МААМ-картинки

Использование ритмической гимнастики при коррекции нарушений осанки дошкольников с нарушением зрения

Светлана Кострикина
Использование ритмической гимнастики при коррекции нарушений осанки дошкольников с нарушением зрения
▼ Скачать +Заказ

Статья в сборнике научных материалов на VI Всероссийской научно-практической конференции: "Современный ребё нок и образовательное пространство:проблемы и пути реализации". Использование ритмической гимнастики при коррекции нарушений осанки дошкольников с нарушением зрения.

КострикинаС. В. ,

МБ ДОУ «Детский сад № 31» комбинированного вида, г. Новокузнецк

Публикация «Использование ритмической гимнастики при коррекции нарушений осанки дошкольников с нарушением зрения» размещена в разделах

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Особенно это относится к детям, имеющим нарушения в развитии. Исследованием проблемы формирования правильной осанки занимались такие учёные, как И. К. Шилква, А. С. Большёв, Ю. Р. Силкин, Ю. А. Лебедев, Е. Н. Фокина и другие, они утверждали, что осанка ребенка является динамическим стереотипом и в дошкольном возрасте носит неустойчивый характер, легко изменяясь под действием позитивных и негативных факторов. К таким факторам как раз и относится нарушенное зрение. Дети с нарушением зрения отстают в физическом развитии от своих сверстников. Отклонения в физическом развитии у них встречается чаще, чем у здоровых сверстников, так как основными особенностями физического развития детей с нарушениями зрения являются :

• меньшая подвижность,

• нечеткость координации движений,

• снижение темпа выполнения движений,

• уменьшение ловкости,

нарушение ритмичности,

• появление неточности движений,

• трудности при ориентировке в пространстве,

• трудности при выполнении движений на равновесие.

Неправильное положение тела во время еды, отдыха, игры, рисования за столом, а также при злоупотреблении сидения за партами в дошкольном учреждении вызывают нарушения осанки. Предупредить возникновение неправильной осанки легче, чем проводить работу по её исправлению. Поэтому использование ритмической гимнастики повышает двигательную активность детей, улучшают осанку, укрепляют опорно – двигательный аппарат, благотворно влияют на сердечно – сосудистую и дыхательную систему и позволяет своевременно и эффективно скорректировать возникшие нарушения осанки в условиях дошкольного учреждения.

Ритмическая гимнастика - это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмичную музыку преимущественно поточным способом и оформленные танцевальным характером. Такие занятия воздействуют на сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, эндокринную системы организма. Ритмическая гимнастика для дошкольников решает как общие, так и частные задачи. Общие задачи - оздоровительные, учебные, воспитательные. К частным можно отнести следующие:1) привлечение детей к систематическим занятиям; 2) укрепление здоровья; 3) воспитание правильной осанки; 4) профилактика заболеваний; 5) повышение работоспособности; 6) развитие основных физических качеств; 7) совершенствование чувства ритма. Решение этих задач направлено на воспитание гармонично развитой личности.

Ритмическая гимнастика имеет большой арсенал разнообразных движений и упражнений. Каждое упражнение имеет своё название и выполняется под соответствующую ему музыку, всё это создаёт положительный эмоциональный настрой. Занимаясь ритмической гимнастикой, дети получают представление о разнообразном мире движений, который, особенно на первых порах, является для них новым и необычным.

Общая продолжительность гимнастики для детей до 2 лет 8-10 минут, от 2 до 3 лет время постепенно увеличивается до 20 минут. Однако, так как упражнения ритмической гимнастики достаточно интенсивны, выполняются под музыку, без больших пауз отдыха, то длительность занятий может быть меньшей. Для детей 2-х лет - 5-7 минут, от 2-х до 3-х лет - 10 минут, от 3-х до 5 лет - 15 минут, с 5 до 7 лет - 20 минут. Всё это примерные ориентировочные данные. Маленькие дети, опираясь на инстинкт, сами регулируют интенсивность и длительность занятий, выполнения того или иного упражнения, поэтому разумнее будет не сдерживать ребёнка, предоставить ему свободу. Упражнения ритмической гимнастики развивают координационные способности, основу которых составляют подвижность двигательного навыка, развитое мышечное чувство и пластичность нервных процессов.

Вводную часть занятия составляют упражнения, непосредственно воздействующие на весь организм ребёнка. Это движения динамичного характера: ходьба, бег, прыжки. Затем следуют общеразвивающие упражнения.

В начале основной части следует серия упражнений различного характера: поднимание рук вверх, в стороны, упражнения для мышц шеи. Следующая серия упражнений - нагрузочная. Здесь предлагаются упражнения интенсивного характера: различные наклоны, раскачивания туловища, выпады, приседания. Эта серия упражнений проходит в быстром темпе. Затем следует партерная серия из исходных положений лёжа и сидя. Эта группа упражнений предназначена для развития гибкости позвоночника, укрепления мышц спины и брюшного пресса, мышц ног. Все упражнения рекомендуется выполнять в умеренном темпе, так как они требуют наибольшей затраты энергии. Заканчивается основная часть танцевально-беговой серией упражнений. Она проходит в интенсивном темпе, одно упражнение быстро сменяется другим.

Завершается ритмическая гимнастика упражнениями на расслабление, цель которых - обеспечить максимальный отдых детей в короткий промежуток времени. Это могут быть упражнения из исходных положений стоя, сидя, лёжа. Кроме того, используются такие упражнения, как потряхивание кистями рук, стопами ног, различные плавные движения руками и ногами из исходных положений лёжа на спине, на животе, стоя на коленях и т. д. Все движения выполняются медленно, как бы нехотя, иногда с закрытыми глазами.

Ритмическая гимнастика благотворно влияет не только на физическое, но и на психическое развитие ребёнка. Если ритмическая гимнастика проводится в игровой форме, дети легче воспринимают и запоминают двигательные задания. Они воспринимают упражнения через зрительный и слуховой анализаторы и воспроизводят движения путём повторения за руководителем. Таким образом, возникают предпосылки для улучшения двигательного, слухового, зрительного типов памяти. Веселая музыка, высокая двигательная активность детей создают радостное приподнятое настроение, заряжают положительной жизненной энергией. Дети не замечают усталости, для них нет преград на пути овладения сложными упражнениями. Они уверены в успехе, у них все получается.

Наблюдения и результаты апробации по методике формирования правильной ходьбы и манеры движений у детей с нарушением зрения на физической деятельности, а также опыт работы ведущих специалистов позволяют сделать следующие рекомендации:

1. Средства, методы и условия обучения детей правильной ходьбе должны применяться с обязательным учётом степени и характера нарушения зрения, с широкой опорой на слуховой анализатор, остаточное зрение и мышечно-двигательные ощущения.

2. Упражнения, дидактические задания и игры по обучению, развитию и совершенствованию умений и навыков правильной ходьбы и манере движений должны вписываться в запланированный учебный материал организованной деятельности.

3. Поскольку дети с нарушением зрения не могут зрительно воспринимать свои ошибки и ошибки других выполнении движений, целесообразно на физической деятельности шире использовать осязательно воспринимаемые средства наглядности (рельефные рисунки, куклы, макеты и т. д.) и речь, а также предварительно обучать детей наиболее трудным элементам игр и упражнений.

4. Работа по развитию и совершенствованию правильных осанки, походки и манеры движений, должна проводиться и вне организованной деятельности. В план проведения физических мероприятий и спортивных соревнований следует включать разнообразные игры, упражнения и задания с определением победителей в демонстрации хорошей осанки, походки и ходьбы. Можно широко использовать смотры-конкурсы под девизами: «С песней в строю!», «Чья группа лучше?», «Мисс грация!» и т. д.

5. Количество упражнений и заданий, выполняемых на организованной физической деятельности, так и вне её, дозировка должны быть обусловлены степенью нарушения зрения и имеющимися у детей сопутствующими заболеваниями сложностью выполняемых заданий, уровнем развития у детей манеры движений.

6. При составлении комплексов уделять большое внимание подбору музыки. Произведения должны быть простые по мелодии и ритму, а музыкальные фразы с хорошо различаемым темпом и ритмом. Это позволяет детям быстро запомнить композиции, организовать свои движения и контролировать их выполнение. Форма произведений должна быть простой или повторяемой. Как правило, всем этим требованиям отвечают детские песенки, несложные по мелодии и оркестровке.

