Дарья Ситнер
Картотека «Игры с музыкальными инструментами»
▼ Скачать + Заказать документы
Игры с музыкальными инструментами
«Вот все ребята собрались» (младший, средний возраст)
- игра на закрепление приемов игры на музыкальных инструментах.
Темочки:
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Музыка. Игры, самодельные инструменты
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Музыкальные инструменты
- Темочки
Перед началом игры целесообразно провести дидактическую игру «Угадай, на чем играю», узнанные по тембру музыкальные инструменты выкладываются на стол. Музыкальный руководитель поет на мелодию «В лесу родилась елочка» :
Вот все ребята собрались, и музыка звучит,
А Саша (называется любой ребенок) барабан берет и палочкой стучит.
(Выходит названный ребенок, выбирает из 4-5 инструментов заданный и начинает играть под 2 часть - подвижную плясовую)
Таким образом вызываются еще дети, каждый из них берет названный инструмент и играет. В конце все играют одновременно.
«Бубен» Фрида (младший и средний возраст)
Задачи: формировать навыки игры на бубне (2 приема – удар и встряхивание, воспитывать коммуникативные качества, развивать ритмичность.
Педагог поет: Постучи, Алена, в бубен,
Мы в ладоши хлопать будем,
Постучи веселей,
Посильнее в бубен бей. (Алена ударяет в бубен)
На проигрыш – прием «встряхивание»
Педагог поет дальше: Ах, Алена, как играет.
Как ладошкой ударяет!
Поиграла, вот и все,
Бубен Ване отнесем (Алена передает бубен Ване)
«Танец с бубнами» (младший и средний возраст)
Задачи: формировать умение двигаться и звенеть бубном, реагировать на смену частей музыки
Дети легко бегают на носочках врассыпную, с окончанием музыки останавливаются и играют на бубнах. Если бубнов всем не хватает, то сыгравшие ребята отдают бубны другим детям.
«Игра с бубнами» (средний и старший возраст)
Задачи: учить слышать смену частей музыки (3 контрастные части, развиватьчувство ритма, навыки игры на бубнах, формировать чувство ансамбля, умение ориентироваться в пространстве.
Игра проходит в сопровождении фортепиано. На 1 часть музыки (спокойную) дети, стоящие в кругу, приседают и закрывают глаза, воспитатель кладет за спины 3-4 ребятам бубны. С началом второй громкой плясовой части дети, обнаружив у себя за спиной бубен, выходят в круг и ударяют в бубны, остальные дети пляшут. На 3ью часть (легкую, подвижную) «музыканты» встряхивают бубны, дети легко бегут по кругу.
Игра повторяется с началом 1 части
«Оркестр» украинская народная мелодия (средний возраст)
Задачи: способствовать развитию внимания, выдержки, реакции, ритмичности, учить ориентироваться в пространстве.
Дети стоят в кругу с музыкальными инструментами (бубны, маракасы, бубенчики). С началом 1ой громкой части начинают ритмично играть. На вторую контрастную легкую и тихую оставляют свой инструмент на полу, бегут по кругу вокруг инструментов. С окончанием музыки берут любой музыкальный инструмент. Игра повторяется сначала.
«Пока звучит музыка»(средний и старший возраст)
Задачи: способствовать развитию слухового внимания
Пока звучит музыка, дети произвольно играют, как только музыка перестает звучать – перестают играть и дети.
«Тихо-громко»(любой возраст)
Задачи: способствовать развитию динамического и тембрового слуха, ритмичности.
На тихую музыку дети играют тихо, на громкую – громко.
Вариант: разделить детей на две подгруппы с инструментами разного звучания : колокольчики и бубны (или ложки, или барабаны). На тихую музыку играют колокольчики, на громкую бубны (или ложки, или барабаны)
Усложнение: педагог играет неконтрастную двухчастную музыку. На первую часть играют одни инструменты, на вторую – другие.
«Беседа»(старший возраст)
Задачи: способствовать развитию слухового внимания, памяти, проявлению творческого начала
Педагог произвольно играет на одном инструменте, дети отвечают, играя на своих инструментах.
Вариант 1: педагог «беседует» с одним ребенком.
Вариант2: двое детей «беседуют» друг с другом.
«Телеграмма»(старший возраст)
Задачи: развивать слуховое внимание, чувство ритма
Педагог играет определенный ритмический рисунок, дети повторяют.
Усложнение: один ребенок играет, все повторяют, или ребенок играет ритм по карточке, все повторяют.
Вариант: ребенок играет ритмический рисунок на музыкальном инструменте для одного ребенка, тот отвечает. Потом второй ребенок играет для следующего и так далее.
«Эхо» (старший возраст)
Задачи: развивать чувство ритма, динамический слух
Педагог отхлопывает в ладоши ритмический рисунок достаточно громко, дети повторяют 3 раза, с каждым разом все тише и тише. То же на музыкальных инструментах.
Пояснение: объяснить детям, что такое эхо, придумать и проговорить несколько слов, фраз с затиханием. Например: «Ау! Ау! Ау! Ау!», «Куда! Куда! Куда! Куда!» «Ба-ба-бам! Ба-ба-бам! Ба-ба-бам! Ба-ба-бам!». И так далее.
«Внимание»(средний и старший возраст)
Задачи: развивать внимание, тембровый слух, чувство ритма
Дети танцуют все вместе с музыкальными инструментами. С окончанием музыки педагог играет на каком-либо инструменте. К нему только подбегают дети с такими же инструментами, остальные отбегают в сторону. Достаточно четырех видов инструментов : ложки, колокольчики, бубны, маракасы.
Усложнение: педагог может играть за небольшой настольной ширмой, чтобы дети не видели, какой инструмент звучит.
«Дирижер»(средний и старший возраст)
Задачи: воспитывать внимание, реакцию, чувство ответственности.
У детей в руках инструменты. Ребенок-дирижер размахивает руками, дети играют, как только «дирижер» опускает руки, дети перестают играть.
«Игра в кругу»(старший возраст)
Задачи: способствовать развитию слухового внимания, выдержки
Дети сидят на стульях (или на полу) по кругу. В руках у них музыкальные инструменты. Каждый ребенок играет на своем инструменте один раз, потом следующий т. д. Паузы между исполнением быть не должно.
Усложнение: играть с закрытыми глазами. Ребенок должен ударить в свой инструмент после того, как услышит звучание инструмента соседа. Инструменты должны чередоваться, например: у первого ребенка бубен, у следующего маракасы, дальше колокольчик, рубель, металлофон, дудочка.
«Побегаем, поиграем»(средний, старший возраст)
Задачи: закреплять навыки игры на шумовых музыкальных инструментах (бубны, коробочки, шаркунки, румбы, ложки, маракасы, бубенчики и т. д., учить реагировать на смену частей музыки, формировать умение играть по ритмосхемам (старший возраст)
Стулья стоят по кругу, на стульях инструменты. Дети легко, на носочках бегут по кругу за стульями, с окончанием музыки садятся на стул, около которого остановились. Звучит веселая музыка, дети играют произвольно или ритмический рисунок, который показывает педагог (в том числе и в графическом изображении).
Вариант: дети играют на инструментах, сидя на стульях, с окончанием музыки встают, оставляя свой инструмент на стуле, и переходят к другому стульчику. Игра повторяется. Таким образом, дети поиграют на всех музыкальных инструментах.
«Делай с музыкой»(старший возраст)
Задачи: способствовать проявлению творчества, фантазии, целесообразности действий, ритмичности.
На небольшом столе лежат музыкальные инструменты. Педагог играет на любом из них. Дети выполняют движения, которые характерны для выполнения под предлагаемый аккомпанемент. Например: педагог играет на барабане – дети маршируют, на металлофоне – танцуют, бубне – прыгают, на колокольчиках – бегают.
Усложнение: роль музыканта исполняет ребенок.
«Набираем в оркестр» (старший возраст)
Задачи: способствовать формированию слухового внимания, чувство ритма.
Дети сидят по кругу (на полу или стульях). У каждого музыкальный инструмент. Педагог сидит вместе с детьми и под музыкальное сопровождение начинает играть на своем инструменте, потом произносит: «Витя!» - и Витя играет вместе с педагогом. Педагог далее называет имя другого ребенка, потом следующего. Когда он назовет всех детей – получается оркестр. Не обязательно называть подряд имена детей, сидящих рядом. Дети должны внимательно вслушиваться в речь педагога.
«Игра с бубном»(средний, старший возраст)
Задачи: способствовать проявлению фантазии, творчества, ритмичности
Дети встают врассыпную. У одного ребенка (ведущего) бубен, на котором он играет. Под веселую музыку дети танцуют, кто как хочет, с окончанием музыки замирают в разных позах. Ведущий выбирает того, чья поза ему больше понравилась и отдает ему бубен.
Варианты:
А. Педагог играет на фортепиано. Ведущий с бубном проходит мимо детей и «играет на них» (по спинке,коленке, локтю, руке). Ведущий должен стараться играть ритмично. Затем отдает бубен тому ребенку, который оказался последним в его игре.
Б. Ведущий без бубна. У всех детей бубны. Они танцуют, с окончанием музыки замирают в любой позе. Ведущий проходит мимо них и играет на их бубнах. Он должен стараться играть ритмично, без пауз; возможно, ему придется быстро пробежать от одного ребенка до другого.
В. Проговаривать стихотворение и играть на бубнах.
Пере-звоны, пере-клики,
Пере-стуки, пере-бряк!
Бубен, бубен, пре-великий
Ты шутник и весельчак! (Э. Огнецвет)
Г. Проиграть на бубнах и прочитать стих цепочкой, то есть один ребенок произносит только одну строчку или слово.