Папки-передвижки

Проект «Музыка и здоровье» для детей 5–7 лет

Юлиана Александровна
Проект «Музыка и здоровье» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Частное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 163 ОАО «РЖД»

ПРОЕКТ

«Музыка и здоровье»

Автор:

Бедарёва Юлиана Александровна – музыкальный руководитель

г. Новосибирск

Темочки:

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Ученые доказали, что с помощью музыки можно регулировать психическое состояние, а правильно подобранный музыкальный ритм облегчает стрессовое состояние. Человек живет в звуковом пространстве, а как сказал древний философ Платон, «звук строит все пространство Вселенной».

Известно, что звуковой спектр состоит из высоких, средних и низких частот. Чрезмерная громкость и ритмы современной музыки безвозвратно уничтожают хранилища памяти и разрушают высшие центры мозга, ответственные за формирование интеллекта. Такая музыка замедляет рост, снижает жизнедеятельность и защитные силы любых организмов и даже вызывает их гибель.

Музыка воздействует на сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический. Именно музыка, с её удивительными свойствами регулировать эмоциональное и душевное состояние, призвана помочь преодолеть ощущение дискомфорта: неуверенность, рассеянность, страх, боязнь чего-либо. Музыкальная терапия вместе с арт-терапией может стать эффективным методом лечения детских неврозов. Нам, педагогам-музыкантам, нужно формировать у детей с малых лет необходимость осознанного подхода не только к музыке, которую они слушают, но и к звуковой среде окружающего мира в целом.

Образовательная область: музыка

Актуальность: художественно-эстетическое развитие детей, приобщение к классической, народной и эстрадной музыке, раскрытие в детях разносторонних способностей с целью укрепления психического и физического здоровья.

Области интеграции: познание, художественное творчество, коммуникация

Вид проекта : открытый (в контакте с семьей, учреждениями культуры, музыкальной школой, групповой, творческий, долгосрочный.

Цель проекта :

Создании педагогических условий, способствующих формированию и развитию певческих способностей для укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста в системе дополнительного образования при использовании возможностей музыкального искусства.

Цель достигается в процессе решения поставленных задач.

Задачи проекта :

Образовательные:

1. Стимулировать формирование основ творческого воображения, мышления, фантазии

2.. Учить воспринимать, осознавать, различать, сравнивать эмоционально-образное содержание песенного репертуара

3. Обучать умению использовать приобретенные навыки на практике.

Развивающие:

1. Развивать музыкально-творческие способности и активные стороны личности

2. Развивать способности к самосозиданию и самовыражению

3. Формировать коммуникативные навыки

Оздоровительные :

1. Укреплять психическое и физическое здоровье детей

2. Уделять внимание профилактике простудных заболеваний

3. Способствовать формированию положительного эмоционального отношения к ценности здоровья : собственного и окружающих людей.

Речевые:

1. Воспитывать умение изменять интонационную и тембровую окраску голоса, выражая основные чувства

2. Укреплять речевой аппарат с помощью артикуляционной гимнастики

3. Формировать четкую и правильную дикцию

4. Пополнять словарный запас, образность речи

5. Развивать певческие умения, отмечать правильность звукообразования

Воспитательные:

1. Воспитывать готовность к творческому проявлению, исполнительскую, зрительскую культуру и художественный вкус

2. Формировать дисциплинированность, выдержку, трудолюбие

Участники проекта : воспитанники, педагоги, родители;

Организационные условия реализации проекта :

Возраст детей : 5-7 лет

Состав группы: от 15 до 20 человек

Продолжительность занятия: 25-30 минут

Количество занятий: групповое – 1 раз в неделю, после дневного сна; индивидуальное – по необходимости

Продолжительность реализации проекта : 2 года

Планируемые результаты:

• Формирование певческих и двигательных умений и навыков в музыкально-творческой деятельности, расширение кругозора.

• Развитие эмоциональной сферы и активных сторон личности.

• Улучшение общего состояния здоровья детей.

• Повышение их самооценки и уверенности в себе.

• Достижение оптимальной психологической адаптированности к образовательному процессу.

Содержание проекта :

Слушание музыкальных произведений :

1. Музыкотерапия

2. «Эффект Моцарта»

3. Сказкотерапия

Пение музыкальных произведений :

1. Вокалотерапия (разучивание и исполнение песенного репертуара)

2. Дыхательная гимнастика (по методу А. Н. Стрельниковой)

3. Артикуляционная гимнастика

4. Дикционные упражнения (скороговорки, дразнилки, пословицы)

Музыкально-ритмические упражнения :

1. Ритмотерапия (ритмические игры, упражнения, игры-импровизации)

2. Логоритмика

3. Терапия творчеством (мелодизация образов, звучащие жесты, мимика, игра на шумовых и музыкальных инструментах)

Игровое творчество:

1. Пальчиковая гимнастика

2. Музыкальные игры.

