Лучший педагог года

Картотека наблюдений с детьми на прогулке

Анастасия Бондарева
Картотека наблюдений с детьми на прогулке
▼ Скачать + Заказать документы

Наблюдение №1

Тема: Наблюдение за светофором.

Цель: закреплять знания о работе светофора и назначении цветовых сигналов.

Содержание: Воспитатель загадывает детям загадку.

Я глазищами моргаю

Неустанно день и ночь.

Я машинам помогаю,

И тебе хочу помочь. (Светофор.)

Мы живем в красивом городе с широкими улицами и переулками. По ним движется много легковых и грузовых автомашин, автобусы, и никто не мешает друг другу. Это потому, что есть четкие и строгие правила для машин и пешеходов. Перейти с одной стороны улицы на другую сложно. Помогают нам в этом три сигнала светофора: красный, желтый, зеленый.

Публикация «Картотека наблюдений с детьми на прогулке» размещена в разделах

Хоть у вас терпенья нет, Подождите — красный свет! Желтый свет на пути — Приготовьтесь идти! Свет зеленый впереди — Вот теперь переходи!

Воспитатель задает детям вопросы.

• Для чего нужен светофор?

• На какой сигнал светофора переходят пешеходы?

• На какой сигнал светофора нельзя переходить? Что может произойти? Почему?

• Если сломался светофор, то кем можно его заменить? (Регулировщиком.)

Словарная работа: Светофор, перекресток, пешеходный переход, регулировщик.

Трудовая деятельность: Удаление сломанных веток деревьев секатором.

Цель: закреплять знания о том, что человек должен помогать растениям приготовиться к зиме.

П/и «Светофор». Цель: закреплять знания о значении светофора.

Наблюдение №2

Тема: Наблюдение за самосвалом.

Цель: формировать представления о видах грузовых машин.

Содержание: Предложить детям рассмотреть машину — самосвал.

Эта машина с железным открытым кузовом.

Вот машина,

Так машина —

Высотою с дом кабина

И колеса высотою

Выше нас с тобою вдвое.

Воспитатель проводит с детьми беседу, задает вопросы.

• Как происходит разгрузка машины?

• Как машина помогает человеку?

• Может ли самосвал работать без человека?

П/и «Шоферы». Цель: развивать у детей выдержку, внимание, ловкость

Словарная работа: самосвал, грузовик.

Индивидуальная работа: Закреплять знания о лекарственных растениях

Наблюдение №3

Тема: Наблюдение за осиной.

Цель: ознакомить с деревом — осиной, ее строением и внешним видом.

Содержание: Зябнет осинка, дрожит на ветру,

Стынет на солнышке, мерзнет в жару.

Дайте осинке пальто и ботинки,

Надо согреться бедной осинке.

И. Токмакова

У осины ствол гладкий, серо-зеленого цвета. Осенью ее листья раскрашены в разные цвета: розовый, красный, желтый. Листья у осины особенные, крепятся на гибких сплюснутых череночках, чуть подует ветерок, и застучат листочки друг о друга.

Воспитатель задает детям вопросы.

Какой ствол и листья у осинки?

Почему дрожат листья дерева?

Словарная работа: осина, череночки.

Трудовая деятельность: Одна подгруппа детей — подметание дорожки на участке сбор опавших листьев; другая — рыхление песка в песочнице.

Цель: воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща.

П/и «Веточки осины». Цель: закреплять умение передавать мяч назад и вперед прямыми руками.

Наблюдение №4

Тема: Наблюдение за перелетными птицами.

Цель: закреплять знания о перелетных птицах.

Содержание: Листья осенью облетают,

Высыхает трава на болотах.

Собираются птицы в стаи

И уже готовы к отлету.

И, прощаясь с родными местами,

С золотыми березками, ивами,

Долго кружат они над лесами,

Над крутыми речными обрывами.

Летом для птиц достаточно корма, и они выводят и вскармливают птенцов. Осенью количество корма сильно уменьшается. Сначала пропадают насекомые, постепенно увядают растения, уменьшается количество плодов и семян. Многие птицы собираются в стаи, а затем летят в теплые края. Сначала улетают птицы, питающиеся насекомыми, затем те, которые кормятся плодами и семенами растений. Все эти птицы перелетные.

