Надежда Мищанюк
Картотека игр с природным материалом, направленных на сенсорное развитие детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. Игра «Спрячь в ладошке».
Цель: способствовать сенсорному развитию детей раннего
возраста; развивать умение соотносить предметы по величине, развивать
внимательность, мелкую моторику рук.
Материал : маленькие и большие ракушки.
Описание: воспитатель дает ребенку большую маленькую ракушки и
говорит: «Сейчас я покажу тебе фокус. КРЭКС-ПЭКС-ФЕКС» (забирая
маленькую ракушку и пряча ее в ладошке). Предложить ребенку сделать
тоже самое. Повторить фокус с большой ракушкой. Сравнить ракушки между
Публикация «Картотека игр с природным материалом, направленных на сенсорное развитие детей раннего возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Младшая группа
- Природный материал. ИЗО, поделки
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
собой, затем с ладошкой ребенка. Подобные фокусы можно проделывать с
любыми другими предметами.
2. Игра «Повтори орнамент»
Цель: способствовать сенсорному развитию детей раннего возраста;
способствовать развитию концентрации внимания, памяти, развития мелкой
моторики рук, памяти.
Материал : ракушки разной величины
Описание: воспитатель дает ребенку половину природного игрового
материала, остальную половину берет себе, выкладывая произвольную
композицию, затем в течение 1-2 сек. показывает ребенку. Тот должен
выложить из ракушек точно такую же композицию по памяти.
3. Игра «Здравствуй, песок»
Цель игры: способствовать сенсорному развитию детей раннего
возраста; формировать представление о том, что сухой песок обладает
таким свойством как сыпучесть; формировать положительное отношение
к песку
Материал : песочница для групповых или индивидуальных игр
Описание игры
Песочная фея предлагает поздороваться с песком. Напоминает, что
люди
здороваясь, жмут друг другу руки и предлагает нежно, а потом сильно
поздороваться с песком. Ребенок дотрагивается до песка одной рукой, потом
второй, затем двумя руками одновременно. Дотрагиваясь ладошкой до песка,
ребенок сжимает кулачок и медленно высыпает песок в песочницу. Бере
т песок на ладошку и, раздвинув пальчики, наблюдает, как он медленно
сыпется. Зачерпнув песок двумя ладонями, ребенок наблюдает, как
медленно, песчинка за песчинкой он просыпается опять в песочницу. Детям
можно предложить описывать и сравнивать свои ощущения: приятно –
неприятно, тепло – холодно, колючее, шершавое и т. д.
4. Игра «Необыкновенные следы»
Цель игры: способствовать сенсорному развитию детей раннего
возраста; способствовать формированию конкретных представлений о
том, что сухой песок сыпучий и поэтому на нем не остаются отчетлив
ые следы.
Материал : песочница для групповых игр с сухим песком
Описание игры
Песочная фея предлагает детям вспомнить, как много разнообразн
ых
следов оставляют люди, кошки, собаки, птицы на снегу. Эти следы мож
но хорошо рассмотреть и отгадать, чьи они. А на сухом песке следы
становятся необыкновенными. Детям предлагается показать: как идет
медведь – с силой надавливать кулачками на песок, как прыгает заяц –
кончиками пальцев ударять по поверхности песка, двигаясь в
разных направлениях; как ползет змея – ребром ладони провести
волнистую линию по поверхности песка: как бегут жучки –
всеми пальцами имитируется движение насекомых. Дети наблюдают,
что после совершенных ими движений песок осыпается и делает
оставленные следы причудливыми. Можно предложить детям придумать кто
и какие следы может оставить на песке. В дальнейшем эту игру можно
провести как игрузагадку: один из детей оставляет следы на поверхности
песка, а другие пытаются отгадать: это медведь прошелся, змея прополз
ла или жучек пробежал.
5. Игра «Отпечатки»
Цель игры: способствовать сенсорному развитию детей раннего
возраста; способствовать формированию конкретных представлений о том,
что влажный песок пластичный, ему легко придать любую форму.
Материал : песочница с влажным песком, формочки для песка
Описание игры
Песочная фея рассказывает детям, что прочитала очень интересное
стихотворение, которое называется «Печатки»
Я в песочнице играю,
Насыпаю, насыпаю,
Формочкой песок - прижму.
Может, ежик или зайчик,
И красивый попугайчик.
А быть может бегемот
Широко раскроет рот.
