Ирина Бальчинова
Картотека логоритмических игр и упражнений для младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЛОГОРИТМИКИ
РАЗДЕЛ I
ОБ ОПЫТЕ
Условия возникновения и становления опыта
Одной из причин считаем то, что многие родители стали меньше общаться со своими детьми. Да и сами дети больше смотрят и слушают компьютер и телевизор, меньше говорят, двигаются и редко делают что-то своими руками. Современные игрушки и вещи устроены максимально удобно (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книги и пособия с наклейками вместо картинок для вырезывания и т. д.). Все это не может способствовать развитию моторики и речи в целом. Перед нами возникла необходимость в отборе таких форм и методов обучения, которые целенаправленно стимулировали бы двигательную и речевую активность. На наш взгляд, таким эффективным методом является логоритмика, объединившая в себе разнообразные приемы работы с детьми.
Публикация «Картотека логоритмических игр и упражнений для младших дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Логопедические игры
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Средняя группа
- Темочки
Актуальность опыта
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании речи. Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Причиной может являться несформированность речевого аппарата и слухового внимания. Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста - задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать, как педагоги, так и родители. Взрослые должны помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить все звуки.
Психологи и лингвисты считают, что в раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Если к концу первого года жизни словарь ребенка включает 8-10 слов, то в три года – до 1 тыс. слов. Ребенок не только пополняет свой словарный запас, но и учиться четкому произношению звуков, пробует разный темп, интонации, выстраивает речевые конструкции, формулирует предложения. Задача педагогов на этом этапе – помочь малышу овладеть всем многообразием родного языка. Одной из форм стимуляции речевой и мыслительной активности детей 2-3 лет является логоритмика.
Применяя логоритмику в своей работе, мы тем самым способствуем быстрому развитию речи и музыкальности малышей, формируем положительный эмоциональный настрой, учим общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Тема опыта: «Развитие речи детей раннего возраста средствами логоритмики».
Предмет опыта: логопедическая ритмика.
Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущей педагогической идеей опыта является реализация комплексного подхода по развитию речевого аппарата и слухового внимания, посредством введения – элементов логоритмики, которая позволит повысить эффективность работы по развитию речи детей раннего возраста.
Длительность работы над опытом
Работа проводилась поэтапно и охватывала период с 2017 по 2018 год.
I этап – констатирующий – май 2017 - октябрь 2017 года.
На начальном этапе осуществлялось изучение методической литературы, выявление проблемы, проведение диагностики, сбор и систематизация теоретических и практических материалов по данному разделу, подбор материала и пособий для проведения логоритмических занятий.
II этап – формирующий – ноябрь 2017 - май 2018. На основном этапе велась работа по развитию речевого аппарата и слухового внимания, формированию лексико - грамматических категорий и развитию психомоторной сферы, были разработаны тематический план и конспекты занятий.
III этап – контрольный – май 2018 года. На данном этапе была проведена диагностика, которая доказала успешность проделанной работы для решения обозначенной педагогической проблемы.
Теоретическая база опыта
В педагогическом аспекте ритмика (от греческого rhytmikos – относящийся к ритму, равномерный) – это система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой. Логоритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова.
Значение ритмического и логоритмического воздействия на людей подчеркивали многие исследователи. Так, В. М. Бехтерев выделял следующие задачи ритмического развития: выявить ритмические рефлексы, приспособить организм ребенка отвечать на определенные раздражители (слуховые и зрительные, установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных детей и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. По мнению Е. В. Чаяновой, Е. В. Коноровой логопедическая ритмика развивает внимание, память. А В. А. Гринер и немецкие исследователи К. Колер и К. Швабе указывали, что логопедическая ритмика может быть использована как музыкотерапия. О значении логоритмики для развития речи детей писали В. А. Гринер, Н. С. Самойленко, Н. А. Власова, Д. С. Озерецковский, Ю. А. Флоренская. Они подчеркивали, что логопедическая ритмика воздействует на физическое, интеллектуальное и эстетическое развитие малышей. Первое понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения.
В. А. Гиляровский писал, что логопедическая ритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, на настроение, она способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры головного мозга. Для логопедической ритмики важны исследования, дающие знания о связи и зависимости общей и речевой моторики. А. Р. Лурия указывал на связь речи и выразительных движений, двигательных и речевых анализаторов, на связь формы произношения с характером движений. В специальной литературе вопросы диагностики и коррекции отклонений в развитии речи у детей раннего возраста освящены многими авторами: К. Л. Печорой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, О. Е. Громовой, Е. А. Стребелевой, и др. Все они выделяют следующие направления профилактической и развивающей работы с детьми раннего возраста: развитие зрительного и слухового восприятия, эмоциональных реакций, нормализация мышечного тонуса и работы органов артикуляционного аппарата, кистей и пальцев рук, развитие общих движений и действий с предметами, нормализация дыхания, развитие понимания речи и предпосылок активной речи, развитие взаимодействия взрослого и ребенка.
Теоретический анализ литературы позволил определить основные направления моей работы по развитию речи детей раннего возраста.
1. Работа с детьми: нормализация мышечного тонуса; упражнения для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики (комплекс игр); развитие зрительно-моторной координации; внимания (зрительного, слухового, двигательного, восприятия (зрительного, слухового); формирование правильного физиологического и речевого дыхания; формирование ведущих видов деятельности (предметной, игровой); развитие лексического запаса (называние слов, обозначающих предметы, признаки, действия и т. д.); фразовой речи, звукопроизношения, активизация словаря; развитие знаний и представлений об окружающем.
2. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды: создание пособий для дыхательной гимнастики, различных предметов (посудка детская, макеты овощей, фруктов и т. д., подбор персонажей и игрушек в соответствии с тематическим планированием, книги, картинки, подбор музыкальных дисков с музыкой "Топ-хлоп, малыши!" А. Буренина, Т. Сауко, "Веселая логоритмика". Серия: музыка с мамой. Е. Железновой, "Песенки-Инсценировки". Серия: музыка с мамой. Е. Железновой.
3. Работа с родителями: анкетирование родителей; проведение открытых занятий; консультации для родителей; оснащение информационного уголка для родителей (буклеты, памятки, подбор и распространение логопедической и психолого-педагогической литературы).
Новизна опыта
Новизна опыта состоит в разработке материалов и преобразовании существующих методов и приёмов работы, способствующих внедрению элементов логоритмики в развивающую деятельность с детьми раннего возраста, нацеленную на формирование речевых навыков посредством воздействия на психомоторную сферу дошкольников.
Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта.
Одним из условий работы, является то, что педагог владеет практическими и наглядными методами и приемами. Логоритмические занятия проводятся с группой детей продолжительностью от 7- 8 минут в зависимости от этапа работы. Представленные материалы, предлагаемые в игровой форме, могут использоваться на музыкальных занятиях, в утренней гимнастике, подвижных играх и во время прогулок учителями-логопедами, музыкальными руководителями, воспитателями групп раннего возраста, работающими в дошкольных образовательных учреждениях по общеобразовательным программам дошкольного образования.
РАЗДЕЛ II ТЕХНОЛОГИЯ ОПИСАНИЯ ОПЫТА
Цель и задачи педагогической деятельности.
Основная цель работы – развитие речи детей раннего возраста средствами логоритмики.
Для достижения поставленной цели определили следующие задачи:
1. Учить правильному речевому высказыванию, двигательным навыкам и умениям, способности произвольно передвигаться в пространстве, переключаемости и координации движений.
2. Формировать навыки общения в детском коллективе.
3. Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику, мышечный тонус, дыхание, внимание (зрительное, слуховое, двигательное, восприятие (зрительное, слуховое, память (двигательная, зрительная, слуховая).
4. Воспитывать положительные личностные качества.
Содержание образования и средства достижения цели
Свою работу начали с составления перспективно-тематического плана, в котором были определены темы и содержание логоритмических занятий. На основе этого плана разработаны соответствующие конспекты занятий. В соответствии с циклограммой совместной деятельности воспитателя с детьми, логоритмические занятия проводились 1 раз в неделю 7-8 минут во вторую половину дня. Занятия проводились в течение шести месяцев (с ноября по апрель).
Существует определенный набор элементов логоритмики, который включает в себя:
• пальчиковая гимнастика
• игра или упражнение на общее движение (ходьба, бег, прыжки, ползание);
• дыхательные упражнения;
• рассматривание картинок, книжек или игрушек с рассказыванием стихов или пением песенок (это делает взрослый, а ребенок помогает);
• игровые упражнения для развития органов артикуляции и по звукопроизношению;
• танцевальная разминка или игра на «музыкальных» инструментах (бубен, дудочка, ложки, барабан);
• упражнения на регуляцию мышечного тонуса или заключительное упражнение на релаксацию.
В зависимости от сюжета, набор элементов изменялся, мы использовали следующие схемы:
Схема № 1
• рассматривание картинок, книжек или игрушек с рассказыванием стихов или пением песенок (это делает взрослый, а ребенок помогает);
• пальчиковая гимнастика
• игра или упражнение на общее движение (ходьба, бег, прыжки, ползание);
• дыхательные упражнения;
• игровые упражнения для развития органов артикуляции;
• игра на «музыкальных» инструментах (бубен, дудочка, ложки, барабан);
• упражнения на регуляцию мышечного тонуса или заключительное упражнение на релаксацию.
Схема № 2
• рассматривание картинок, книжек или игрушек с рассказыванием стихов или пением песенок (это делает взрослый, а ребенок помогает);
• дыхательные упражнения;
• игра или упражнение на общее движение (ходьба, бег, прыжки, ползание);
• пальчиковая гимнастика
• игровые упражнения для развития органов артикуляции и по звукопроизношению;
• танцевальная разминка;
• упражнения на регуляцию мышечного тонуса или заключительное упражнение на релаксацию.
Исходя из предложенных схем, любые занятия логоритмикой начинались с игровой мотивации: показа какого-либо персонажа (картинки) и рассказывания небольшого стихотворения про него или пения песенки. Дети рассматривали игрушку (картинку, гладили ее, называли. Читая стихотворение про персонаж побуждала детей к повторению отдельных слов или фраз. Дети сначала слушали, затем повторяли вместе с воспитателем. Малоговорящие малыши внимательно смотрели на педагога и на сверстников, старались повторять отдельные слова. Данный прием способствовал формированию интереса к взаимодействию с взрослым.
Так, например, создавая игровую ситуацию с котом Василием, рассматривали игрушку кота, дети отвечали на вопрос кто это, какой, что делает. Таким образом, словарь детей обогащался существительными, прилагательными и глаголами (кот, котик, мягкий, красивый, добрый, лакает). Воспитанники с удовольствием рассматривали игрушки: кошки, собаки, ежа и др. Картинки из сказок "Доктор Айболит", "Заюшкина избушка", "Теремок" и др.
Пальчиковые игры оказывают огромное влияние на развитие мелкой моторики. Они являются одним из постоянных элементов логоритмических занятий. С их помощью мы развивали мелкую моторику, тренировали дифференцированные и точные движения пальцев рук. Эти упражнения чаще всего не представляют особой сложности для выполнения детьми. Но у малоговорящих детей возникали трудности в выполнении отдельных элементов, требующих определенных точностей, например, соединение пальцев в колечки, рожки улитки, элемент имитации перемалывания муки и т. д. Поэтому, в ходе индивидуальной работы оказывали помощь, подбадривали словом. Данные упражнения вызывали у детей положительные эмоции, порой даже смех (если это были шуточные стихи). Дети с большим желанием играли в такие пальчиковые игры как "В нашей группе дружат", "Как у нашего кота", «Веселая мышка», " Улитка", "Пышка", "Снежок" и др., например, для активизации речи в процессе проигрывания пальчиковой гимнастики «Веселая мышка» мы использовали пальчиковый театр, музыкальное сопровождение. Эти приемы побуждали детей повторять слова и движения вместе с педагогом. Для того, чтобы малыши быстрее запомнили текст и научились соединять слова с движениями пальчиковую игру проводили в медленном темпе, постепенно убыстряя и доводя до нормы. К концу года у детей сформировалось координированное движение пальцев рук с речью.
Очень важно научить детей правильно использовать речевое дыхание в процессе высказывания. Отмечались задержки дыхания и дополнительные вдохи. Поэтому особое внимание мы уделяли работе над речевым дыханием. С его помощью мы формировали звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дети на занятиях вдыхали аромат спелых яблок, дули на осенние листочки, снежинки, бабочки, прятали лягушку под листик кувшинки и т. д. Очень важно было научить малышей вырабатывать правильную воздушную струю. Для этого, мы показывали как делать губки трубочкой, щечки не надувать (можно помогать ладошками удерживать их) и прямо дуть на предмет находящийся перед ними. Для многих детей это было сложно, так как нужно было сосредоточиться на правильном укладе губ и стараться не пропускать воздух через щечки. Учили малышей дифференцировать силу выдоха, например, легкий ветерок - сильный ветер. Рассмотрим это на примере игры "Птички летят к кормушке". На игровом поле птички находятся на разном расстоянии от кормушки и поэтому на одних нужно было подуть с силой, на других слегка, чтобы они долетели до кормушки. Также контролировали темп выдоха, где-то он должен быть легкий - длительный, сильный - длительный, легкий - отрывистый, сильный - отрывистый. Произнесение отдельных слов происходит в разные фазы дыхания - как на вдохе, так и на выдохе.
Песни прекрасно развивают дыхание и голос, формируют чувство ритма и темпа, улучшают дикцию и координируют слух и голос. С целью обогащения словарного запаса детей, мы подбирали песенный материал. Для того, чтобы дети легче усвоили ритм и содержание песни, использовали прием инсценирования. Пример: Обыгрывая ситуацию «Кукла Маша спешит домой». Спрашивали у детей: «На чем можно быстро доехать?» (автобус, мотоцикл, велосипед, машина). Обращали внимание на то, какой транспорт есть в группе (машины). Предлагали девочкам посадить кукол в машины, и мальчики дружно везли их под сопровождение песни «Едем, едем мы домой, на машине грузовой!». В ходе такой инсценировки, дети быстрее и лучше запоминали текст песни и усваивали ритм, машины ехали то быстро, то медленно.
Использовали музыкальные произведения из серии "Топ-хлоп", "Музыка с мамой" Е. Железновой, сборник детских песен.
В силу своих возрастных особенностей у малышей маловыразительная мимика и малоразвитый артикуляционный аппарат, обусловленные вялостью и малоподвижностью мышц лица. Поэтому мы использовали упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики. На занятиях дети показывали какое вкусное варенье (АУ "Вкусное варенье", как они радуются (АУ "Улыбочка", как скачет лошадка (АУ "Лошадка", какие красивые и белые зубки (АУ "Заборчик") и др. Артикуляционные упражнения подбирали с учетом возрастных особенностей детей. Так как упражнения не просто показывались, а сопровождались художественным словом, у детей они вызывали интерес и положительные эмоции. Дозировка для раннего возраста составляет 2-3 упражнения по 3 повтора каждое. Но так как временной интервал занятия составляет 7-8 минут, мы ограничивались 1-2 артикуляционными упражнениями по 3 повтора. В силу особенностей развития артикуляционного аппарата детей с 2-3 лет у большей части группы плохо получались такие упражнения как "Качели", "Лошадка", требующие наибольшей подвижности языка. Только у Полины, Алены, Ксюши артикуляционные упражнения не вызывали затруднений. Некоторая часть детей отказывались участвовать в выполнении данных упражнений. Мы предполагали, что это было связано с застенчивостью или огорчением, что не получится. Но так как артикуляционная гимнастика является неотъемлемой частью режима дня, все упражнения прорабатывались с такими детьми индивидуально. Через некоторое время, многие дети уже хорошо справлялись с гимнастикой для язычка.
В занятия логоритмики, мы обязательно включали танцевальные разминки. Разучивание танцевальных движений также проходило поэтапно. Большая их часть построена на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение друг к другу, что давало детям положительные и радостные эмоции. Тактильный контакт в танце, способствовал развитию доброжелательных отношений между детьми. Игры с выбором участника или приглашением позволяли задействовать малоактивных детей Машу, Диму, Кирилла. В танцевальных разминках и играх мы не оценивали качество выполнения движений, что позволяло ребенку раскрепоститься. Для того, чтобы дети быстрее и легче запомнили музыку и движения, мы включали их в утренние гимнастики, режимные моменты. Это помогло нам добиться успеха в формировании новых умений детей легко двигаться. При этом у некоторых воспитанников были трудности в движении ног. Они легко теряли координацию при поднятии одной ноги или подбивание одной ногой другую, прыжки. Малыши с увлеченным интересом и огромным желанием двигались под такие музыкальные произведения как "Мороз", "Зайчик", "Пугало", "Тук-ток", "Лягушата" из серии "Музыка с мамой" и др. Е. Железновой; "Мишки", "Птички" и др. из серии: "Топ-хлоп, малыши" Т. Сауко и А. Буренино; "Виноватая тучка", "Жили у бабуси", "Антошка", "Мы милашки, куклы неваляшки" из сборника «Лучшие детские песенки».
Немаловажной задачей стало для нас формирование у детей умения снижать излишнее напряжение, развивать мышечное чувство, воспитать способность управлять этими процессами. Благодаря специально подобранным упражнениям мы постепенно развивали умение регулировать мышечный тонус, а значит, осознанно управлять движениями своего тела. Были использованы такие упражнения как "Лодочка", "Марионетки", "Дерево", "Кулачки", "Цветочек" и др. Общий принцип этих упражнений – сильное напряжение мышц с последующим их расслаблением. Детям нравились такие заключительные упражнения, они вызывали у детей положительные эмоции.
В конце каждого занятия, проводили релаксационные упражнения. Такие упражнения помогали сосредоточить внимания детей на физических ощущениях в состоянии расслабления. Предлагали детям послушать музыку природы с закрытыми глазами сидя на стульчиках или лежа на ковре. Релаксационное упражнение сопровождали художественным словом, например, :
Упражнение "Дождик"
Дети лежат на ковре, на животе с начала с открытыми глазами. «Дождик – кап-кап по крыше. Вот уже его не слышно. Глазки закрываются, с солнышком встречаются. Вижу солнце вдалеке и кораблик на реке. Дождик вдруг полил рекой, зонтик я открыл большой. Дождик убегает, глазки открываю».
Мы считаем, самое важное – это координированная работа всех этих составляющих. Только тогда речь будет красивой, звучной и выразительной. Поэтому на занятиях логоритмики мы отрабатывали не только технику дыхания, голоса, темпа, но и их взаимосвязь, их слаженность. Опыт введения логоритмики показывает, что такое построение работы позволяло добиться устойчивого внимания детей на протяжении всего занятия, повысило результативность усвоения речевого материала. На занятиях связь речи с музыкой и движением кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребенка позволяло развивать детские эмоции, пробуждало его мысль и фантазию. Еще один плюс занятий по логоритмике, это то, что они групповые. Это помогло ребенку не бояться сверстников, активно взаимодействовать с ними.
Немаловажную роль для достижения наибольшей результативности играет обогащение развивающей предметно-пространственной среды. Так как занятия логоритмики сюжетные и каждые 2 недели тема меняется, то и оборудование для этого нужно разнообразное. Нами были созданы и успешно использованы:
картотека пальчиковой гимнастики;
картотека дыхательной гимнастики;
картотека артикуляционных упражнений;
картотека стихов по темам недели;
картотека упражнений на регуляцию мышечного тонуса;
картотека упражнений на релаксацию.
Созданы игровые поля для дыхательной гимнастики, отдельные фигурки для поддувания (цветочки, снежинки, бабочки, листики и др.) привлекали внимание своей яркостью. Созданы карточки для показа артикуляционных упражнений. Были подобраны кукольные персонажи, игрушки, картинки, посуда, шишки, карандаши, домик, овощи, фрукты и др. по каждой тематике недели. Создана фонотека, записи музыкальных дисков: «Веселая логоритмика», «Игровая гимнастика», «Игры-инсценировки» Е. Железновой, детские песни из мультиков, «Топ-хлоп, малыши» Т. Сауко и А. Буренино.
Очень важно работать в сотрудничестве с родителями, так как им принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка.
В каждой семье свои представления на то, как нужно развивать речь ребенка. Для этого мы проводили анкетирование на тему «Развитие речи ребенка в домашних условиях». При помощи качественного и количественного анализа ответов, выяснилось, что основная масса родителей отдает предпочтение нынешним развивающим мультикам, программам для детей, музыкальным книгам. Меньшая часть занимаются чтением художественной литературы, рассматриванием картинок с последующим пояснением, проигрывают речевые игры, прогулки с комментариями происходящего.
Участие родителей в семинаре-практикуме, позволило не только понять смысл данной работы, но и увидеть разнообразие форм, методов и приемов, используемых в работе с малышами по развитию активной речи, убедиться в том, что речь ребенка развивается в совокупности формирования: познавательных процессов, двигательной сферы, мелкой моторики, дыхания и др. Родители с удовольствием участвовали в совместных логоритмических упражнениях.
Через оформление информационных стендов, памяток, буклетов знакомили родителей с отдельными элементами логоритмических занятий с упражнениями, которые можно было проводить дома. Для этого мы советовали приобрести музыкальные диски с веселой логоритмикой Е. Железновой.
Привлекали родителей к участию в пополнении предметно- пространственной среды группы: изготовление пособий для дыхательной гимнастики; приобретение книг с яркими иллюстрациями, игрушек и др.