Воспитатель задает детям вопросы.

• Каких птиц называют перелетными?

• Почему птицы выводят птенцов летом?

Почему осенью перелетные птицы улетают в теплые страны?

Каких перелетных птиц вы знаете?

Словарная работа: вскармливать, стаи, теплые края.

Индивидуальная работа: повторить с ребенком части деревьев.

Цель: Вспомнить ранее изученное.

П/и «Гуси-лебеди». Цель: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу

Наблюдение №5

Тема: Наблюдение за берёзой.

Цель: продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года

Содержание: Лишь осень золотая

Лист опалит огнем —

Березка облетает,

Тоскует под дождем.

Воспитатель проводит с детьми беседу.

• Почему листья на березе стали желтые?

• Что происходит с деревьями осенью?

• Как деревья готовятся к зиме?

Осенью листочки на березе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а затем внизу. Налетает ветер, срывает листья, и они, словно золотые монетки, падают на темную сырую землю.

Словарная работа: опалит, желтеть.

Трудовая деятельность: Предложить детям собрать букет из опавших листьев, отметить, какого цвета листья.

Цель: собрать природные материалы для поделок и для облагородить группу детского сада.

П/и «Мы — веселые ребята». Цель: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу

Наблюдение №6

Тема: Наблюдение за специальным транспортом — «скорой помощью»

Цель: расширять знания о специальном транспорте — «скорой помощи»

Содержание: Воспитатель загадывает детям загадки, задает вопросы.

Что за зверь по мостовой мчит, Как ветер удалой. По зову больных

Рычит, пыхтит. («Скорая помощь».)

На красный свет машина мчится, — Везу больного я лечиться! И всех, кто вызовет меня,

К врачам доставлю быстро я! («Скорая помощь».)

• Какая это машина?

• Как вы догадались?

• Для чего нужны такие машины?

Какие водители должны управлять такими машинами? Автомобиль с красной полосой и красным крестом немедленно выезжает по указанному адресу на помощь больному. Мигающий маячок и воющая сирена словно говорят остальному транспорту и пешеходам: «Пропустите нас, пожалуйста, мы очень спешим!»

Словарная работа: специальный транспорт, маячок.

Трудовая деятельность: выучить стихотворение про скорую помощь.

Цель: развитие памяти ребенка.

С. р/и «Скорая помощь». Цель: познакомиться с профессиями в больнице.

Наблюдение №7

Тема: Наблюдение за лошадью.

Цель: формировать представления о лошади как виде транспорта и живом существе, помогающем человеку.

Содержание: Как коня мне приручить? Может, сеном накормить, Чтоб со мною он дружил, Чтобы верно мне служил!

С помощью лошади человек пахал землю, перевозил грузы, да и в бою верный конь не раз спасал жизнь воину. Это умное и сильное животное стало для нашего далекого предка его первым транспортом, и назывался такой транспорт — гужевым. У разных народов им стали разные животные — верблюды, слоны, ослики, собаки и т. д.

Воспитатель задает детям вопросы.

• Для чего человек приручил лошадь?

• Что служило древнему человеку вместо транспорта?

• Для чего в наше время используют лошадей?

Словарная работа: предок, гужевой транспорт.

Трудовая деятельность: сгребание опавших листьев к корням деревьев.

Цель: воспитывать бережное отношение к природе.

П/и «Лошадки». Цель: Развивается внимательность, умение вести себя в коллективе, знание цветов

Наблюдение №14

Тема: Наблюдение за трудом взрослого на огороде.

Цель: активизировать познавательную деятельность, поддерживать стойкий интерес к наблюдениям.

Содержание: Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.

Летом в огороде — Свежие, зеленые, А зимой в бочке — Крепкие, соленые. (Огурец.)

Он никого и никогда не обижал на свете. Так что же плачут от него и взрослые и дети? (Лук.)

Какие овощи растут на нашем огороде?

Какую работу вы выполняли вместе с воспитателями на огороде?

Что делают взрослые на огороде?

Словарная работа: Огород, полоть, капать, сажать.

Трудовая деятельность: Сбор ранних семян в цветнике.

Цель: учить аккуратно собирать семена в бумажные пакеты

Д/и «Собери цветок». Цель: закрепить все названия осенних и летних цветов.

