Нина Александровна Волкова
Картотека литературных произведений «Урожай» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Сказки
Русская народная сказка «Вершки и корешки».
Задачи. Познакомить детей с русской народной сказкой «Вершки и корешки». Побуждать детей рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Расширять знания детей об овощах. Формировать умение детей вести диалог с воспитателем, быть доброжелательным и корректным собеседником. Поддерживать интерес к народным поговоркам. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.
Публикация «Картотека литературных произведений „Урожай“ в старшей группе» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Урожай
- Темочки
Рассказывание.
— Дети, сядем рядком, да послушаем ладком.
Мишка косолапый по лесу идёт,
Шишки собирает, песенки поёт.
Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб,
Мишка рассердился и ногою – топ.
— Это присказка, не сказка, сказка будет впереди. Да не простая сказка, а разумная. Русская народная сказка «Вершки и корешки», про мужика да медведя.
Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришёл к нему медведь:
— Мужик, я тебя сломаю.
— Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.
— Быть так, — сказал медведь. — А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.
Сказал и ушёл в дуброву.
Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубровы вылезает:
— Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.
— Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки. Отдал мужик медведю всю ботву. А репу на воз положил и повёз в город продавать.
Навстречу ему медведь:
— Мужик, куда ты едешь?
— Еду, медведюшка, в город корешки продавать.
— Дай-ка попробовать — каков корешок? Мужик дал ему репу. Медведь, как съел:
— А-а! — заревел. — Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сладеньки. Теперь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю.
На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается: — Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю. Мужик говорит:
— Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки.
Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь на воз положил и увёз домой. Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог. Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.
— Вот и сказке конец, а кто слушал молодец. А теперь, разумные мои дети, на вопросы мои, пожалуйста, ответьте.
Вопросы к детям.
— Дети, жалко вам медведя или нет? Почему?
Педагог выслушивает ответ каждого ребёнка.
— Дети, у овощей в пищу используют разные части растений. Если едят верхнюю часть растения, которая растёт над землёй, то говорят «вершки», а если подземную часть растения, то говорят «корешки».
— Дети, назовите, пожалуйста, овощи, у которых мы едим вершки.
— Назовите, пожалуйста, овощи, у которых мы едим корешки.
— Дети, почему мужик не захотел делиться плодами своего труда с медведем? (предположения детей).
— Медведь большой, сильный, да ленивый. Сам работать не хочет, да и мужику мешает, хочет его из леса выгнать. Вот поэтому мужик его и обманул. Не зря народная пословица говорит: «И сила уму уступает». Всегда победит тот, кто умнее.
Малоподвижная игра «Вершки и корешки».
Задачи. Поддерживать интерес детей к овощам. Развивать слуховое внимание детей.
Игра.
Закличка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Я зову вас поиграть,
Становитесь в круг смелей,
И игру начнём скорей.
— Дети, у овощей в пищу используют разные части растений. Если едят верхнюю часть растения, которая растёт над землёй, то говорят «вершки», а если подземную часть растения, то говорят «корешки». Играем в игру «Вершки и корешки»? Дети, правила игры запоминайте, никогда не нарушайте.
Правила игры:
тайну сохраняем, молча играем;
если кушаем вершки, руки вверх ты подними;
если вкусен корешок, то присядешь ты, дружок
Игра проводится в быстром темпе. После каждого слова педагог ждёт, когда дети опустят руки или встанут прямо.
Лексический материал.
Лук…
Капуста…
Морковь…
Помидор…
Чеснок…
Огурец…
Тыква …
Свёкла…
Картофель…
Кабачок…
Редис…
Перец …
— Потрясающе! Молодцы, дети! Весело играли, вершки и корешки определяли.
Рассказы
Василий Александрович Сухомлинский «Яблоко и рассвет».
Задачи. Приобщать детей к восприятию произведений о природе. Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать рассказ. Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героя произведения. Развивать умение детей вести диалог с воспитателем, быть доброжелательным и корректным собеседником. Воспитывать любовь детей к природе.
Чтение
— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно рассказ Василия Александровича Сухомлинского «Яблоко и рассвет».
Маленький Миша часто приходил в сад к дедушке своему Корнею. Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, мёдом. А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони.
– Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко.
– Нет, – ответил дедушка, – яблоко достанется тому, кто придёт в сад на рассвете и часок поработает: нальёт пчёлам воды, срежет сухие веточки.
Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень.
Наконец все-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было ещё темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчёлам воды, срезал сухие веточки.
Взошла утренняя звезда. Подошёл Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете.
– Ну что ж, теперь яблоко твоё. Лезь и срывай, – сказал дедушка.
– Нет, дедушка… Лучше завтра.
– Почему?
– Хочу ещё раз увидеть рассвет.
— Этой истории конец, а кто слушал молодец. А теперь, разумные мои дети, на вопросы мои, пожалуйста, ответьте.
Вопросы к детям.
1. Дети, где происходит действие рассказа?
— Маленький Миша часто приходил в сад к дедушке своему Корнею.
2. Чем угощал дед внука?
— Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, мёдом.
3. Что привлекло внимание Миши в саду?
— А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони.
4. Дети, как вы думаете, что означает выражение: «Не мог отвести глаз»?
— Дети, выражение: «Не мог отвести глаз» – это значит любоваться чем-то очень красивым, привлекательным.
5. Кому дедушка Корней разрешит сорвать самое красивое яблоко?
— Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко.
– Нет, – ответил дедушка, – яблоко достанется тому, кто придёт в сад на рассвете и часок поработает: нальёт пчёлам воды, срежет сухие веточки.
6. Дети, что такое рассвет?
— Рассвет – это время суток, когда солнышко просыпается. Солнышко не видно, но оно окрашивает край небо розовым цветом.
7. Как Миша преодолел лень?
— Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень. Наконец все-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было ещё темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчёлам воды, срезал сухие веточки.
8. Дети, как вы думаете, что означает выражение: «дух захватило»?
— Дети, выражение: «Дух захватило» – это значит, временно перестал дышать, от удивления или радости.
9. Почему у Миши захватило дух?
— Взошла утренняя звезда. Подошёл Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете.
10. Разрешил дедушка Мише сорвать яблоко? И что ответил дедушке Миша?
– Ну что ж, теперь яблоко твоё. Лезь и срывай, – сказал дедушка.
– Нет, дедушка… Лучше завтра.
11. Дети, как вы считаете, почему Миша отказался сорвать яблоко?
– Хочу ещё раз увидеть рассвет.
— Дети, лень свою преодолевайте, рано утром вы вставайте. За рассветом наблюдайте, чудеса природы замечайте.
Стихотворения
Юлиан Тувим «Овощи» (перевод Сергея Владимировича Михалкова)
Задачи. Познакомить детей со стихотворением Юлиана Тувима «Овощи». Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать стихотворение. Показать детям многообразие овощей. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия овощей. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.
Чтение.
— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение Юлиана Тувима «Овощи».
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох!.
Вот овощи спор завели на столе
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свёкла?
Ох.
Хозяйка тем временем ножик взяла.
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох.
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свёкла.
Ох.
И суп овощной оказался неплох!
— Дети, стихотворению конец, а кто слушал молодец. А теперь, разумные мои дети, на вопросы, пожалуйста, ответьте.
Вопросы к детям.
1. Дети, что хозяйка с базара домой принесла?
— Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свёклу.
2. Для чего хозяйку нужны были овощи?
— И суп овощной оказался неплох!
— Дети, овощи – полезная еда, витаминами полна. Овощной суп кушать не забывайте, здоровье укрепляйте.
Татьяна Бокова «Праздник урожая».
Задачи. Познакомить детей со стихотворением Татьяны Боковой «Праздник урожая». Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать стихотворение. Показать детям многообразие даров природы. Обогащать природоведческий словарь детей. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.
Чтение.
— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение Татьяны Боковой «Праздник урожая».
Осень скверы украшает
Разноцветною листвой.
Осень кормит урожаем
Птиц, зверей и нас с тобой.
И в садах, и в огороде,
И в лесу, и у воды
Приготовила природа
Всевозможные плоды.
На полях идёт уборка –
Собирают люди хлеб.
Тащит мышка зёрна в норку,
Чтобы был зимой обед.
Сушат белочки коренья,
Запасают пчёлы мёд.
Варит бабушка варенье,
В погреб яблоки кладёт.
Уродился урожай –
Собирай дары природы!
В холод, в стужу, в непогоду
Пригодится урожай!
— Дети, стихотворению конец, а кто слушал молодец. А теперь, разумные мои дети, на вопросы, пожалуйста, ответьте.
Вопросы к детям.
1. Дети, как вы считаете, почему автор назвала стихотворение «Праздник урожая»?
2. Дети, какие дары природы нам осень подарила?
— Плоды овощей и фруктов, зёрна и коренья, мёд – всё это дары природы.
3. Как вы думаете, зачем люди запасают дары лета и осени?
4. Дети, как нам сохранить дары лета и осени?
5. Что готовят из ягод и фруктов?
— Варим варенья, компоты, соки. Сушим ягоды и фрукты – сухофрукты.
6. Дети, как заготавливают на зиму овощи?
— Овощи солят, маринуют, делают салаты, хранят в овощехранилищах. Осень всем богатые дары подарила. Люди и животные дары осени собирают да на зиму запасают.