7. Относительно простые по координации движения следует осваивать целостно, по показу; более трудные разучивать отдельно, без музыки, поэтапно, под счёт, а затем выполнять одновременно с музыкой и со словами, задающими темп и направляющими движение (например, "влево", "вправо", "прямо").

8. Одним из основных условий выполнения ритмической гимнастики, в отличие от традиционной, является выполнение комплексов педагога совместно с детьми. Педагог, таким образом, не только демонстрирует образец выполнения, даёт пример артистичности и эмоциональности, но и способствует непрерывной организации.

9. Организованная совместная деятельность в форме ритмической гимнастики достаточно объемная, поэтому один комплекс разучивается и обрабатывается в течение нескольких деятельностей. Менять комплексы следует через 6-8 занятий и использовать их по разным видам : шуточные, с использованием предметов, с использованием элементов эстрадных танцев. Самые интересные, яркие комплексы могут впоследствии использоваться на различных мероприятиях, развлечениях, концертах для родителей.

Следовательно, использование ритмической гимнастики создаёт благоприятные физиологические условия для восстановления правильного положения тела и исправления имеющегося нарушения осанки. Правильно подобранные физические упражнения с учетом анатомо-физиологических особенностей роста и развития детей, их индивидуальных возможностей являются основным средством достижения коррекционного эффекта в отношении нарушенной осанки. Исправление нарушений осанки - процесс длительный. Поэтому физическая деятельность должна проводиться систематически не только в запланированной организованной деятельности, но и вне неё и обязательно подкрепляться выполнением физических упражнений в домашних условиях при предварительной работе с родителями.

Библиографический список:

1. Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. [Текст] – М. : ГороД, 1998. – 261 с.

2. Потапчук А. А. Лечебные игры и упражнения для детей. [Текст] С. -П. 2007.

3. Потапчук, А. А. Лечебная физическая культура в детском возрасте [Текст] /

4. Попова, С. Н. Лечебная физическая культура [Текст] / С. Н. Попова // Учебник. - М. : «Академия», 2006.

5. Подколзина Е. Н. Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения // Дефектология. 2001.-№ 2.- С. 84-88.

6. Сековец Л. С. Физическое воспитание детей дошкольного возраста с монокулярным зрением. [Текст] – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000, - 143 с.

Перспективное планирование организованной совместной деятельности средством ритмической гимнастики

I комплекс

Подготовительная (разминка)

1. Ходьба по кругу.

2. Ходьба с перестроением.

3. Упр-е «Хитрая лисичка».

4. Упр-е «Серый волк».

5. Боковой галоп.

6. Бег змейкой.

7. Построение врассыпную.

Музыкальное сопровождение:

Музыкальный альбом «220 песен для детей». Инструментальная композиция: «Орлёнок».

Основная 1.

1. Руки вперёд, вверх, в стороны, вниз.

2. Шаг вправо, правая рука в сторону, левая за спиной, сделать по 3шага в каждую сторону, затем две руки вперёд, в стороны.

3. Шаг в сторону, затем две руки вверх, опустить вниз, то же в др. сторону.

4. Руки вверх, ладони в замке. Движение рук из стороны в сторону.

5. Наклоны вперёд. Правое, левое плечо вперёд по очереди.

6. Вращение бёдрами вправо, влево.

7. Круговые движения рук перед собой с хлопком.

8. Руки вперед, правая рука к груди, назад; то же с левой.

9. Руки к плечам, правая рука вверх, левая вверх, попеременно.

10. Наклоны в стороны, руки к плечам, вверх, к плечам, в стороны.

11. Махи прямой ногой. Поднять правую ногу, согнутую в колене, мах правой ногой, то же левой ногой.

Инструментальные композиции: «Лучик», «Лыжня», «Наша песня».

Бег и прыжки:

1. Поднять руки вверх, потянуться.

2. Прыжки. Ноги врозь, руки в стороны.

3. Бег вокруг себя вправо, влево с выбрасыванием ног назад.

4. Бег по залу, подскоки (1-2 круга). Ходьба на месте.

5. Дыхательное упражнение «Насос».

Инструментальная композиция: «Первая песенка».

Упражнения в исходных положениях сидя и лёжа. Сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади.

1. Упр-я для стоп, потянуть носок правой, левой ступни.

2. Согнуть правую, левую ногу (попеременно).

3. Поднять прямые ноги вверх, опустить согнутые в стороны.

4. Упр-е «Велосипед».

5. Упр-е «Факир».

Акробатические упр-я: «Кольцо», «Корзинка», «Полушпагат», «Берёзка».

Инструментальные композиции: «Велосипед», «Блинчики», «Париж».

Заключительная. Релаксация: «На море».

Инструментальная композиция: «Потягушки».

II комплекс

Подготовительная (разминка)

1. Ходьба по кругу.

2. Ходьба с заданием для рук.

3. Упр-е «Пингвин».

4. Упр-е «Лошадки».

5. Подскоки.

6. Бег врассыпную.

7. Построение врассыпную.

Музыкальное сопровождение:

Катя Тарасенкова: «Разноцветная семья».

Основная:

1. Круговые движения рук перед собой, поднимаясь на носочки.

2. Руки вверх попеременно, с хлопком.

3. Руки вниз попеременно, ладонями вниз.

4. Руки в стороны. Вращение кистями рук одновременно двумя и попеременно.

5. Руки у плеч, наклоны вперёд.

6. «Ножницы». Вращение кистями рук одновременно двумя и попеременно.

7. Вращение рук, согнутых в локтях, перед собой.

8. Руки вверх в замке шаг в сторону, прогнуться, то же в др. сторону.

9. Наклоны туловища в сторону, руки за головой, сгибая в колени то правую, то левую ноги.

10. Наклоны туловища вниз, в и. п. прогнуться назад.

Музыкальное сопровождение: Лена Ракуто: «Лето», Маша Сироткина: «Кузя», Карина Шипулина: «Фонари», Шоу-группа «Улыбка» : «Медвежий сон».

Бег и прыжки:

1. Прыжки с касанием бедра. Руки на поясе, в стороны, вверх.

2. Прыжки на обеих ногах, руки в стороны.

3. Выбрасывание ног в стороны, руки к плечам.

4. Бег вперёд, назад, руки за головой.

5. Бег вокруг себя

6. Бег по залу с выбрасыванием ног назад, вперёд, подскоки.

7. Упражнение на дыхание «Подарок под ёлкой».

Музыкальное сопровождение: Шоу-группа «Улыбка» : «Танец роз».

Упр-я в исходных положениях сидя и лё жа:

1. Сидя на коленях, руки вверх, к плечам, одна рука вверх, другая вниз. Поднимание и опускание рук попеременно.

2. Сидя, руки в упоре сзади. Согнуть правую, а затем левую ногу, попеременно.

3. Сидя: поднять прямые ноги вверх, в стороны, вниз, развести в стороны.

4. Упр-е «Обезьянки кувыркаются»

5. Упр-е «Бабочка»

6. Упр-е «Бабочка распустила крылья».

7. Упр-е «Кошечка злая и добрая»

8. Упр-е «Кошечка тянется».

Акробатические упражнения: «Берёзка, «Петрушка», «Улитка».

Музыкальное сопровождение: Таня Карпунина: «Ты мне снишься», Сергей Нестеров: «Котёнок», Наташа Анисимова: «Флейта».

Заключительная Релаксация:

Музыкальное сопровождение: «Волшебный сон». Лена Ракуто: «Тучка»

III комплекс

Подготовительная (разминка)

1. Ходьба по кругу.

2. Ходьба змейкой.

3. Упр-е «Мышки».

4. Упр-е «Медведь»

5. Подскоки.

6. Боковой галоп.

7. Бег змейкой.

8. Построение врассыпную.

Музыкальное сопровождение: Д. Билан «Невозможное – возможно».

Основная:

1. Поднять руки через стороны, сделать «пружинку», опустить руки вниз.

2. Поднимание плеч попеременно: правое, левое, руки опущены.

3. Повороты туловища: левая рука на поясе, повернуться вправо, правая рука назад, то же в другую сторону.

4. Левая рука на поясе, правая в сторону, менять положение рук.

5. Поворот головы вправо, влево, пружинистые движения ног.

6. Руки согнуты в локтях, параллельно туловищу: два шага в правую сторону, два в левую сторону.

7. Поставить левую ногу на носок, повернуть туловище влево, правую ногу на носок-вправо.

8. «Дорожка». 4 шага вперёд, правая рука вверх, левая вниз, левая нога в сторону, 4 шага назад

9. Наклоны туловища вперёд, руки в стороны.

10. Махи ногой в стороны, руки перед собой в замке.

11. Дыхательное упражнение «Драка».

Музыкальное сопровождение: Ж. Фриске «Малинки», ВИА «Звери» : «До скорой встречи».

Бег и прыжки:

1. Подскоки на месте: поднять правую руку вверх, левая рука в сторону; подскоки на правой ноге – левую поднять согнутой в колене, то же другой ногой.

2. Прыжки на обеих ногах, встряхивание рук в стороны.

3. Бег вокруг себя.

4. Махи ногой вперёд.

5. Подскоки и бег врассыпную.

6. Ходьба на месте, поднимая руки вверх и опуская вниз.

Музыкальное сопровождение: ВИА «Фабрика» : «Романтика»

Упр-я в исходных положениях сидя и лё жа:

1. Отвести ногу в сторону, достать носок, то же с др. ногой.

2. Сидя, ноги вместе, наклоны вперёд, руки в упоре сзади.

3. Лёжа на животе упр-е «Рыбка»

4. Упр-е «Рыбка плывёт».

5. Лёжа на спине упр-е «Колобок»

6. Лёжа на спине, забрасывание ног за голову.

7. Стоя на четвереньках, ноги согнуть в коленях, движение ног в сторону.

Акробатические упр-я «Берёзка», «Берёзка наклонилась от ветра», «Полушпагат», «Улитка», «Кольцо», «Корзинка», «Мостик».

Музыкальное сопровождение: Ж. Фриске «Мама Мария», Жасмин «Загадай»

Заключительная. Релаксация: «Озеро»

Инструментальная композиция: «Тема Майорки»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушений у дошкольников Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушений у дошкольников. Осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего.

Использование Лего Дакта в коррекции речевых нарушений Современное развитие общества и уровень технических средств, способствует разработке и успешному внедрению инновационных технологий в педагогический.

Использование логопедического лэпбука «Забавные шипелки» как средства коррекции речевых нарушений у дошкольниковИспользование логопедического лэпбука «Забавные шипелки» как средства коррекции речевых нарушений у дошкольников Содержание лэпбука «Забавные шипелки»: 1. «Ветерок» Цель: Вырабатывание целенаправленной воздушной струи. Ребенок дует на ленточки, представив.

Использование нетрадиционных пособий в коррекционной работе с детьми с нарушением зренияИспользование нетрадиционных пособий в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения У многих детей с отклонениями в развитии наблюдается недостаточность использования осязания для ориентировки в окружающей действительности,.

Консультация для педагогов «Логопедическая ритмика как средство коррекции нарушений речи дошкольников» Для наиболее эффективной работы над профилактикой и коррекцией речевых нарушений, развитием двигательных навыков у детей, кроме основных.

Накопление нравственно-патриотического опыта старших дошкольников с нарушением зрения через ознакомление с малой Родиной Накопление нравственно-патриотического опыта старших дошкольников с нарушением зрения через ознакомление с малой Родиной Нравственно-патриотическое.

Проект «Использование универсальных логопедических игр при коррекции речевых нарушений у детей на индивидуальных занятиях»Проект «Использование универсальных логопедических игр при коррекции речевых нарушений у детей на индивидуальных занятиях» Актуальность Одной из актуальных проблем современности становится увеличение детей с нарушениями речи различной этиологии и сложности. Преодоление.

Развитие словесного творчества старших дошкольников с нарушением зрения на основе полихудожественности У большей части старших дошкольников с нарушением зрения ограничен словарный запас, нарушена словарно-семантическая сторона речи, имеются.

Взаимодействие воспитателя и родителей по коррекции нарушений речи у дошкольников Подготовила воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ детского сада № 411 г. Новосибирска Власенко Наталья Павловна Модернизация.

Экспериментальная деятельность как перцептивная основа формирования сенсорного опыта дошкольников с нарушением зрения Костицына Ирина - старший воспитатель детского сада, для детей имеющих нарушения зрения. Процесс познания окружающего мира непрост для ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование ритмической гимнастики при коррекции нарушений осанки дошкольников с нарушением зрения
Опубликовано: 29 января 2017 в 12:00
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование ритмической гимнастики при коррекции нарушений осанки дошкольников с нарушением зрения» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Кострикина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД