Иванова
Картотека музыкально-дидактических игры
▼ Скачать + Заказать документы
Игры для развития звуковысотного слуха
«Птичка и жук»
(Ранний возраст)
Программное содержание: развитие звуковысотного слуха (высоко – низко, упражнять
детей в восприятии двух звуков (до 1 – до 2).
Игровой материал: картинка- птичка на веточке, а жук летает внизу.
Музыкальные инструменты бубен – жук, птичка – колокольчик,
металлофон – воспитатель.
Ход игры : детям показывается картинка, птички и жука. Дети
рассказывают, что там нарисовано, а потом воспитатель им предлагает
Публикация «Картотека музыкально-дидактических игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
изобразить птичку и жука (птичка высокий голосок – чик - чирик, у жука
– низки голосок, жу – жу – жу, воспитатель играет на металлофоне.
Затем дети изображают, играя на музыкальных инструментах (бубен –
жук, птичка – колокольчик).
«В лесу»
(младшая группа)
Программное содержание: Развитие звуковысотного слуха
Игровой материал: На планшете – лес, 2-3 дерева, пенек, приклеен
кармашек с фигурками животных. Картонажная фигурка девочки ставится
рядом с лесом.
Ход игры : Педагог говорит, что в лесу за деревом кто-то спрятался, нужно
помочь отгадать кукле кто там сидит. Послушайте песенку и отгадайте.
Исполняются знакомые музыкальные произведения.
«Матрёшки пляшут»
(старшая группа)
Программное содержание: развивать звуковысотный слух.
Игровой материал: матрёшки трёх разных размеров по количеству детей,
металлофон.
Ход игры : Дети сидят за тремя столами. В руках у них матрё шки: у одних –
большие, у других – средние, у третьих – маленькие. Воспитатель проигрывает звуки
на металлофоне, объясняет: «Дети, сейчас ваши матрёшки будут плясать. Но для
этого нужно внимательно слушать, какой звук звучит. Если низкий – пляшут
большие, если средней высоты – средние, если высокий – будут плясать маленькие».
Воспитатель исполняет звуки разной высоты, всё время изменяя последовательность
звучания. По окончании отмечается и награждается команда-победитель.
«Веселые нотки»
(старшая группа)
Программное содержание: развитие звуковысотного слуха.
Игровой материал: Дорожки по количеству детей из разноцветных
кружков.
Ход игры : Разложить по дорожкам в три ряда. Каждый цвет определяет
звук — низкий, средний, высокий. Для малышей раскладываются 2 цвета
кружков, обозначающих высокие и низкие звуки. Музыкальный
руководитель играет звук, ребёнок должен на слух определить высоту
звука и встать на кружок, соответствующий сыгранному звуку. Ребенку,
правильно выполнившему задание, - награда: фишка. У кого в конце
игры окажется больше фишек, тот и выиграл.
Ученый кузнечик
(подготовительная группа)
Программное содержание: Развитие звуковысотного слуха
Игровой материал: Картинка с изображением цветов и ученого кузнечика,
металлофон.
Ход игры : Вот ученый кузнечик. Он прыгает по цветам так, как ему указывают. Ну-
ка, кузнечик, прыгай до третьего цветка, а оттуда – вниз. А теперь до пятого цветка –
и опять вниз. А теперь на второй цветок – и вниз.
Примечание. Пение слов «Скок, скок, скок!» сопровождайте движением руки.
Движение кузнечика по цветам сопровождается на мелодическом инструменте.
Ребёнок в это время внимательно смотрит на картинки и выбирает подходящую той
музыке, которую сыграл взрослый. Кузнечика можно вырезать из картона и
прикрепить его к кончику указки. Во время пения ребёнок сможет управлять
кузнечиком, пропевая слова «Скок, скок…».
Игры для развития ладового чувства
(средняя группа)
Слушаем музыку
Программное содержание: Развивать умение детей различать музыкальные произведения.
Игровой материал: 4—5 картинок, иллюстрирующих содержание знакомых детям музыкальных произведений (это могут быть и инструментальные пьесы, проигрыватель.
Ход игры : Дети рассаживаются полукругом, перед ними на столе располагают картинки так, чтобы они хорошо были видны всем играющим. Проигрывают какое-либо музыкальное произведение. Вызванный ребенок должен найти соответствующую картинку, назвать произведение и композитора, написавшего эту музыку. Если ответ правильный, все хлопают.
Игра проводится на музыкальном занятии и в свободное от занятий время.
Три танца
Программное содержание: Развивать умение детей различать характер музыкальных произведений, разновидности танцев.
Игровой материал: Магнитофон, аудиозаписи полек, вальсов, народных плясовых мелодий; карточки с изображением деревянного башмака, туфельки, сапога.
Ход игры : Предварительно дети ознакомлены с разновидностями танцев, их характерными особенностями. Педагог-ведущий предлагает детям послушать музыку и угадать, какой звучит танец. Дети поднимают условно обозначенные карточки (сапог – плясовая, башмак – полька, туфелька – вальс). Правильно ответившие дети, исполняют импровизированный танец под ранее звучавшую музыку.
Цвет-настроение
Программное содержание: Различать контрастный характер музыки, выражать его через цвет.
Игровой материал: Карточки разные по цвету, соответствующие настроению в музыке :
Синий – спокойное, уверенное;
Зелёный – гордое, торжественное, сила;
Красный – бодрое, энергичное, жизнерадостное;
Жёлтый – лёгкое, светлое, тёплое, ласковое, нежное;
Фиолетовый – мечтательное, дружелюбное, чувственное;
Чёрный – отрицательное, мрачное, печальное, скорбное, тревожное;
Белый – надежда, вера.
Ход игры : Детям раздают карточки и предлагают послушать музыкальные фрагменты. Дети поочерёдно определяют настроение в музыке.
Весело-грустно
Программное содержание: Развивать у детей представление о характере музыки : весёлая, спокойная, грустная.
Игровой материал: Карточка из плотного картона или дерева разделена на три квадрата: на первом изображён ребёнок с весёлым выражением лица; на втором – спокойным; на третьем – грустным. Три фишки с цифрами 1, 2, 3.
Ход игры : Дети слушают пьесу весёлого, спокойного или грустного характера и закрывают соответствующую картинку. Можно прослушать две или три пьесы, закрывая картинки в той последовательности, какой они звучали.
Музыкальный материал : «Три настроения» Левкодимова.
Что делают в домике?
Программное содержание: Развивать умение детей различать характер музыкальных произведений, их жанры.
Игровой материал: На планшете изображены сказочные домики с открывающимися ставнями. В окошках домиков находятся рисунки, соответствующие музыке : танец, марш и колыбельная. Проигрыватель и поощрительные значки.
Ход игры : Педагог-ведущий предлагает детям послушать музыку и угадать, что происходит в домике. Музыкальный руководитель играет на фортепиано (или звучит мелодия в записи). По музыке дети узнают, например, «Детскую польку» М. Глинки. Ребенок говорит: «В домике танцуют». Для проверки ему разрешается открыть ставни домика, в окошке рисунок с изображением танцующих детей. За правильный ответ он получает поощрительный значок. Выигрывает тот, кто получит большее число значков.
Игра проводится на занятии и в свободное от занятий время.
Игры для формирования тембрового восприятия
«УГАДАЙ, НА ЧЕМ ИГРАЕТ МИШКА» (младшая группа)
Дидактическая задача: формировать умение различать тембры различных музыкальных инструментов : погремушки, барабана, бубна, ложек, дудочки, колокольчика.
Игровая задача: запоминать звучание каждого инструмента.
Игровые правила: внимательно слушать какой инструмент играет и помочь герою отгадать.
Игровой материал. Ноутбук, проектор, экран.
Ход игры. К детям в гости пришли любимые герои: Маша и Медведь. Маша просит помочь Мишке разобраться с музыкальными инструментами. На экране изображены музыкальные инструменты и нотка, под которой «прячется» звучание инструмента. Дети слушают и угадывают, какой инструмент прозвучал.
«КТО У НАС В ГОСТЯХ» (средняя группа)
Дидактическая задача: развитие тембрового и ритмического слуха.
Игровая задача: уметь подбирать нужные ритмы для разных персонажей.
Игровые правила: передавать ритм на инструментах, соответствующих персонажу
Игровой материал. Металлофон, колокольчик, деревянные ложки, бубен, ноутбук, проектор, экран.
Ход игры. К детям приходят в гости разные игрушки: Медведь, Зайчик, Лошадка, Птичка. На экране изображены животные. При нажатии на каждого из них звучит определенный инструмент. На столе перед детьми лежат инструменты – бубен, металлофон, деревянные ложки, колокольчик. Дети слушают и определяют, какой инструмент звучит и повторяют ритм. Можно предложить нескольким детям передать образ животного в движении.
«УГАДАЙ И ПОВТОРИ» (старшая группа)
Дидактическая задача: развивать тембровый слух.
Игровая задача: кто точнее повторит ритм на инструменте.
Игровые правила: угадать инструмент и правильно повторить ритм.
Игровой материал. Металлофон, колокольчик, деревянные ложки, бубенцы, ноутбук, проектор, экран.
Ход игры. Ребенок сидит спиной к экрану. Перед ним на столе лежат музыкальные инструменты. На экране изображены такие же музыкальные инструменты, при нажатии на картинку воспроизводится звучание данного инструмента. Педагог нажимает одну из картинок, ребенок слушает и повторяет ритм на таком же инструменте. Если ребенок правильно выполняет музыкальное задание, то все дети хлопают. Игра повторяется с другим ребенком. Игра проводится в свободное от занятий время.
Игры для развития чувства ритма
(средняя группа)
«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР»
Программное содержание: активизация интереса детей к различным видам
инструментов. Формирование ритмического мышления. Развитие
фантазии и тренировка памяти.
Ход игры:
дети должны рассказать сказку, используя ударные инструменты.
* Каждый участник игры представляет свой инструмент.
* Педагог предлагает сказочный сюжет, а дети подбирают
инструмент, подходящий по звучанию каждому герою
сказки, а затем и нужный ритмический рисунок.
Например: Карабас-Барабас - бубен,
Буратино – ксилофон,
Мальвина – колокольчик,
Пьеро – треугольник,
Артемон – трещотка на сильную долю такта.
* Текст сказки озвучивается.
* Педагог забирает у детей все инструменты, которые использовались в сказке. Детей просят отвернуться и на слух заново воспринять рассказанную при помощи инструментов историю (события в ней будут изложены в иной последовательности, а значит, дети создают практически новую историю).
«К НАМ ГОСТИ ПРИШЛИ»
Программное содержание: развивать чувство ритма.
Игровой материал: игрушки бибабо (медведь, зайчик, лошадка, птичка). Бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.
Ход игры:
«Сегодня к нам в гости должны придти игрушки». Слышится стук в
дверь. Музыкальный руководитель подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети. Я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Оля, сыграй мне на бубне, я попляшу». Ребенок ударяет медленно в бубен, мишка в руках ритмично переступает с ноги на ногу. Остальные дети хлопают в ладоши.
Также обыгрываются и другие игрушки. Заяц прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка скачет под четкие ритмичные удары музыкального молоточка или деревянных ложек, птичка летит под звуки колокольчика.
«БЕЛОЧКА»
Программное содержание: развивать чувство ритма.
Ход игры : проговорить с детьми слово «БЕ-лоч-ка». Прохлопать в ладоши, по коленям ритм. Выложить на фланелеграфе цепочку из
картинок и ритмично проговорить названия игрушки.
«ПЕРЕДАЙ РИТМ»
Программное содержание: развивать ритмическое восприятие и музыкальную память.
Ход игры:
Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм следующему ребенку. И тот передает ритм следующему. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши.
Ведущим может быть музыкальный руководитель. Дети могут сидеть в паровозике на стульчиках.
«ЗАЙЦЫ»
Программное содержание: развивать чувство ритма.
Игровой материал: изображение леса, полянки. В центре разрез или кармашек, в котором выставляется картинки («Зайцы спят», «Зайцы пляшут»).
Ход игры:
Музыкальный руководитель предлагает детям пойти погулять на полянку. «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете, когда услышите музыку». На диске звучит колыбельная или танцевальная музыка. Ребенок определяет ее характер и вставляет соответствующую картинку в кармашек.