Релаксация:

1. Музыкальный аутотренинг (по методу М. А. Давыдовой)

2. Улыбкотерапия.

Приемы и методы организации образовательного процесса:

1. Практические (упражнения, динамические паузы, голосовые и подвижные игры)

2. Словесные (рассказы, беседы, объяснения, пояснения)

3. Наглядные (схемы-таблицы, иллюстративный материал)

4. Методы стимулирования и мотивации (похвала, поощрение, предвосхищающая положительная оценка)

Итоговые мероприятия:

1. Показ музыкально-творческих номеров, проведение творческих программ для родителей и детей

2. Участие в фестивалях детского творчества, родительских конференций

3. Отчет музыкального руководителя.

1 этап.

Организация подготовительной работы для реализации данного проекта :

1. Обсуждение целей и задач проекта.

2. Распределение материала на блоки, составление плана работы.

3. Изучение компетентности родителей по теме проекта

2 этап:

1. Планирование работы воспитателей с детьми.

2. Создание условий для реализации проекта : пополнение и подбор материала для реализации проекта, проведение сбора необходимых материалов и литературных источников по соответствующим тематикам

3. Пропаганда знаний о влиянии классической музыки на развитие ребёнка для родителей воспитанников.

4. Создание базы данных о концертных залах города Новосибирска.

5. Оказание информационной и методической помощи педагогам, родителям.

6. Составление консультации для родителей «Слушаем музыку дома».

7. Организация тематических выставок, мини-презентаций.

3 этап:

Подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов.

Презентация проекта «Музыка здоровья».

Методическая основа проекта.

«Музыкально-рациональная терапия» педагога-музыканта В. И. Петрушина

• Дыхательная гимнастика А. П. Стрельниковой

• Теория Б. М. Теплова о роли музыкальной деятельности в развитии музыкальных способностей

• Теория Н. А. Ветлугиной о художественно-образной основе музыкальной деятельности дошкольников

Учебно-тематический план

Первый год обучения (5-6 лет)

Методика Количество времени, часы

Всего Теория Практика

1 2 3 4

Слушание

Музыкотерапия (слушание музыкальных фрагментов и музыкальных произведений композиторов-классиков; слушание и просмотр музыкальных видеосюжетов : «Музыка в природе», «Музыка и животные», «Музыка в сказках») 2 - 2

«Эффект Моцарта» (прослушивание музыки произведений Моцарта с использованием игры на колокольчиках) 2 - 2

Сказкотерапия (сочинение и прослушивание сказок) 2 2 -

Пение

Вокалотерапия:

- вокально-хоровая работа (пение учебно-тренировочного материала);

- пение музыкальных произведений 2

1 1

- 1

1

Дыхательная гимнастика по методу А. Н. Стрельниковой 1 - 1

Артикуляционная гимнастика 1 - 1

Дикционные упражнения 1 - 1

Музыкально-ритмические упражнения

Ритмотерапия (музыкально-ритмические игры, упражнении, импровизации) 0,5 - 0,5

Логоритмика 0,5 - 0,5

Терапия творчеством (мелодизация образов, звучащие жесты, мимика, игра на музыкальных инструментах) 1 - 1

Игровое творчество

Пальчиковая гимнастика (рук, пальцев, спины) 1 - 1

Музыкальные игры 2 - 2

Релаксация

Музыкальный аутотренинг 2 0,5 1,5

Улыбкотерапия 0,5 - 0,5

Итого: 19 2,5 16,5

Учебно-тематический план

Второй год обучения (6-7 лет)

Методика Количество времени, часы

Всего Теория Практика

1 2 3 4

Слушание

Музыкотерапия (слушание музыкальных фрагментов и музыкальных произведений композиторов-классиков; слушание и просмотр музыкальных видеосюжетов : «Музыка в природе», «Музыка и животные», «Музыка в сказках») 2 - 2

«Эффект Моцарта» (прослушивание музыки произведений Моцарта с использованием игры на колокольчиках) 2 - 2

Сказкотерапия (сочинение и прослушивание сказок) 1 1 -

Пение

Вокалотерапия:

- вокально-хоровая работа (пение учебно-тренировочного материала);

- пение музыкальных произведений 2

2 1

- 1

2

Дыхательная гимнастика по методу А. Н. Стрельниковой 2 - 2

Артикуляционная гимнастика 1 - 1

Дикционные упражнения 0,5 - 0,5

Музыкально-ритмические упражнения

Ритмотерапия (музыкально-ритмические игры, упражнении, импровизации) 0,5 - 0,5

Логоритмика 0,5 - 0,5

Терапия творчеством (мелодизация образов, звучащие жесты, мимика, игра на музыкальных инструментах) 1 - 1

Игровое творчество

Пальчиковая гимнастика (рук, пальцев, спины) 1 - 1

Музыкальные игры 1 - 1

Релаксация

Музыкальный аутотренинг 2 0,5 1,5

Улыбкотерапия 0,5 - 0,5

Итого: 19 2,5 16,5

Примерный репертуарный план

первый год обучения (5-6 лет)

Слушание

Бах И. С. «Шутка»

Бетховен Л. Финал концерта №5 (фрагмент)

Брамс И. «Колыбельная»

Гречанинов А. «Материнские ласки»

Григ Э. «Утро» («Пер Гюнт»)

Моцарт В. А. «Музыкальная шкатулка», увертюра из оперы «Свадьба Фигаро», симфония №40 (фрагмент, менуэт ре-мажор.

Прокофьев С. «Раскаяние», «Утро», «Вечер» (из сборника «Детская музыка»)

Свиридов Г. «Весна. Осень»

Чайковский П. И. !Утренняя молитва», «В церкви»

Шопен Ф. Прелюдия ля-мажор, соч. 28, №7

Пение

Попевки:

«Скок-поскок», русская народная песня

«Сидит ворон», русская народная песня

«Антошка – соломенная ножка», песенка-дразнилка

«Нюша – копуша», песенка-дразнилка

«Коля – Николай», песенка-дразнилка

«Барашеньки – крутоноженьки», русская народная песня

Скороговорки:

«Шла Саша по шоссе»

«Носит Сеня»

«Мамами любимы мы»

«Четыре черненьких чумазеньких чертенка»

«Жук над лужею жижа»

Песенный репертуар

«Веснушки», «Ням- ням», «Тик-так» (муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной)

«Хомячок», «Манная каша» (муз. Г. Абелян, сл. В. Викторова)

«Антошка» (муз. В. Шаинского, сл. Ю. Этнина)

«Будильник» (муз. О. Полякова, сл. В. Орлова)

«Неприятность эту мы переживем» (муз. Б. Савельева, сл. А. Хайта)

«Мир похож на цветной луг» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского)

«Пестрый колпачок» (муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой)

«Семь дорожек» (муз. В. Шаинского, сл. М. Танича)

«Кузнечик» (муз. В. Шаинского, сл. Н. Носова)

«Про лягушек и комара» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной)

«Белые кораблики» (муз. В. Шаинского, сл. Л. Яхнина)

«Леталка» (муз. И сл. А. Усачева)

Примерный репертуарный план

второй год обучения 6-7 лет)

Бах И. С. Органная токката ре-минор

Бетховен Л. «Лунная соната», ода «К радости»

Вивальди А. «Маленькая симфония»

Григ Э. «В пещере горного короля», «Шествие гномов» («Пер Гюнт»)

Глюк К. «Мелодия»

Моцарт В. А. Менуэт ре-мажор, сонаты

Лист Ф. «Кампанелла»

Чайковский П. И. «Осенняя песнь», «Сентиментальный вальс», фрагменты из балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»

Шопен Ф. Мазурки и прелюдии

Шуберт Ф. «Аве Мария», «Серенада»

Пение

Попевки:

«Скок-поскок», русская народная песня

«Сидит ворон», русская народная песня

«Антошка – соломенная ножка», песенка-дразнилка

«Нюша – копуша», песенка-дразнилка

«Коля – Николай», песенка-дразнилка

«А я по лугу», русская народная песня

«Барашеньки – крутоноженьки», русская народная песня

«Савка и Гришка», белорусская народная песня

«Сел комарик на дубочек», белорусская народная песня

Скороговорки

«Шла Саша по шоссе»

«Бык – тупогуб»

«Носит Сеня»

«Мамами любимы мы»

«Четыре черненьких чумазеньких чертенка»

«Жук над лужею жижа»

«В перелеске перепел перепелку перепел»

«Ехал грека через реку»

Песенные репертуар:

«Веснушки», «Ням- ням», «Тик-так» (муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной)

«Хомячок», «Манная каша» (муз. Г. Абелян, сл. В. Викторова)

«Антошка» (муз. В. Шаинского, сл. Ю. Этнина)

«Зеленые ботинки» (муз. С. Гаврилова)

«Будильник (муз. О. Поляковой)

«Розовый слон» (муз. С. Пожлакава, сл. Г. Горбовского)

«Мурлыка» (муз. А. Морозова)

«Неприятность эту мы переживем» (муз. Б. Савельева, сл. А. Хайта)

«Кашалот» (муз. Р. Пауса)

«Оранжевая песенка» (муз. К. Певзнера, сл. А. Арканова)

«Эй, бабушки и дедушки» (муз. И сл. А. Усачева)

«Лунные коты» (муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой)

«Зимнее утро» (муз. О. Поляковой, сл. В. Орловой)

«Веснушки» (муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной)

«Моя Россия» (муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой)

«Первоклашка» (муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина)

«Лягушка-попрыгушка» (муз. Г. Струве, сл. Н. Соколова)

Список литературы:

1. Анисимова М. В. Музыка здоровья : Программа музыкального здоровьесберегающего развития дошкольников. – М: ТЦ Сфера, 2014- 128с.

2. Арсеневская О. Н. Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. - Волгоград: Учитель, 2011.- 204с.

3. Арсеневская О. Н. Музыкально-творческая деятельность оздоровительной направленности. – Волгоград: Учитель, 2015. - 279 с.

4. Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. – М. : Книголюб, 2004. – 56 с.

5. Беляковкая Н. Н., Засорина Л. Н., Макарова Н. Ш. Учим ребенка говорить: здоровьесозидающие технологии. – М: ТЦ Сфера, 2009. -128 с.

6. Воронина Л. П., Червякова Н. А. Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа. – СПб. : Детство-пресс, 2013. – 80 с.

7. Воронова А. Е. Логоритмика для детей 5-7 лет. – М: ТЦ Сфера, 2010. – 144 с.

8. Гогоберидце А. Г., Деркунская В. А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. – СПб. : Детство-пресс, 2010. – 656 с.

9. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – СПб. : Лань, 2000. – 192 с.

10. Каплунова И. М. Слушаем музыку. – СПб. : Невская нота, 2015. – 124 с.

11. Лифиц И. В. Ритмика. – М. :Академия, 1999. – 224 с.

12. Микляева Н. В., Полозова О. А., Родионова Ю. Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. – М. : Айрис-пресс, 2006. – 112 с.

13. Музыка и движение/ сост. : Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина. – М. : Просвещение, 1984. – 288 с.

14. Радынова О. П. Праздничные утренники и музыкальные досуги в детском саду. – М. :Дрофа, 2013. – 152 с.

15. Тарасова К. В. Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста. – М. : Гармония, 2002. – 36 с.

16. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Игры с пальчиками. – М. : Астрель, 2004. – 124 с.

17. Чистякова М. И. Психогимнастика. – М. : Просвещение, 1995. – 160 с.

18. Чупаха И. В., Пужаева Е. З., Соколова И. Ю. Здоровьесберегающие тхнологии в образовательно-воспитательном процессе. – М. : Илекса, 2003. – 400 с.

19. Штанько И. В. Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС. – М. : УЦ Перспектива, 2015. – 280 с.

20. Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. – М. : Метафора, 2008. – 128 с. Приложение № 1.

Публикации по теме:

Годовой проект «Музыка и спорт» Годовой проект «Музыка и спорт»1. Актуальность проекта. Пояснительная записка. В связи с введением ФГОС ДО, принцип интеграции образовательных.

Конспект мастер-класса для педагогов на городском семинаре «Музыка и здоровье»Конспект мастер-класса для педагогов на городском семинаре «Музыка и здоровье» Конспект мастер-класса для педагогов на Городском семинаре «Музыка и здоровье» Музыкальный руководитель Вихарева Н. Н, МАДОУ «Золотая рыбка».

Музыкально-речевой проект «О чём рассказывает музыка»Музыкально-речевой проект «О чём рассказывает музыка» .

Проект «Физкультура, спорт и здоровье» Визитная карточка проектаУчастники проекта: Дети средней группы № 2, воспитатели группы, инструктор по физической культуре, родители..

Проект по здоровьесбережению «Здоровье малыша» Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья – не только и не столько задача медицинских работников,.

Проект для детей 3–4 лет «Мы здоровыми растём, мы здоровье бережём!»Проект для детей 3–4 лет «Мы здоровыми растём, мы здоровье бережём!» Пояснительная записка Потребность детей дошкольного возраста в двигательной активности очень высока, но не всегда она реализуется в полной.

Проект «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Музыка и здоровье» для детей 5–7 лет
Опубликовано: 11 августа 2024 в 21:58
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Музыка и здоровье» для детей 5–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Юлиана Александровна (УИ 2450820) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД