбе, умению играть в коллективе. Январь
Дедушка Рожок Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в беге. Февраль
Летит – не летит Развивать, выдержку. Упражнять детей в прыжках на двух ногах, беге в различных направлениях. Март
Молчанка Развивать, выдержку. Упражнять детей в прыжках на двух ногах, беге в различных направлениях. Апрель
У медведя во бору Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу, навык коллективного движения. Упражнять в беге по определенному направлению, с увертыванием, развивать речь. Май
Перспективный план
Народных подвижных игр в старшей группе
Название игр Задачи Срок
Выбей мяч из круга Развивать, выдержку. Упражнять детей в способах передачи мяча друг другу. сентябрь
Горелки с платочком Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в беге. октябрь
Растеряхи Развитие координации движений, силы; воспитание сплоченности, товарищества. ноябрь
Бубенцы Развивать умение действовать по сигналу, внимание, упражнять детей ориентироваться в пространстве по слуховому восприятию, построению в круг, хороводному движению. декабрь
Золотые ворота Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в ходьбе цепочкой. январь
Ручеек Обучение в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе. февраль
Цепи кованные Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в построению в две шеренги, беге февраль
В ногу Развивать, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять метании.
март
Стрекоза Упражнять детей в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд, развивать умение действовать по сигналу. март
Гуси Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в ходьбе цепочкой. апрель
Капуста Обучение в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе. апрель
Гонка мячей Развивать, выдержку. Упражнять детей в способах передачи мяча друг другу. май
Матушка Весна Развивать умение действовать по сигналу, упражнять детей ходьбе, построению в круг. май
Перспективный план
Народных подвижных игр в подготовительной к школе группе
Название игр Задачи Срок
Коршун Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в беге по разным направлениям. сентябрь
Хромая лиса Упражнять детей в беге по кругу, прыжкам на одной ноге. сентябрь
Ткачиха Развивать, ловкость, выдержку, координацию движений. Упражнять детей в ходьбе, беге. октябрь
Горшки Развивать, ловкость, выдержку, координацию движений. Упражнять детей в ходьбе, беге. октябрь
Пирог Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге, умению играть в коллективе. ноябрь
Игровая Развивать у детей умение действовать по сигналу, самостоятельному выбору движений, упражнять в построении в круг, ходьбе со сменой направления. ноябрь
Медведь Развивать умение действовать по сигналу, учить ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры. декабрь
Жмурки Развивать умение действовать по сигналу, учить ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры. январь
Бабка Ежка Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, прыжках на одной ноге, умению играть в коллективе. февраль
Гуси Развивать, силовую выносливость, мускулатуру рук и ног, ловкость, чувство спортивного соперничества. февраль
Малечина - Калечина Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, подлезание; совершенствовать ориентировку в пространстве. март
Ястреб Развивать умение действовать по сигналу, упражнять детей в беге в различных направлениях, построению парами. март
Скакалка Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в прыжках на двух ногах, умению играть в коллективе. апрель
Кружева Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, подлезание; совершенствовать ориентировку в пространстве. апрель
Кумушки Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, подлезание; совершенствовать ориентировку в пространстве. май
Салки на одной ноге Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в прыжках на одной ноге, с продвижением, умению играть в коллективе. май
Используемая литература
1. Журнал «Дошкольное воспитание»
2. Приложение к журналу «Обруч»
3. Л. В. Былеева «Русские народные игры»М., «Советская Россия» 1988г.
4. М. Ю. Картушина «Русские народные праздники» «Творчество центр» М., 2007г.