Наблюдение №8

Тема: Наблюдение за ивой.

Цель: продолжать знакомство с разновидностями кустарников и деревьев нашей местности.

Содержание: Воспитатель задает детям вопросы.

Ива — куст или дерево? Почему?

* Как выглядит ива?

• Какую почву любит?

• Какие есть разновидности ивы?

• Что дает ива людям?

• Что происходит с ивой осенью?

У ивы гладкий серебристый ствол, гибкие ветви, украшенные узкими, продолговатыми листьями. Дерево любит влажную почву и растет по берегам рек, озер и ручьев. У ивы много разновидностей: ветла — белая серебристая ива, и краснотал, и ракита, и лоза. Издавна люди ценят иву за ранний целебный ивовый мед, за цветы, из которых готовят лекарства для лечения ран и нарывов, да за гибкие ивовые ветви — прекрасный материал для плетения корзин и коробов. Осенью ивушка роняет золотые листья в темную виду, и они, словно маленькие кораблики, плывут вниз по течению.

Словарная работа: серебристый, продолговатые, ветла, краснотал, ракита, лоза.

Индивидуальная работа: Повторить с ребенком названия осенний и летних цветов.

Цель: закрепить названия цветов.

П/и «Краски». Цель: развитие ловкости, быстроты реакции.

Ноябрь

Наблюдение №9

Тема: Наблюдение за листопадом.

Цель: знакомить детей с сезонными изменениями в природе.

Содержание: Что такое листопад?

На что похоже это явление?

Почему листья падают во все стороны?

«Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора – весь день стоит как бы хрустальный, и лучезарны небеса».

Словарная работа: листопад, первоначальная, дивная, лучезарны.

Трудовая деятельность: покормить бездомную кошку.

Цель: Воспитывать гуманное отношение к животным.

Д/ и: «Назови осенние явления природы»

П/и «Море волнуется». Цель: развитие координации и красоты движений

Наблюдение №10

Тема: Наблюдение за погодой – наблюдение за дождем.

Цель: знакомить детей с природным явлением.

Содержание: Что это? Какой дождь? Как он идет? Какая сегодня погода?

шел, долговяз, да в землю увяз. Льет дождь, холодный точно лед, кружатся листья по полянам, и гуси длинным караваном над лесом держат переплет.

Словарная работа: долговяз, караван, переплет.

Индивидуальная работа: повторить названия грибов и их внешний вид.

Цель: закрепление названий грибов.

Д/ и: «Что изменилось» - дать картинки по времени года «Осень» найти на них изменения. Цель: Упражнять детей в правильном назывании предметов и их действий

Наблюдение №11

Тема: Наблюдение за тополем.

Цель: знакомить с тополем осенью (какую пользу он приносит людям; когда и почему бывает тополиная метель).

Содержание: В народе говорят: «Если с дерева лист не чисто опадает, будет строгая зима». Как вы понимаете это выражение? Почему? Наблюдается ли у нас на участке это явление? Дети отвечают.

Воспитатель проводит с детьми беседу.

· Кто знает, почему осенью листья становятся желтыми, красными, багряными?

· Многие думают, что причина листопада — заморозки, убивающие нежные незащищенные листья. Но так ли это? Если совершить прогулку в лес или парк, то можно заметить, что у разных листьев деревьев листопад бывает в разное время. Мы с вами будем вести наблюдение, когда же начнется листопад у тополя.

· Что производят из древесины тополя? Прежде всего, бумагу, а почки тополя используют для производства кремов, духов и одеколонов.

· Когда бывает тополиный пух, тополиная метель? Почему?

Словарная работа: заморозки

Трудовая деятельность: Сбор листьев для гербария и поделок, их засушка

Цель: собрать материал для поделок.

Д/и «Узнай дерево по листочку». Цель: закреплять знания о деревьях.

Наблюдение №12

Тема: Наблюдение за сезонными изменениями.

Цель: формировать представления об изменениях в природе в начале зимы

Содержание: Что такое за окном? Сразу в доме посветлело! Это снег лежит ковром, Самый первый, самый белый! Вот о чем всю ночь свистел. За моим окошком ветер! Он про снег сказать хотел. И про то, что зиму встретил. Нарядилась и рябинка В белый праздничный наряд, Только гроздья на вершине Ярче прежнего горят.

• Текло, текло и под стекло легло. (Вода.)

• Без рук, без ног, а в избу лезет. (Мороз.)

• Декабрь год кончает — зиму начинает.

• Теплая зима к холодному лету.

• Солнце летом греет, а зимой морозит.

Белая, холодная пришла на землю зима. Утонул в снегу лес. С наступлением зимы стало еще холоднее, чем осенью. Небо почти всегда покрыто облаками. Идет не дождь, а снег. Снег покрыл землю, крыши домов, ветки

деревьев. Ручьи, буйные реки, озера сковал лед. Чем больше снега выпадет на землю, тем лучше будут расти растения. Снег защищает их от мороза. День становится короче, а ночь длиннее.

Воспитатель задает детям вопросы.

• За каким месяцем идет декабрь?

• К какому времени года относится ноябрь?

Как изменился общий вид участка по сравнению с осенью?

Зачем засыпают корни деревьев снегом?

Как одеваются люди зимой и осенью?

Словарная работа: снег, лед

Трудовая деятельность: Засыпка корней деревьев снегом.

Цель: воспитывать желание оказывать помощь живым объектам.

П/и «Снежки». Цель: Развитие ловкости

Наблюдение №13

Тема: Наблюдение за птицами зимой.

Цель: формировать представление о жизни птиц зимой

Содержание: Не видно в лесу тропинок,

В тулупах кусты стоят.

Уснувших жуков и личинок

Укрыл под корой снегопад.

Лети же, пичуга, к людям

И прячься скорей за окном,

А мы кормить тебя будем

Крошками хлеба, пшеном.

Воспитатель задает детям вопросы.

· Каких птиц вы видите зимой около своего дома?

· Почему они прилетают к жилью человека?

· Зачем люди зимой устраивают кормушки для птиц?

· Почему зимующих птиц надо подкармливать?

· Много ли птиц прилетает к нашим кормушкам?

· Какой корм они охотнее поедают?

· Что вы еще видели, наблюдая за птицами на кормушке?

· Есть ли кормушка возле вашего дома?

Словарная работа: тулупы, снегопад.

Трудовая деятельность: покормить птиц

Цель: воспитывать гуманное отношение к животным и птицам.

П/и «Перелетные птицы». Цель: Создать условия для сохранения и укрепления здоровья

Наблюдение №14

Тема: Наблюдение за снегопадом.

Цель: формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде.

Содержание: Снег из тучи прилетел, Лечь на землю захотел. Ищет места — не найдет, Задержался у ворот.

Падают белые снежинки, ложатся на землю, на крыши домов. Снежинки похожи на белые звездочки. Можно их поймать и рассмотреть, но дышать на них нельзя. Иногда они сыплются вместе и большими хлопьями падают на землю. Иногда холодный ветер ломает белые звездочки, превращая их в мелкую снежную пыль. Снежинки образуются в облаках из маленьких ледяных кристалликов. Зимой они опускаются сверкающими звездочками до земли и покрывают ее снегом. В мороз снег поскрипывает под ногами. Это ломаются лучики снежинок. Снег — это очень много снежинок.

· Почему скрипит снег?

· Где образуются снежинки? Почему?

· Какой на ощупь снег?

· Когда снег бывает мокрый, когда сухой?

· Из какого снега легче лепить? Почему?

· Что такое снег?

Привлечь внимание к падающему снегу. Протянуть руку в варежке, поймать несколько снежинок. Рассмотреть их (размер, найти одинаковые).

· На что похожи снежинки?

· Что станет со снежинкой, если она попадет на голую ладошку? Почему?

Словарная работа: снегопад, снежинки, снег.

Трудовая деятельность: Уборка участка от снега.

Цель: учить собирать снег на носилки, ссыпать в определенное место.

«Построение снежной горки». Цель: формировать умение работать в коллективе

Наблюдение №15

Тема: Наблюдение за елью на участке.

Цель: уточнять знания об отличиях натуральной ели от игрушечной.

Содержание: Почему ель относят к хвойным деревьям?

· Что является основным признаком хвойных деревьев?

· Сравните деревья, в чем их различия?

· Какое дерево искусственное?

· Как вы узнали, какое дерево живое?

