Наталья Федорец
Использование народных традиций в воспитании и развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В региональной образовательной программе для дошкольников "Наш дом - Южный Урал" большое внимание уделяется использованию традиций в воспитании и развитии детей.
В современной философской, этнопедагогической, этнографической литературе под этнокультурными традициями понимается совокупность наиболее ценных элементов социального и культурного наследия, сохраняющихся и передающихся от поколения к поколению.
Публикация «Использование народных традиций в воспитании и развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Традиции представляют собой законы, принципы жизни, устойчивые образцы, эталоны и нормы поведения, по которым люди сознательно оценивают свои поступки, деятельность. Обычаи - стереотипные нормы и правила взаимоотношений в семье, в обществе, регулирующие такие стороны жизни людей, как национальная одежда, убранство жилищ, способ приема пищи, виды приветствий в быту и пр.
Обряды - символические действия по поводу определенных событий, закрепленные в ритуалах, церемониях, праздниках.
По мнению Т. Ю. Купач, автора диссертационного исследования "Педагогические основы социального воспитания дошкольников на культурно-исторических традициях", необходимо уделять особое внимание традициям накопленных непосредственно в ближайшем социуме, таким как труд, обычаи, нравы, ремесла, промыслы, творчество, фольклор, воспитание, обучение итд.
В основе традиции, ее содержании лежит какая-либо идея, представление, отражающее свое практическое выражение через действия, взаимоотношения, оценки и т. д.
Народная традиция содержит богатый воспитательный потенциал : дети приобщаются к культуре своего народа, адаптируются к ценностям и особенностям региона.
Т. Ю. Купач выделяет следующие народные традиции :
• семейные традиции (общинно-семейный характер воспитания, дух семьи, быт семьи)
• трудовые традиции (ремесла, промыслы, сельскохозяйственная работа по народному календарю)
• фольклорные традиции (сказания, мифы, легенды, народные игры, танцы, песни)
• краеведческие традиции (ландшафт, животные, растения, отношение к ним)
• социальные традиции (образ жизни в разные эпохи, домашний быт, традиционная кухня, характер одежды, прически жителей, архитектура)
• традиционные праздники церковного и народного календаря (праздники православного календаря).
В классификации Н. М. Ахмеровой, Р. Г. Кузеева, А. И. Харисова основным служит принцип отношения человека к рукотворному и природному миру, к другим людям и самому себе:
• семейно-обрядовые (знание родственных связей, уважительное отношение к старшим, гостеприимство)
• торжественно-праздничные (праздники народного календаря и др.)
• повседневные (трудовые, социальные, воспитательные и др.)
Общими педагогическими условиями использования разнообразных традиций являются :
• учет триадности этнокультурного образования: формирование у детей представлений, понятий, суждений о традициях народной культуры; воспитание эмоционально-ценностного отношения, предполагающего развитие эмоциональной сферы дошкольников (эмоция удивления, догадки, радости познания и др.); развитие действенно-практической направленности поведения школьников.
• поэтапная реализация содержания народных традиций.
1 этап - отбор содержания и формы подачи знаний о традициях народов Южного Урала; адаптация содержания народных традиций к психологическим особенностям детей.
2 этап- анализ усвоения детьми содержательной стороны традиции народов Южного Урала; определение динамики формирование детской образованности.
Для диагностики использовать методическое обеспечение к программе"Критерии и показатели воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста на идеях и средствах народной педагогики".
• задействование принципа тематического планирования приобщения дошкольников к истории, культуре, природе Южного Урала.
• сочетание региональной программы с комплексной, по которой работает дошкольное образовательное учреждение.
• организация закрепления познавательного материала о народных традициях
• стимулирование субъектной позиции детей в разнообразных видах деятельности (музыкальной, игровой, театрализованной, изобразительной и т. п.)
• интеграция этнографических средств в приобщении детей к народным традициям (фольклор, народные игры, атрибуты народного быта, народный календарь, музыка, танцы)
• совместное проектирование и оформление с детьми предметно-развивающей среды, отражающей содержание различных видов, традиций
• задействование разнообразных форм приобщения дошкольников к народным традициям : кружки, культурно-исторические центры, музеи народной культуры, народные декоративно-прикладные мастерские итд.
• организация взаимодействия с родителями и полноправное участие семьи в этнокультурном образовании дошкольников (консультации, оформление стендов, консультации, выпуск газет и журналов).
Данная статья подготовлена на основе программы воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики «Наш дом - Южный Урал».