Оксана Рябцева
Циклы наблюдений за природными объектами с детьми старшей группы в летний период. Июнь
▼ Скачать + Заказать документы
Июнь
Прогулка 1
Наблюдение за сезонными изменениями
Цели:- закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой при-роды;
— учить выделять изменения в жизни растений и животных в летнее время;
— формировать представление о летних месяцах.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
Какое сейчас время года?
Как вы догадались, что лето?
Перечислите характерные признаки лета.
Публикация «Циклы наблюдений за природными объектами с детьми старшей группы в летний период, Июнь» размещена в разделах
Почему летом стало теплее?
Что делает человек летом?
Стихотворение Л. Некрасовой «Лето» :
Лето солнышком вкатилось,
Засияло, засветилось
Вишнями, ромашками,
Лютиками, кашками.
Лето! Лето! Лето! Лето!
В краски яркие одето,
Жарким солнышком согрето,
Пусть подольше будет лето!
Летом солнце яркое, греет сильнее и больше отдает тепла, чем зимой, чистое небо, дует теплый ветер жара, теплые дожди, грозы.
Дидактическая игра
«Составь предложение» - дети составляют предложение с предложенным словом.
Цель - научить составлять предложения с заданным словом.
Трудовая деятельность
Сбор природного материала
Цель: формировать трудовые умения.
Подвижные игры «Кто останется в кругу?», «Живой лабиринт».
Цели: развивать чувство равновесия, ловкость, быстроту движений; тренировать
слаженность коллективных действий, быстроту реакции и смекалки.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: упражнять в беге на скорость, совершенствовать технику прыжка в длину с места.
Июнь
Прогулка 2
Наблюдение за солнцем
Цель: дать детям представление о состоянии погоды летом.
Закрепить названия сезонной одежды.
Ход наблюдения
Отметить, что солнце летом греет сильнее, поэтому дети гуляют раздетыми. Спросить, легко ли посмотреть на солнце. Почему? Отметить, что солнце стоит днем высоко - на улице жарко; утром и вечером солнце низко, поэтому становится прохладнее. День длится долго, ночи короткие, светлые.
Хорошо, что снова лето,
Снова солнце высоко! Г. Ладонщиков
Загадка
Горячая яичница Висит над головой.
Но снять ее,
Но съесть ее
Не можем мы с тобой. (Солнце) В. Лунин
Дидактическая игра «Составь предложение».
Цель - научить составлять предложения с заданным словом.
Трудовая деятельность
Сбор природного материала.
Цель: формировать трудовые умения.
Подвижная игра
«Вышибало»
Цель - тренироваться в бросании и ловле мяча.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Подбросить и поймать мяч.
Цель: развитие ловкости, быстроты, координации движений
Июнь
Прогулка 3
Наблюдение за одуванчиком
Цель: познакомить с одуванчиком. Разобрать его строение, обратить внимание на то какие перемены с ним происходят после окончания цветения.
Ход наблюдения
Сияли золотые цветки в зеленой траве и вдруг все сникли, словно кто-то взял и смял их. Одуванчики уловили перемену погоды, почувствовали скорый дождь и сжали лепестки, пряча от влаги пыльцу. Намокнет она и не полетит по ветру, не опустится с цветка на цветок. Мокрую пыльцу не сумеет перенести и пчела. Неопыленный цветок не даст семян. А когда семена уже завязались, обзавелись своей летучкой - парашютиком, растение еще больше следит за погодой. В солнечный день все спелые одуванчики качаются на лугу легкими пушистыми шариками. Каждый парашютик ждет хорошего ветра, чтобы оторваться от материнского растения и улететь в новые края. Но бывает и так: прямо на ваших глазах затягивает небо серая пелена плотных облаков, поднимается ветерок… вспомните: качались ли поутру на лужайке пушистые шары одуванчиков? Нет, не качались. Хоть и светило еще вовсю солнышко, вместо шаров стояли грустно сжатые «зонтики». Одуванчик ведь знает: мокрые парашюты плохо летают, вот и спрятал их до хорошей поры.
Загадка:
Рос шар бел,
Ветер дунул —
Шар улетел. (Одуванчик)
Дидактическая игра
«Опиши цветок»
Цель - научить подбирать прилагательные к существительному.
Подвижная игра
«Садовник и цветы».
Цель - развить умение перебегать на противоположную сторону площадки, уворачиваясь от ловишки, развивать ловкость, быстроту реакции.
Трудовая деятельность
Дети моют все игрушки (которые поддаются обработке) и раскладывают их сушиться на траве.
Цель: воспитывать положительное отношение к труду, ответственность при выполнении поручений.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: совершенствовать ориентацию в пространстве, чувство равновесия.
Июнь
Прогулка 4
Наблюдение за цветением черемухи
Цель: познакомить с черемухой (строение, польза, изменения, происходящие после окончания цветения).
Ход наблюдения
Обсудить аромат черёмухи. Напомнить, что цветы – это будущие плоды. Сравнить с цветением тополя и березы. Познакомить детей с народной приметой, что черемуха цветет в период похолодания. Обратить внимание на появление большого количества мух, комаров и других летающих насекомых. Стихотворение В. Жуковского «Черемуха»
И вся благоуханная,
Роняя лепестки,
Цветет, цветет черемуха
В овраге у реки.
С утра до поздних сумерек
Со всех концов земли
К цветам её торопятся
Тяжелые шмели.
Дидактическая игра
«Я видел на нашем дереве…»
Цель: развивать память, помочь вспомнить особенности жизни дерева. Ведущий говорит: «Я видел на нашем дереве листок». Каждый ребенок должен воспроизвести фразу предыдущего участника, дополнив своим объектом. Следующий говорит: «Я видел на нашем дереве лист и цветок», третий: «Я видел на нашем дереве лист, цветок и птицу» и т. д.
Трудовая деятельность
Уборка участка от сухих веток.
Цель: воспитывать положительное отношение к труду, ответственность при выполнении поручений.
Подвижные игры
«Спящая лиса».
Цель: упражнять в беге, подбрасывании и ловле мяча.
«Перелет птиц»
Цель: учить выполнять действия по сигналу.
Индивидуальная работа
Прыжки вверх с места
Цель: развивать прыгучесть, сочетая силу с быстротой.
Июнь
Прогулка 5
Наблюдение за насекомыми (бабочка)
Цель: познакомить с бабочками, их образом жизни, условиями для жизни.
Ход наблюдения
Насекомых с каждым днем становится все больше: комары, бабочки, жуки. Учить различать несколько видов бабочек (капустница,). У бабочек очень красивый узор на крылышках – один из самых красивых, среди созданных природой. Но хватать бабочек за крылышки нельзя, так как они покрыты нежной пыльцой, которую легко стереть, а ведь бабочка после этого не сможет летать. Объяснить детям, что бабочки откладывают яички, из этих яичек потом вылупляются гусеницы, которые поедают листья растений. Позже гусеницы опутывают себя нитью, выделяемой из брюшка, и превращаются в куколок, а уже из куколок вновь появляются бабочки.
Приговорка:
Бабочка-коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки –
На березовой ветке.
Загадка:
Спал цветок
И вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка)
Дидактическая игра
«Угадай по описанию»
Цель: воспитатель описывает насекомое, дети угадывают.
Цель: научить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и различия.
Трудовая деятельность
Дети моют все игрушки (которые поддаются обработке) и раскладывают их сушиться на траве.
Цель: воспитывать положительное отношение к труду, ответственность при выполнении поручений.
Подвижные игры
«Бабочки»
Цель: научить бегать врассыпную, по сигналу менять направление.
«Змейка»
Цель: научить бегать, держа друг друга за руки, точно повторять движения водящего, делать повороты, перешагивать через препятствия.
Индивидуальная работа
Развитие движений
Цель: совершенствовать ориентацию в пространстве, чувство равновесия.
Июнь
Прогулка 6
Наблюдение что цветет летом?
Цель: познакомить с некоторыми цветущими травянистыми растениями. Разобрать их строение, поговорить о пользе цветов.
Ход наблюдения
Рассмотреть растения, спросить, какого они цвета, формы, что у них есть кроме цветков. Учить детей беречь цветы, не мять их. Объяснить, что нельзя рвать много цветов. Рассматривая растения в цветнике, дети узнают, как из бутона появляются цветы. Обратить внимание, что некоторые цветы закрываются вечером и перед дождем. Почему растения нужно пропалывать? Познакомить детей старших групп с растениями, растущими вдоль дороги. Многие из них лекарственные: крапива, пижма, медуница, подорожник. Почему подорожник так называется? Познакомить с растением иван-чай. Цветы у него яркие, малиновые, щедро осыпающие весь куст. Иван-чай очень полезен. Он дает обильный нектар. Его мед совсем прозрачный, как вода. Из его листьев делают салат, а цветки сушат и заваривают как чай.
Загадка
Весь день гостей встречают,
Медом угощают. (Цветы)
Дидактическая игра
«Опиши цветок»
Цель - научить подбирать прилагательные к существительному.
Трудовая деятельность
Расчистка огорода от мусора.
Цель: воспитывать желание трудиться сообща, доводить начатое дело до конца.
Подвижные игра
«Садовник и цветы»
Цель - развить умение перебегать на противоположную сторону площадки, уворачиваясь от ловишки, развивать ловкость, быстроту реакции.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цели: воспитывать с помощью движений бережное отношение к природе.
Июнь
Прогулка 7
Наблюдение за кипреем.
Цель: познакомить с кипреем.
Разобрать его строение, поговорить о пользе.
Ход наблюдения
В народе кипрей называют – иван-чай, иван-трава, бурьян, верба-трава, дикий лен, медовая трава, пушник, теплый цветок. Рассказать детям, что кипрей – очень хороший медонос. Свежий кипрейный мед совершенно прозрачный, стакан с медом кажется пустым. Этот мед обладает лечебными свойствами. И знатоки говорят, что он самый сладкий. А еще кипрей заваривают как чай. Почему на Руси цветок нарекли Иваном? Может, потому, что бедным Иванам другой чай был не по карману? А может, стали так звать за характер: храбрый, сильный, стойкий цветок, как русский Иван.
Стихотворение Е. Серовой:
На лугу расцвел кипрей.
Вот семья богатырей!
Крепки, статны и румяны
Встали братья-великаны.
Славный выбрали наряд –
Куртки пламенем горят.
Загадка
Вырос Ивашка:
Красная рубашка,
Зеленые ладошки,
Зеленые сапожки.
В гости приглашает,
Чаем угощает. (кипрей)
Дидактическая игра
«Опиши цветок»
Цель - научить подбирать прилагательные к существительному.
Трудовая деятельность
Сбор природного материала
Цель: формировать трудовые умения.
Подвижные игры
«Кто останется в кругу?», «Живой лабиринт»
Цели: развивать чувство равновесия, ловкость, быстроту движений; тренировать слаженность коллективных действий, быстроту реакции и смекалки.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: упражнять в беге на скорость, совершенствовать технику прыжка в длину с места.
Июнь
Прогулка 8
Наблюдение за летним дождем
Цель: закрепить летние сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе.
Ход наблюдения
Понаблюдать с детьми за первым летним дождем. Послушать, как стучит дождь по окнам, посмотреть, как стекает струйками вода, какие на асфальте лужи. Отметить, какая погода (дождливая, ненастная). Рассказать, что теплый летний дождь поливает все растения. После дождя показать детям, как умылись деревья, листья стали мокрыми, капли дождя блестят на солнце. У детей спросить, откуда берется дождь, куда деваются лужи. Зачем нужен дождь? Обратить внимание, что дождь бывает мелкий, моросящий, бывает сильный - ливень; идет в разном направлении, бывает косой и прямой. Во время наблюдений за дождем подвести к пониманию причин разных осадков зимой и летом, их зависимость от температуры воздуха. В прошлом магическое вызывание дождя со временем превратилось в веселую игру детей, которые охотно выкрикивали заклинания, вступая в озорную беседу с дождем.
Загадка
С неба пришел,
В землю ушел. (Дождь)
Закличка
Дождик, лей, лей, лей,
Никого не жалей –
Ни берез, ни тополей!
Дождик, дождик, посильней,
Чтобы травка зеленей,
Вырастут цветочки
И зеленые листочки!
Дидактическая игра
«Хорошо – плохо»
Цель - развить связную речь, умение высказываться сложноподчиненными предложениями, видеть в одном явлении положительные и отрицательные качества.
Трудовая деятельность
Коллективная работа на огороде по уборке мусора.
Цель: формировать навыки коллективного труда.
Подвижная игра
«Солнечные зайчики»
Цель - уточнить с детьми направления : вверх, вниз, в сторону. Научить выполнять Разнообразные движения.
Индивидуальная работа
Развитие прыжков.
Цель: закреплять умение прыгать на одной ноге.
Июнь
Прогулка 9
Наблюдение дождя и появления радуги на небе
Цель: закрепить летние сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе. Разобрать понятие «радуга».
Ход наблюдения
Предложить детям полюбоваться радугой, высказать свое мнение о её появлении, рассказать, чем она нравиться; назвать цвета радуги и посчитать их. Рассказать детям, что особенно яркая, праздничная радуга возникает после шумной летней грозы или во время грозы. При моросящем дождике цвета радуги бледные, а сама радуга может превратиться в белесый полукруг, так как образуется она при преломлении солнечного луча в каждой капельке дождя. Радуга появляется после дождя, когда выглянет из-за туч солнце, только в стороне, противоположной солнцу. Если стать лицом к солнцу, то радугу не увидеть.
Загадка
Что за чудо – красота!
Расписные ворота
Появились на пути.
В них ни въехать, ни войти. (Радуга)
Стихотворение М. Лермонтова
Там разноцветною дугой,
Развеселясь, нарядно дивы
На тучах строят мост красивый,
Чтоб от одной скалы к другой
Пройти воздушною тропой.
Дидактическая игра
«Радуга»
Цель - закрепить представление детей об основных и дополнительных цветах.
Трудовая деятельность
Уборка участка от сухих веток.
Цель: приучать работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.
Подвижные игры «Найди, где спрятано»
Цель: учить ориентироваться в пространстве
«Волк во рву»
Цель: учить прыжкам.
Индивидуальная работа
Развитие движений (в прыжках, ходьбе по бревну прямо и боком) :
«С кочки на кочку», «Перейди речку»
Цель: вырабатывать координацию движений.
Июнь
Прогулка 10
Наблюдение за сверканием молнии во время грозы
Цель: закрепить летние сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе. Разобрать понятия «молния», «гроза».
Ход наблюдения
Наблюдение проводится в глубине группы напротив окна. Молния – это сильная электрическая искра (разряд, которая возникает от столкновения туч при их сильной электризации. Молнии бывают узкие, длинные, похожи на линейку и поэтому называются линейными. Бывает еще и шаровая молния она имеет форму шара (иногда вытянутая). Цвет молнии – белый, голубой, фиолетовый и черный. Вспыхивает молния, гремит гром.
Как надо вести себя во время грозы? Грозы и молнии не стоит бояться, но их надо остерегаться:
• Нельзя подходить близко к окнам.
• Нельзя брать в руки металлические предметы, так как они притягивают электричество.
• На улице нельзя вставать под высокие деревья (особенно под тополь) : они притягивают электрический разряд (молнию, который разбивает и воспламеняет их.
Загадки:
Раскаленная стрела
Дуб свалила и ушла. (Молния)
Трах-тарарах!
Бредет баба на горах,
Кочергой бренчит,
На весь мир ворчит. (Гроза)
Громко стучит,
Звонко кричит,
А что говорит, никому не понять
И мудрецам не узнать. (Гром)
Дидактическая игра
«Слоги» - дети составляют различные слоги.
Цель: развивать быстроту реакции.
Трудовая деятельность
Очистка участка от веток и камней.
Цель: воспитывать трудолюбие и умение работать коллективно.
Подвижные игры
«Мы — шоферы», «Послушные листья».
Цели: учить внимательно слушать команды воспитателя; развивать внимание.
Индивидуальная работа
Ходьба по буму и спрыгивание на обе ноги.
Цель: развивать чувство равновесия и умение прыгать с возвышенности.