Наталья Бабинцева
Картотека игр для детей от 4-х до 5-и лет с нарушением осанки
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из наиболее часто встречающихся отклонений в физическом развитии детей в период дошкольного возраста являются дефекты осанки. Их предупреждение – задача педагогов, родителей. Предпосылки к развитию этих нарушений возникают уже на первом и втором годах жизни, когда большинство детей воспитываются в условиях семьи.
Рационально организованные и используемые физические игровые упражнения – эффективное средство не только предупреждения, но и лечение нарушений осанки.
«Большие ноги идут по дороге»
Публикация «Картотека игр для детей от 4-х до 5-и лет с нарушением осанки» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Осанка. Формируем правильную осанку
- Темочки
Цель: развитие мышления (умения создать образы легкого и быстрого, медленного и тяжелого движения, сообразительности, внимания (его концентрации, устойчивости)
Ход. Усадив детей так, чтобы они видели друг друга, ведущий предлагает всем показать свои ножки. Дети поднимают ноги. Ведущий говорит, что ножки у них маленькие, но бегают по дорожке быстро и приговаривает несколько раз: «Маленькие ножки бегут по дорожке» затем ведущий говорит, что у медведя ноги большие, а идет он медленно: «Большие ноги идут по дороге» создав образы легкого и быстрого, медленного и тяжелого движения, ведущий предлагает поиграть. Несколько раз повторяется присказка. Дети в соответствии со словами и ритмом мелодии то бегают, то ходят (большие ноги идут по дороге).
Правила. Ведущий вместе с детьми показывает то быстрые и легкие, то медленные и тяжелые движения.
«Ах ты, совушка-сова»
Цель. выполнять правильную осанку, правила игры, бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.
Ход. Выбирается водящий – совушка. На площадке обозначается гнездо (обруч или круг, диметром 1,5 м). дети берутся за руки, образуя вокруг совушки большой круг. Идут шагом и говорят:
Ах ты, совушка- сова,
Ты большая голова,
Ты на дереве сидишь.
Ночь летаешь,
Днём ты спишь.
Подается команда:
День наступает.
Все оживает!
Дети, изображая мышек. Бегают по площадке в различных направлениях.
Затем ведущий говорит:
Ночь наступает,
Все замирает!
Мышки замирают на месте, приняв заранее обусловленное положение правильной осанки. Совушка вылетает, зорко осматривает игроков и отправляет на скамейку тех, у кого неправильная осанка. В конце игры отмечаются дети, хорошо выполняющие положение правильной осанки.
Правило. Ведущему следить за выполнением правильной осанки.
«Перешагни через веревочку»
Цель: развитие координации движений, ловкости, формирование навыка в перешагивании препятствий.
Оборудование: веревочка, стулья
Ход игры. Протягивается и закрепляется веревочка на расстоянии 10-15 см от пола. Ребенок сидит на стулев 3-5 м от веревочки. По команде ведущего ребенок идет и перешагивает через веревочку, затем поворачивается и снова перешагивает через веревочку, пока не перешагнет по всей длине. Если ребенку трудно, то можно сделать 3-4 перешагивания. Игру лучше выполнить под ритмическую музыку или хлопки ведущего при каждом перешагивании через веревочку. Начинать можно с одной стороны веревочки, а на другой стороне, на стуле, к кот орому прикреплена веревочка, можно положить приз.
Правило: ведущему необходимо контролировать правильность осанки и смыкания губ (рот должен быть закрыт).
«Бездомный заяц»
Цель. Закрепить умение слышать и правильно выполнять сигнал ведущего (инструктора, воспитателя)
Оборудование. Обручи диаметром 40-50 см.
Ход. Обручи, которых должно быть на один меньше, чем игроков, кладут на пол в центре зала или по кругу с внешней стороны, по сигналу игроки – зайцы начинают бегать (прыгать, идти в полуприседе и т. д.) по сигналу свистка каждый старается занять дом – обруч, но поскольку обручей меньше, один заяц остается без дома. Он выбывает из круга и убирает еще один обруч. Выигрывает тот, кто остается последним.
Игра еще повторяется.
Правила. Нельзя никого выталкивать из обруча; остается в обруче тот, кто занял его первым.
«Мячик покатился»
Цель: развитие координации движений (в том числе кистей и пальцев рук, умение ориентироваться в пространстве. Обучение различным приемам игры в мяч
Оборудование: мячики.
Ход. Ведущий раздает мячи, затем катит свой мяч и говорит при этом: «Мячик покатился». Идет за ним и берет в руки. Дети повторяют движения взрослого: катят свои мячи и поднимают их. Затем ведущий катит мяч в противоположную сторону. Дети повторяют и это движение. После того, как дети научились этим движениям, можно катить мяч прямо со словами: «Мячик покатился раз» потом взять мяч и повторить все снова: «Мячик покатился два». Тот, кто вышел вперед и сделал все движения правильно, получает приз.
Правила. Ведущему нужно контролировать правильность осанки, походку детей, смыкание губ и носовое дыхание.
«Шлепанки» (русская народная игра)
Цель. Развивать умение отбивать мяч о пол.
Ход. Играющие встают в круг и считалкой выбирают водящего.
Петушок, петушок.
Покажи свой кожушок,
Кожушок горит огнем,
Сколько перышек на нем?
Раз, два, три, четыре, пять –
Невозможно сосчитать!
Входящий входит в центр круга. Называет по имени одного из детей и бросает мяч о землю так, чтобы он отскочил в сторону названного. Кого назвали, ловит мяч и отбивает 3 раз. После отбиваний возвращает водящему, и игра продолжается.
Правила. Тот, кто уронил мяч, встает на место водящего.
«Пень, елка, сноп»
Цель. Развивать внимание, правильно выполнять указания ведущего.
Ход. Дети идут по кругу и принимают позы, соответствующие указаниям ведущего.
«Пень» - встать на одно колено, руки на поясе, спина прямая.
«Елка» - встать на одну ногу, другую ногу прижать пяткой к колену опорной ноги (колено прижатой ноги отвести в сторону, руки вниз- в стороны.
«Сноп» - 1- в полном приседе, обхватить руками колени, голову опустить вниз, 2 – присесть, колени в стороны, пятки вместе, руки поднять вверх, сцепив ладони вместе.
Правила. Спину держать прямо, удерживать равновесие.
«Попрыгунчик-лягушонок»
Цель: обучению равновесию, улучшение координации движений, укрепление опорно-двигательного аппарата.
Ход. Ведущий (инструктор, воспитатель) рассказывает о лягушках и показывает, как они прыгают, квакают. После чего ребенку предлагают попрыгать, как лягушка. Ребенок садится на корточки, опираясь на руки (на четвереньки). Ведущий обхватывает его за пояс и помогает выпрямить назад согнутые ноги (сначала одну, затем другую, затем обе одновременно). На мгновение ребенок опирается только на руки (с помощью ведущего).
Правило. Упражнение необходимо повторить 3 раза, чтобы ребенок отрывал ступни от пола (земли) и поднимал прямые ноги как можно выше.
«Выгони мяч»
Цель. Развивать ловкость, координацию движений.
Ход. Дети стоят в кругу и бьют мяч ногами друг другу. Нужно постараться выбить мяч из круга, и постараться не выпустить из круга. Правила. Тот, кто пропустит мяч, выбывает из игры. Выигрывает пара, которая передавая, не упустила мяч.
«Тяни в круг»
Цель. Развивать силу, координацию движений.
Ход. Игра может проводиться как в паре, так и при большом количестве участников. В игре: дети становятся боком друг к другу, берутся за правые руки. Между ними обруч или отмеченный круг. По сигналу участники тянут друг друга в круг. Выигрывает тот, кто сумел затащить соперника в круг (обруч).
Большое количество участников: дети встают вокруг отмеченного круга, взявшись за руки. По сигналу ведущего тянут друг друга на середину круга.
Правила. Тот, кто заступает за линию круга, проигрывает.
«Ручейки и озера»
Цель. Воспитывать организованность.
Ход. Игроки делятся на команды (по 5-7 игроков в каждой, строятся в колонны – это ручейки. На сигнал: «Ручейки!» - бегут друг за другом в разных направлениях. На сигнал: «Озеро!» - быстро останавливаются, берутся за руки и строят круги – озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построили круг.
Правило: бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонки. Ведущего можно менять.
«Пустое место»
Цель. Укрепление мышечного аппарата стопы, развитие координации движений в крупных и мелких мышечных группах.
Ход. Играющие становятся в круг. Один вне круга – водящий. Он обходит круг, дотрагивается до плеча одного из играющих и тем вызывает его бежать наперегонки. По сигналу: «Беги!» один бежит влево, другой вправо, каждый старается быстрее обежать круг и раньше другого занять пустое место. Останавливающийся без места водит, и игра начинается снова.
Правило: водящий бежит ближе к кругу.
«В гостях у мишки»
Цель: развитие ловкости, быстроту реакции и движений, чувство равновесия, координации зрительного и слухового анализаторов, устойчивого внимания.
Оборудование: гимнастическая стенка, доска длиной 1,5 м 2 м или горка во дворе, мягкая игрушка –медведь, стул.
Ход. Посадив игрушку-медведя на высокий кубик и сделав горку из длинной доски, положенной на гимнастическую стенку, ведущий говорит:
Маша и Егорка (имя ребенка)
Часто ходят к мишке с горки.
Ребенок находит на горку (можно на игровой площадке во дворе использовать горку, только надо быть внимательным и помогать ребенку взобраться на высоту около метра, затем сбегает с нее и подбегает к мишке, гладит его и садится отдохнуть.
Правило. Ведущему необходимо внимательно следить за осанкой ребенка.
«Мышки в кладовой»
Цель. Тренировать быстроту реакции, скорость, ловкость движений. Закрепить умение ориентироваться в пространстве.
Оборудование: стулья, веревка.
Ход. Дети изображают мышей. Они сидят на четвереньках возле линии на одной стороне площадки (мыши в норках). На противоположной стороне площадки, на высоте 40-50 см натянута веревка, за которой находится кладовая. Сбоку от детей стоит ведущий, играющий роль кошки. Кошка засыпает, мышки бегут в кладовую, пролезают под веревку. Затем присаживаются на корточки. Кошка внезапно просыпается и бежит за мышками. и грызут сухари «Хруп-хруп». Кошка внезапно просыпается и бежит за мышками. Мышки выбегают из кладовой и бегут в норки. Кошка ловит мышей. Поймав одного, кошка сажает его отдельно и повторяет игру с остальными. Игра заканчивается, когда все мышки будут пойманы. По окончании игры ведущий предлагает всем потянуться, поднять голову, посмотреть вверх: «Сейчас вы уже не мышки, а славные ребятки и вам необходимо подрасти».
Правила. Ведущему необходимо при этом контролировать осанку, смыкание губ.
«А что у нас на ножках»
Цель. укреплять мышечно-связочные аппараты ног и туловища, воспитывать умение правильно выполнять команды.
Оборудование: разноцветные листочки, различная обувь, коврик.
Ход. Ребенок лежит на спине, вытянув прямые сомкнутые ноги. Ведущий каждый раз завязывает на стопе разные ленточки и надевает обувь так, чтобы ребенок не видел ее. По команде «А что у нас на ножках? Ребенок приподнимает носки и голову одновременно, смотрит на ноги на счет (1,2,3,4, затем медленно опускает голову на коврик, потом ноги.
Правило: ведущий контролирует положение позвоночника ребенка, который должен всей спиной прижиматься к коврику.
«Мишка косолапый!
Цель. :Обогащать двигательный опыт детей; развивать координацию движений, воображение; способствовать воспитанию правильной осанки.
Ход. Мишка косолапый шел по лесу, а в корзину собирал шишки. Мишка споткнулся о пенек, все шишки рассыпались из корзины. Посмотрите, ребята, что тут произошло? Ребята, давайте поможем мишке и соберем шишки обратно в корзину. (дети соглашаются).
-но сначала давайте немного поиграем с Мишкиными шишками. Давайте снимем обувь, носочки, и каждый встанет возле той шишки, которая понравилась. Возьмите шишку в руки, понюхайте ее. Правда, приятно пахнет? А сможете покатать шишку между ладошками, вот так, как я. Получается? А теперь прокатите шишку по всему телу: и по рукам, и по животу, и по ногам. Вот молодцы! (дети кладут шишки на пол).
-теперь сложное задание. Сначала стопой правой ноги нужно катать шишку по полу, потом стопой левой ноги выполнить эти же упражнения. Немножко колется шишка? Это очень полезно! (кладут шишки в корзину).