Юлия Паначева
Картотека игр с мячом для развития речи детей в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека игр с мячом для развития речи детей в старшем дошкольном возрасте
Игры и упражнения для формирования словарного запаса
и связной речи у детей 5-7-ми лет
с общим недоразвитием речи
ЦЕЛИ:
1. Распространять знания о речевых играх, их значении для развития речи дошкольников среди педагогов и родителей.
Публикация «Картотека игр с мячом для развития речи детей в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с мячом для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Мяч, мячик
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
2. Познакомить родителей с речевыми играми, направленными на уточнение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя, связной речи у детей 5-7-ми лет с ОНР.
3. Познакомить родителей с нетрадиционной формой проведения речевых игр (с мячом, с элементами теории решения изобретательских задач).
4. Привлечь педагогов и родителей к развитию речи детей с использованием игр с мячом, направленных не только на речевое, но и психомоторное развитие детей.
5. Повысить уровень знаний педагогов об играх на уточнение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя.
6. Привлечь родителей и педагогов к выполнению с детьми несложных речевых заданий на уточнение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи.
Основные стороны устной речи :
звукопроизношение
словарный запас
грамматический строй
связная речь
Обследование речи детей с общим недоразвитием речи 5-7-ми лет выявило недостаточное количество обобщающих слов (овощи, мебель, одежда и т. д.). Дети называют небольшое количество слов в каждой группе предметов: некоторые дети называют два-три наименования овощей, а назвать насекомых, рыб вообще затрудняются; не умеют строить фразы, не владеют диалогической и монологической речью.
Словарь дошкольника обогащается лучше всего в процессе игры. В обогащении речи ребенка существительными глаголами, прилагательными, обобщающими словами, в уточнении уже имеющихся у него слов, привитии ребенку простейших навыков образования новых слов, в развитии связной речи большое значение могут иметь разнообразные игры с мячом, регулярно проводимые родителями и воспитателями.
Правило игры: взрослый бросает мяч ребенку и называет слово, ребенок кидает мяч взрослому, называя слово по данному заданию.
1. Игра "Мяч бросай и времена года называй"(животных, насекомых, транспорт, имена) Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы. Взрослый: - Овощи. Ребё нок: - Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь. Взрослый: - Фрукты. Ребё нок: - Яблоко, груша, лимон. Взрослый: - Ягоды. Ребё нок: -Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика. Взрослый: - Деревья. Ребё нок: -Береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь. и т. д.
Вариант 2. Взрослый называет видовые понятия, а ребенок — обобщающие слова. Взрослый: Огурец, помидор, репа: Ребенок: Овощи.
2. Игра "Угадай, кто я". Взрослый произносит слова, ребёнок должен догадаться о ком идёт речь
Верный (кто, злой (кто, бородатый (кто, неуклюжий, мохнатый, хитрая, колючий, озорная, маленькая, медлительная, упрямый и т. д.
3. Игра "Скажи ласково" Ребёнок образовывает слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом
Огурец-огурчик, помидор, перец, баклажан и т. д.
4. Игра "Из чего мы сварим борщ?" Ребёнок продолжает предложение взрослого.
Мы сварим борщ из. свёклы, капусты, помидоров, лука, капусты, картофеля, петрушки,моркови и т. д.
5. Игра "Из чего мы сварим компот?" Ребёнок продолжает предложение взрослого.
Мы сварим компот из. яблок, груш, слив, ябрикосов, персиков и т. д
6. Игра "Скажи со словом много" Ребёнок образовывает слова во множественном числе в родительном падеже.
Мяч-много мячей, кукла-много кукол, мишка-много мишек, пирамидка-много пирамидок, кукла-много кукол
7. Игра "Скажи наоборот" Ребёнок называет антонимы.
Широкий-узкий, длинный-короткий, высокий-низкий, грусть-улыбка, прибежал-убежал, прилетел-улетел, прискакал-ускакал
8. Игра "Подбери признак". Ребёнок подбирает признаки к слову "осень"
Осень (какая) -. тёплая, холодная, дождливая, солнечная, золотая, багряная, щедрая, красочная и т. д.
9. Игра "ПРо что так можно сказать". Дети подбирают слова-предметы к словам-признакам.
Вкусный (что). апельсин, ароматный (что, румяное (что, полезный (что, кислый (что, круглый (что) и т. д.
10. Игра "Животные и детёныши" Взрослый называет животного, а ребёнок-детёныша
У тигра- тигрёнок, у лошади -. , у собаки, у кошки, у свиньи, у кролика, у медведя, у зайца
11. Игра "Кто где живёт?" Бросая мяч ребенку, взрослый задает вопрос, а ребенок, возвращая взрослому мяч, отвечает. Кто живет в дупле? Белка. Кто живет в скворечнике? Скворцы. Кто живет в гнезде? Птицы: ласточки, кукушки сойки и т. д. Кто живет в будке? Собака. Кто живет в улье? Пчелы. Кто живет в норе? Лиса. Кто живет в логове? Волк. Кто живет в берлоге? Медведь.
12. Игра "Кто как передвигается?" Взрослый бросает мяч ребёнку, ребёнок отвечает
Летают: птицы, бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки. Плавают: рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы. Ползают: змеи, гусеницы, черви. Прыгают: кузнечики, лягушки, жабы, белки, зайцы.
13. Игра "Что бывает такого цвета?"
Взрослый, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч взрослому, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. Взрослый: красный - Ребё нок: мак, огонь, флаг (оранжевый - апельсин, морковь, заря; желтый - цыпленок, солнце, репа; зеленый - огурец, трава, лес; голубой - небо, лед, незабудки; синий - колокольчик, море, чернила; фиолетовый - слива, сирень, сумерки).
14. Игра "Какое слово лишнее?"
Взрослый, бросая мяч ребенку, называет три или четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например: Голубой, красный, спелый. Кабачок, огурец, лимон. Пасмурно, ненастно, ясно. Осень, лето, суббота, зима. Понедельник, вторник, лето, воскресенье. День, ночь, утро, весна. Ребёнок, бросая мяч обратно, называет лишнее слов
15. Игра "Что бывает таким?" Взрослый бросает мяч ребёнку и задаёт вопрос, ребёнок отвечает.
Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, яблоко, вишня) Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур.) Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто. дом, шкаф.) Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье.) Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь.) Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко.) Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли.) Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка.) Что бывает колючим? (Ёж, роза, ель, кактус, иголки, проволока) Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, иголка) Что бывает лёгким? (Пух, перо, вата, снежинка) Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, река)
16. Игра "А у меня" Ведущий бросает мяч и произносит: «У меня один стол». Ребенок, бросая мяч обратно, отвечает: «А у меня пять столов».(Шляпа, рукавица, шапка, шишка, слон, лебедь, цыплёнок, платье и т. д.)
17. Игра "Где мяч?" Дети выполняют задание с мячом, закрепляя в речий правильное употребление предлогов. «Поднимите мяч над головой, положите мяч у правой ноги, положите мяч на ковер перед собой» и т. п. Вариант 2. Дети отвечают на вопрос: «Где лежит мяч?» (на столе, на полу, в углу, около стола, под столом.)
18. Игра "Лови, бросай, дни недели называй".
Ведущий, бросая мяч ребёнку, может начать с любого дня недели: «Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Среда.» Ребёнок последовательно называет дни недели. Усложнение. Можно называть дни недели и в обратном порядке.