Живая ель растет на участке, кроме ствола, веток, иголок, у нее есть большие корни, с помощью которых дерево получает влагу и питательные вещества из земли и прочно Удерживается на одном месте. Игрушечная елочка маленькая, неживая, сделана из искусственного материала (пластмассы, у нее нет корней, она не растет.

Ребята, скоро Новый год! Его празднуют возле нарядной елки. И было бы очень хорошо, если бы в этот праздник у вас дома стояла искусственная елка, а не живая. Ведь если елку спилят, она засохнет, умрет, и не будет в лесу елки. А искусственная елка тоже очень красивая, и если ее украсить, то она принесет не меньше радости в Новый год.

Новогодние деньки,

Снег морозный, колкий.

Загорелись огоньки

На пушистой елке.

Шар качнулся расписной,

Бусы зазвенели.

Словарная работа: ель, хвойное дерево, снег, колкий.

Трудовая деятельность: Расчистка дорожек от снега

Цель: воспитывать трудолюбие, желание трудиться сообща.

П/и «Мы-веселые ребята». Цель: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу

Наблюдение №16

Тема: Наблюдение за снегирями.

Цель: расширять знания и представления о внешнем виде и повадках снегирей.

Содержание: Подойду поближе к ней —

И глазам не верится.

Стайка алых снегирей

Облепила деревце!

Воспитатель задает детям вопросы.

• Опишите, как выглядит снегирь.

• Где живут снегири осенью?

• Чем питается снегирь?

• Какие звуки он издает?

С наступлением первых заморозков к нам на участок прилетают снегири. У самца снегиря спинка синевато-серая, хвост и крылья черные, а грудка ярко-красная. У самочки грудка темно-серая. Осенью снегири собираются в стайки, летают по лесам и паркам, клюют ягоды рябины, боярышника и шиповника. Кричит снегирь «рюм-рюм».

Словарная работа: снегирь, алые, рябина, заморозки.

Трудовая деятельность: покормить снегирей

Цель: воспитывать гуманное отношение к птицам.

П/и «Перелет птиц». Цель: упражнять в беге

Публикации по теме:

Картотека «Хороводные игры на прогулке» Хороводные игры на прогулке Картотека (Необходимо разрезать лист посередине) «Кукушка» Дети стоят в.

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию основ безопасности на прогулке в зимнее время года «ОПАСНОСТИ ЗИМЫ» Цель: познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут встретиться им зимой на улице. Оборудование:  картинки-знаки.

Картотека игр на прогулке «Осенний период» Осенний период Карточка №1 Деятельность Содержание Задачи (развивать, закреплять и т. д.) Наблюдения за предметами ближайшего окружения.

Картотека игр на прогулке с детьми Использовались материалы:1. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду Прогулка № 1 : НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ИЗМЕНЕНИЯМИ ПОГОДЫ Цели: учить.

Картотека наблюдений. Наблюдения осенью. Наблюдение за почвой. Обратить внимание на следы, которые остаются после дождя на земле: в одной почве нога вязнет,.

Картотека наблюдений на прогулке осенью Старший воспитатель: Грекова Л. А. I KK Картотека наблюдений осенью в детском саду Карточка №1 Наблюдение за деревьями. Цель: Напомнить.

Картотека наблюдений в природе для детей старшей группы (продолжение) Январь Наблюдение в природе Деятельность детей на участке 1. Перед прогулкой поговорить о погоде: какая сегодня погода? Что мы будем.

Картотека наблюдений в природе. Март (продолжение). Старшая группа Март Наблюдение в природе Деятельность детей на участке 1. Ежедневно перед выходом на прогулку наблюдать из окна за изменениями погоды:.

Картотека наблюдений в природе (продолжение) Ноябрь Наблюдение в природе Деятельность детей на участке 1. Беседа с детьми о погоде и её влиянии на растения, животных, труд человека.

Картотека наблюдений «Весна» № 1 Наблюдение за воробьями Цель – учить видеть изменения в поведении воробьев с приходом весны; воспитывать интерес к наблюдениям за.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Картотека наблюдений с детьми на прогулке
Опубликовано: 14 мая 2018 в 23:04
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека наблюдений с детьми на прогулке» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Бондарева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД