Ольга Мацнева
Картотека логических игр для развития речи
▼ Скачать + Заказать документы
Данная подборка логических игр позволит совершенствовать психические процессы детей: мышление, речь, внимание, память, воображение, способность к творчеству. Логические игры помогут разнообразить деятельность детей на занятиях по развитию речи, пополнить словарный запас. Для детей с нарушением звукопроизношения рекомендуется использовать эти игры на заключительном этапе автоматизации звуков.
Игра «Догадайся, что это?»
Цель: узнавание предметов по заданным признакам.
Публикация «Картотека логических игр для развития речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Назови предмет, про который можно сказать:
• желтый, продолговатый, кислый;
• продолговатый, зеленый, твердый, съедобный.
Какой предмет обладает следующими признаками:
• пушистый, ходит, мяукает;
• гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.
Кто или что может быть:
• высоким или низким;
• холодным или горячим;
• твердым или жидким;
• узким или широким.
Какому времени года соответствует следующее описание:
• «День становится длиннее. Все больше становится солнечных дней. Тает снег. С юга прилетают птицы и начинают строить гнезда.»
Игра «Третий лишний»
Цель: проанализировать три логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком; объяснить ход рассуждений.
• ночник, торшер, свеча;
• слива, яблоко, персик;
• брюки, шорты, юбка;
• корова, лошадь, лев;
• елка, береза, сосна;
• картофель, морковь, огурец;
• петух, гусь, воробей;
• коза, свинья, корова.
Игра «Найди ошибку»
Цель: полно и связно объяснить, в чем ошибка, неправдоподобность ситуации, изложенной в стихотворении.
Рыбка с мостика нырнула,
Вскрикнула и утонула.
Черепаха хвост поджала
И за зайцем побежала,
Возле речки, ну дела,
Серого обогнала!
Сидела кошка в птичьей клетке,
А птичка съесть ее хотела,
Но кошка прыгнула на ветку
И, прочирикав, улетела.
Быстрый бег у тигра-крошки,
У ежа — огромный рост,
У слона кривые рожки
И большой пушистый хвост.
Из воды, увидев волка,
Белка бросилась к кустам,
Бегемот залез на елку
И грызет орешки там.
Сел воробышек на дом,
Провалилась крыша.
Под березою с котом
Пляшут польку мыши.
Игра «Исправь ошибку»
Цель: найти ошибку и исправить цвет, форму, величину, вес и пр. (Правильные сравнения такие: яблоко круглое, а лимон овальный, или яблоко сладкое, а лимон кислый).
Вата легкая, а гиря черная.
Зебра полосатая, а леопард злой.
Холодильник белый, а ковер мягкий.
Ваза хрустальная, а стаканчик легкий.
У гуся длинная шея, а цыпленок маленький.
У зайца длинные уши, а медведь коричневый.
Морковь оранжевая, а огурец растет на земле.
Игра «Назови отличия»
Цель: назвать отличия двух слов друг от друга.
(Например, самолет и птица. Птица живая, а самолет — неживой; у птицы есть голова, у самолета — нет; птица машет крыльями, а самолет — нет; птица покрыта перьями, а самолет — нет.)
Самолет и птица.
Кукла и девочка.
Ваза и банка.
Коляска и санки.
Книга и альбом.
Нож и ножницы.
Столб и дерево.
Платье и сарафан.
Кастрюля и сковородка.
Шкаф и тумбочка.
Велосипед и автобус.
Трамвай и метро.
Зонт и крыша.
Солнце и луна.
Река и озеро.
Игра «Назови отличия»
Цель: подробно рассказать об ассоциациях, вызываемых каждым словом.
(В случае затруднений взрослый использует наводящие вопросы, чтобы научить ребенка наиболее полно формулировать понятия. Например, определение ребенка: «Лужа — это такая ямка в земле». Вопросы взрослого: «А на асфальте может быть лужа? А эта ямка пустая? Как туда может попасть вода? Лужа очень глубокая? В ней можно купаться?» и т. п. После ряда аналогичных вопросов ребенку предлагается дать обобщенное определение)
Праздник
Приз
Открытка
Песочница
Почтовый ящик
Дворец
Шалаш
Клетка
Скворечник
Гроза
Стужа
Телевизор
Бассейн
Душ
Балкон
Дружба
Игра «Хорошо – плохо»
Цель: найти и подробно описать положительные и отрицательные стороны данных явлений, событий.
(Например, дождь. Дождь поливает, питает все растения. Это хорошо. Но под дождем можно промокнуть и потом простудиться. Это плохо.)
Дождь.
Снегопад.
Листопад.
Охота.
Гимнастика.
Путешествие.
Долгий сон.
Рубка леса.
Солнечные ванны
Купание в реке.
Поездка на дачу.
Прогулка по лесу.
Ремонт в квартире.
Пребывание на пляже.
Празднование дня рождения.
Просмотр телевизора.
Игра «Что не так?»
Цель: найти и подробно объяснить, в чем ошибочность предложенного высказывания.
Ручеек шире реки.
Муравейник выше дома.
Тигр слабее кошки.
Черепаха ползет быстрее змеи.
Самолет движется медленнее машины.
Луна ярче солнца.
Трехэтажный дом ниже одноэтажного.
У зайца ушей больше, чем у медведя.
Туча ниже деревьев.
Стол квадратнее окна.
Стул деревяннее тумбочки.
У Кати кукол больше, чем игрушек.
Петя собрал поганок больше, чем грибов.
В холодильнике молочных продуктов меньше, чем кефира.
Папа моложе сына, но старше дедушки.
Игра «Чем похожи?»
Цель: найти и подробно описать сходные черты двух различных предметов (объектов).
.(Например, половник и отвертка. Половник и отвертка — металлические предметы. С помощью и половника, и отвертки мы достаем что-то (суп из кастрюли, шуруп из стены). У половника и у отвертки есть ручка.
Половник и отвертка.
Шкаф и холодильник.
Вата и облако.
Мука и песок.
Кран и жираф.
Снеговик и пирамидка.
Грабли и расческа.
Волосы и трава.
Дверь и окно.
Часы и градусник.
Мыло и лед.
Кофеварка и самовар.
Зонтик и гриб.
Муравейник и детский сад.
Батарея и гармонь.
Игра «Что же это значит?»
Цель: на основании двух суждений сделать самостоятельное умозаключение
Все дети растут. Катя пока маленькая.
Значит… она растет (вырастет и т. п.).
Все конфеты сладкие. Пете нельзя есть сладкое.
Значит.
Все рыбы живут в воде. Сома положили в лодку.
Значит…
Все лекарства продают в аптеке. Бабушке нужен аспирин.
Значит…
Всем цветам нужна вода. Катя долго не поливала цветы.
Значит.
Всю одежду надо содержать в чистоте. Сережа испачкал рубашку.
Значит.
Игра «Придумай рассказ»
Цель: объединить три далекие по смыслу понятия в небольшом рассказе.
(Например, каша — листья — рыба. Семья отправилась в поход. Папа поставил палатку на засыпанную листьями землю. Вечером все вместе варили кашу и жарили пойманную в реке рыбу. Чем меньшее предложений войдет в рассказ, тем лучше.)
Каша — листья — рыба.
Весы — дом — берег.
Часы — плита — море.
Попугай — ветер — пила.
Кран — торшер — облако.
Дерево — гвоздь — озеро.
Лес — парта — бегемот.
Шишка — помидор — дождь.
Портфель — скакалка — елка.
Лодка — карандаш — муравейник.