Татьяна Сологуб Костюкова
Картотека «Игры по развитию мелкой моторики» (вторая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
• стимулирование речевой активности детей, развитие речи;
• развитие движений пальцев рук, координации движений, а также обучение и тренировка в различии и сопоставлении цветов;
• развитие мелкой моторики трех основных пальцев рук: большого, указательного и среднего;
• подготовка кисти руки к письму;
• развитие сенсомоторной координации рук;
• влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка (косвенным образом);
• формирование навыков шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант)
Публикация «Картотека „Игры по развитию мелкой моторики“ (вторая младшая группа)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Темочки
• развитие пространственного ориентирования, способствование пониманию понятий: «вверху», «внизу», «справа», «слева»;
• развитие внимания, восприятия, мышления;
• развитие творческих способностей.
Оборудование: карандаш
1. Детям раздаются гранёные карандаши. Ребёнок помещает карандаш между ладонями и вращает, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.
2. Удержать карандаш каждым согнутым пальцем. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец - снизу.
Работа с резинкой
Оборудование: резинка, коробка
1. Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую канцелярскую резинку. Перебирать эту резинку (как струны гитары) указательным и средним пальцами другой руки. Снимать резинку попеременно пальцами правой и левой руки (указательным, средним и т. д.).
2. «Гусли». На картонную коробку с отверстиями в крышке натягиваются тонкие резинки. Ребёнок, перебирая пальцами, играет на «гуслях».
Волшебный мешочек.
Оборудование: мешочек, 2 набора одинаковых игрушек.
Цель: В этой игре ребёнок развивает зрительные внимание,
память, свою способность узнавать предметы на ощупь.
Один из двух одинаковых наборов мелких игрушек нужно поместить в мешочек. Игрушки из такого же набора по одной показываются ребёнку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же игрушку. Через 2-3 занятия ребёнок должен сам узнавать предметы на ощупь, не ожидая показа парной.
Игры с шариками.
Оборудование: разнообразные шарики
1 .Попасть шариком в цель (в игрушку).
2. Прокатить шарик по столу: подтолкнуть правой, поймать левой рукой.
3. Держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т. д. удержать шарик одним согнутым пальцем.
4. «Футбол». Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута. Это - ворота. Пальцы правой руки поочерёдно «забивают гол» - подталкивают шарик к левой ладони.
Игры с бусинками.
Оборудование: бусинки, ниточки
1. «Случайно» рассыпать бусинки. Попросить ребёнка помочь собрать их в коробочку с маленьким отверстием.
2. Нанизываем бусинки на ниточку, изготовляя украшение для игры.
3. Нанизываем бусины в определённом порядке, чередуя их по форме, цвету или величине.
4. Брать пинцетом бусинки и по одной раскладываете в пластиковые ячейки от таблеток.
Игры со шнурками.
1. Разместить на столе верёвочку, шнурок зигзагом и предложить ребё нку:
• перепрыгнуть каждым пальчиком через изгибы «ручейка»;
• «прошагать» по лесенке из шнурка;
2. «Плетение» из шнурка узора: кончик шнурка обмотать вокруг мизинца, затем обводить снизу под безымянным, сверху - на средний, снизу - на указательный, сверху - на большой, и обратно - в противоположной последовательности.
3. Различные шнуровки.
4. Распутать узелки, «случайно» завязавшиеся на шнурке (не сильно затянутые). Можно устроить соревнование «Кто быстрей развяжет узелок».
Игры со счётными палочками.
Оборудование: счетные палочки, карточки с изображением предметов.
1. Выкладывание геометрических фигур.
2. Составление узоров.
3. Выкладывание предметов.
Игры по развитию тактильной памяти.
Цель: Способствовать запоминанию ощущений от прикосновения к различным поверхностям, учить находить точные слова для определения своих ощущений.
Материал: карточки с разной на ощупь поверхностью
Мех. Наждачная бумага. Байка (фланель). Верёвка зигзагами. Целые палочки. Поломанные палочки. Бархат. Вельвет. Фольга. Целлофан
1. «Что на что похоже»
Предложить ребёнку закрыть глаза, потрогать каждую карточку и попытаться сказать, что напоминает её поверхность.
2. «Кто какой на ощупь»
Попросить ребёнка сказать, какого напоминает та или иная карточка. Здесь могут быть самые разнообразные ассоциации.
Игры с прищепками.
Оборудование: прищепки разных видов, основы для создания фигур.
Цель: 1. Развитие мелкой моторики.
2. формирование и развитие соответствующих заданию математических представлений (восприятия цвета, формы, величины, количественных и пространственных отношений);
3. развитие чувства ритма;
4. развитие конструктивного мышления;
5. формирование положительного настроя на работу.
Работа с мозаикой
Оборудование: мозаика различных видов, образцы
выкладываемых фигур.
Выложить несколько столбиков из пластинок одного цвета. Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами образец. Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.
Макароны, горох, фасоль,
разные семечки.
1. «Золушка» : насыпьте фасоль и горох (или разные виды макарон) в одну и ту же емкость и попросите ребенка отделить одно от другого.
Усложненный вариант: попросите ребенка брать
горошины большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.
2. Пересыпайте макароны, фасоль или горох из одной емкости в другую с помощью ложки. Ложка должна быть глубокая, чтобы не рассыпать материалы.
3. «Месим тесто». Погружать руки ребенка в миску с этими материалами и делать вид, что месите тесто, ищем маленькую игрушку.
4. ."Кто больше соберет фасоли?" — собрать фасоль в бутылочку с широким и узким горлышком. Закручивание пробок на бутылочках.
5. «Бусы для любимой бабушки.» Потребуется приблизительно 200 г макарон с крупным просветом и длинный шнурок. Задача: нанизать макаронины на шнурок.
6. «Покорми Куклу». Под пробкой-шапочкой нарисована
смешная рожица, а вместо рта - отверстие диаметром 1-1,5 см (края обработаны скотчем). Предложите ребенку: "Давай
покормим куклу макаронами!"
Такие куклы особенно любят ракушки, рожки.
Пуговицы
Оборудование: пуговицы с крупными дырками, шнурок
1. «Забавная змейка». Предложите нанизать пуговички на шнурок. Для разнообразия можно добавить ненужные ключи, колечки, костяшки от счетов. Важно, чтобы, нанизывая, ребенок почувствовал пальчиками различие фактур, - таким образом, будут стимулироваться тактильные рецепторы.
2. «Пуговки-застежки». На лоскут ткани нашиты пуговицы разного размера. Затем на лоскутках размером чуть больше, чем пуговицы, сделайте прорези для застежек. Застигнуть на пуговицы фигуры.