Детям предлагается поиграть в такую же игру. Сначала взрослый
будет
изготавливать барельефные или горельефные отпечатки при помощи
формочек на песке, а ребенок отгадывать, что же отпечаталось на песке
. Потом один из детей готовит отпечаток, а другие дети отгадывают.
6. Игра «Здравствуй, водичка!»
Цель игры: способствовать сенсорному развитию детей раннего
возраста; способствовать накоплению у детей конкретных представлений о
том, что вода жидкая и может просачиваться; формировать эмоциональноположительное отношение к воде.
Материал : емкость с водой.
Описание игры: взрослый предлагает поздороваться с водой. Для этого
ребенок дотрагивается до поверхности воды одной рукой (ладошкой и
тыльной стороной, потом другой, затем двумя руками. Педагог отмечает,
что если делать все движения медленно аккуратно, то вода будет нежной,
ласковой и не будет разбрызгиваться. Предлагает вспомнить, как дети
здоровались с песочком, сжимая его в кулачке. Дети пытаются таким же
образом поздороваться и с водой. Затем взрослый складывает ладони
лодочкой, зачерпывает воду и приговаривает: Всем нужна водичка -И рыбке,
и птичке, И деревьям в лесу, И цветочкам на лугу. И котятам, и тигрятам,
Даже маленьким ребятам. Везде и всегда Помогает нам вода. Зачерпнув воду
двумя ладонями, ребенок наблюдает, как медленно, капля за каплей
просачивается опять в емкость с водой. Детям постарше можно предложить
описать и сравнить свои ощущения: приятно - неприятно, тепло - холодно,
мокро и т. п.
7. Игра «Попробуй удержать»
Цель игры: способствовать сенсорному развитию детей раннего
возраста; формировать представления о том, что вода легко
просачивается
Материал : емкость с водой
Описание игры
Хозяйка воды загадывает детям загадки «Что в руке не удержать?»,
«Что в решете не унести?» и предлагает проверить так ли это. Ребенок
дотрагивается до воды одной рукой, потом второй, затем двумя руками
одновременно. Дотрагиваясь до воды, ребенок зачерпывает ее одной, двумя
ладошкой и наблюдает, как медленно, капля за каплей вода просачивается
опять в миску. Если в игре принимают участие несколько детей, можно
внести элемент соревнования. Дети одновременно зачерпывают воду
ладошками и стараются ее удержать как можно дольше.
8. Игра «Тонет…не тонет»
Цель игры: способствовать сенсорному развитию детей раннего
возраста; формировать представления о том, что легкие предметы вода
выталкивает, а тяжелые в ней тонут
Материал : емкость с водой, разнообразные мелкие предметы
Описание игры
Хозяйка воды предлагает поиграть в игру-загадку. Она будет
показывать
предмет, а дети будут угадывать: этот предмет тонет в воде или не тон
ет.
После высказанного предположения предмет кладут в воду и проверяют.
Желательно подобрать предметы различной величины и из разных
материалов (деревянные, металлические, пластмассовые, керамические,
стеклянные, резиновые, бумажные и комбинированные). Затем ребенок
достает предмет из воды и кладет в одну коробочку плавающие предметы, а в
другую тонущие. Так продолжается пока все предметы не будут
испробованы и размещены по отдельным коробочкам.
9. Игра «Ты неси, неси река»
Цель игры: способствовать формированию представлений о таком
свойстве воды как текучесть
Материал : разнообразные палочки, бумажные кораблики,
пластмассовые коробочки, бутылочки
Описание игры
Возьмите разнообразные палочки, бумажные кораблики,
пластмассовые коробочки, бутылочки и т. д. и предложите ребенку пусти
ть их в плавание. Обратите внимание детей на силу потока воды, на то, что
вода
может перемещать предметы. Предложите ребенку подумать, почему в
одном месте вода бежит, журчит, а в другом собирается в лужу.
10. Игра «Сочини музыку»
Цель игры: способствовать сенсорному развитию детей раннего
возраста; формировать представление о том, что вода может издавать
разнообразные звуки.
Материал : стеклянные сосуды разных размеров, вода, стеклянная
палочка
Описание игры
Хозяйка воды рассказывает, что вода не только хорошая художница, но
и прекрасная исполнительница чудесной музыки. Взрослый наполняет
разным количеством воды стеклянные сосуды разной величины. Он берет в
руку стеклянную палочку и слегка ударяет по краю сосудов и предлага
ет послушать, как они звенят. Можно предложить ребенку отливатьдоливать воду в сосудах и прислушиваться, как это изменяет звук. