Ирина Бахмарова
Картотека наблюдений за объектами природы
▼ Скачать
Тема. Наблюдение за солнцем.
Цель. Установить, что солнце светит, но не такое жаркое, как летом.
Процесс.
Перед началом прогулки подойти к окну и прочитать стихотворение.
-Смотрит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнатку,
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку.
-Ярко светит солнышко?
-Как вы думаете, солнце также греет, как летом?
Опыт по выявлению свойств солнечных лучей.
-Давайте проверим, вынесем на участок вот эти мокрые резиновые мячи и посмотрим, быстро ли они высохнут на солнце.
На участке найти самое освещенное место, положить мячи.
Публикация «Картотека наблюдений за объектами природы» размещена в разделах
-Понаблюдайте за ними самостоятельно.
После высыхания.
-Куда делась вода?
-Долго ли сохли мячи?
-Как они высыхали летом?
-Почему? (жаркое солнышко).
-Почему долго высыхали сегодня?
Результат.
Мы установили, что солнце осенью не такое жаркое, как летом. Мокрые резиновые мячи высыхали долго.
Тема. Наблюдение в облачный день.
Цель. Устанавливать, что в начале осени ещё видны кучевые облака.
Процесс.
-Посмотрите на небо.
-Что вы увидели?
-Я знаю загадку про облака, послушайте:
«Белая вата плывёт куда – то».
-Посмотрите, похожи облака на кусочки белой ваты?
-Рассмотрите облака.
-Какие они? (красивые, белые, пушистые).
-Давайте споё м припев песни нашим облакам:
«Облака – белогривые лошадки,
Облака, что вы мчитесь без оглядки?
Ну, спуститесь, вы, пожалуйста, свысока
И по небу прокатите нас облака.
Результат.
Правильно отметили, что в начале осени ещё можно увидеть белые, пушистые облака, похожие на кусочки ваты.
Тема. Наблюдение за дождём из окна.
Цель. Определить силу дождя.
Процесс.
-Послушайте стихотворение:
«К нам на длинной мокрой ножке
Дождик скачет по дорожке.
А на лужице круги – это дождика шаги.
-Почему мы сегодня не идём гулять?
-Посмотрите в окно, понаблюдайте за дождём.
-Что видите на дорожках участка?
-Много ли луж?
-Какие они?
-Большие, почему? (сильный дождь).
-Посмотрите на стёкла окна.
-Быстро ли стекает вода по стёклам?
-Почему быстро? (сильный дождь).
-Закройте глаза, послушайте дождь?
-Как он стучит по стёклам? (барабанит).
-Почему? (сильный дождь).
-Как можно назвать такую погоду?
Результат.
Мы установили, что идёт сильный дождь, дети в такую погоду не гуляют. Погода дождливая.
Тема. Наблюдение за осенними цветами.
Цель. Закрепить название осенних цветов (астры, бархатцы, познакомить со строением растения (стебель, листья, цветок).
Процесс.
-Давайте покажем Мишутке, где у нас растут цветы.
-Подойдите к клумбе, полюбуйтесь ими.
-Цветы – не люди, говорить не могут, это мы им скажем «здравствуйте».
-Мишка не знает названия этих цветов, давайте вспомним их имена.
-Оранжевые, похожие на шарики (показывает) – это – (бархатцы).
-Разноцветные: (показывает) красные, синие, белые, фиолетовые - это – (астры).
-Давайте срежем несколько растений для букета в группу. (составить букет).
-Посмотрите (показать, это у них стебель, это листья, а это цветы.
-А у нас есть руки, глаза, покажите их.
-А у растений есть стебель, листья и цветы. Они не такие, как люди.
Результат.
Молодцы! Мы рассмотрели цветы: бархатцы и астры, и установили, что у растения есть стебель, листья и цветы.
Тема. Наблюдение за берёзой и рябиной.
Цель. Учить детей сравнивать деревья по цвету и форме листьев.
Процесс.
Пройти с детьми на участок с Мишуткой.
-Много растёт на участке растений, деревьев. Очень понравилось Мишке дерево белоствольное, с тонкими ветвями, с блестящими жёлтыми, точно золотыми листьями. А как оно называется, не знает. Что это за дерево?
-Как оно называется?
-А ласково мы его называем – берёзка, берёзонька.
-Покажите берёзу.
-Давайте наберём листочки в корзинку. Пойдём к рябине.
-А это дерево с гладкой корой, кружевными листьями, красными ягодами, как называется?
-Давайте наберём листочки в корзину. Выложите листья на стол, рассмотрите – какого цвета берёзовый листок?
-А у листа рябины, какой цвет?
-Лист берёзы большой или маленький?
-А листик рябины?
-А какой формы листья, вы знаете?
Результат.
Мы узнали, что лист рябины большой, красный, листочки у верхушки продолговатые, заострённые, а лист берёзы маленький, жёлтый, овальный.
Тема. Наблюдение за опаданием листьев.
Цель. Познакомить с понятием «листопад» (листья опадают, падая, шуршат).
Процесс.
Подвести детей к деревьям.
-Посмотрите, как красивы деревья с разноцветными листьями; как блестят на солнце листья берёзы.
-Какого они цвета?
-А листьев на деревьях стало меньше.
-Где они?
-Да, листья желтеют и опадают на землю. Сегодня я хочу познакомить вас с листопадом. Понаблюдайте за деревьями, листьями, подумайте и скажите мне, что это за явление такое, листопад? (опадение листьев).
-«Падают, падают листья,
В нашем лесу листопад,
Жёлтые, красные листья.
По ветру вьются, летят…
-Давайте закроем глаза и послушаем.
-Что услышали? (листья шуршат).
Результат.
Осенью листья на деревьях желтеют и опадают. Это листопад.
Тема. Наблюдение за отлётом перелётных птиц.
Цель. Учить видеть изменения в живой природе (птицы, которые питались насекомыми, улетают).
Процесс.
-Какая сегодня погода?
-Посмотрите на небо, что вы видите?
-А птиц много летает?
-Птицы почувствовали, что стало холодно, голодно (мало насекомых, стали они собираться в большие стаи, быстро летают над землёй. Скоро снимутся с мест и стаями улетят к тё плым синим морям:
- «Осень золото роняет,
Холод пташек угоняет…
До свиданья, лес и луг,
Мы летим на тёплый юг!
-До свидания нам говорят ласточки, скворцы, грачи и другие птицы.
-И мы им тоже скажем до свидания.
Результат.
Наступила осень! Птицы, которые питались насекомыми, улетают в тёплые края.
Тема. Наблюдение за насекомыми.
Цель. Выяснить, куда прячутся насекомые.
Процесс.
Пройти по экологической тропе, подвести детей к пеньку, камню, дереву.
-Я хочу рассказать вам историю про маленького жучка. Послушайте.
-Жил да был на белом свете маленький жучок.
-Как вы думайте, где он жил?
-На участке детского сада.
-Кто его знает? Вы встречали жучка?
-Хорошо ему было летом, много травы, цветов. Но наступила осень, стало холодно, трава пожелтела, цветы высохли, листья опали. Стало ему страшно. Полетел он к старому жуку, стал спрашивать как ему быть. А старый жук сказал: «Все готовятся к зиме: пауки забрались в пень, бабочки – под кору деревьев, под листья. Они будут спать. Мы с тобой заберёмся в нору под камень и позже заснём».
-Посмотрите на пенёк, кто здесь спит?
Показать на дерево.
-А под корой?
-Под камнем? (приподнять камень).
-Давайте споём песенку нашему жучку.
«Баю – баю, жучок, спи, засни!
До тепла, до красы, до весны!
-Спокойны ночи, жучки!
Результат.
Осень наступила! Все насекомые спрятались (паук в пень, бабочки под кору деревьев, жуки забираются в кору, под камни).
Тема. Наблюдение за лужами.
Цель. Развивать наблюдательность (отметить, что лужи покрыты тонкой корой льда).
Процесс.
-Что это? (показ на замёршую лужу).
-«Утром на лужицах
Тонкий ледок».
-Давайте проверим, разобьём лёд лопатой.
-Рассмотрите льдинки.
-Они прозрачные, как стекло.
-Это лёд.
-Вам интересно узнать, откуда лёд появился?
-Посмотрите, нет солнышка на небе, небо серое, хмурое, тучи всё закрыли, холодная сегодня погода, вода замёрзла, превратилась в лёд.
Результат.
Сегодня холодно, вода в луже замёрзла, превратилась в лёд.
Тема. Наблюдение за погодой.
Цель. Продолжать наблюдения за живой природой (дождливых дней больше, чем солнечных).
Процесс.
Выйти на участок и предложить определить состояние погоды.
-Какая сегодня погода?
-Небо тёмное – всё в тучах, идет дождь: вода капает, капает. Капли стучат по стеклу, по подоконнику, по крыше, по деревьям.
-Как стучат? Постучите по скамейке.
-Дождь тёплый или холодный?
-Почему холодный?
-Сегодня идёт дождь, вчера был дождь, часто идут дожди, на земле просыхают лужи.
-Давайте скажем дождику:
«Дождик, дождик,
Что ты льёшь,
Погулять нам не даёшь?
-А какую вы хотите погоду?
-Почему?
Результат.
Осенью часто идут дожди, дождливых дней больше, чем солнечных.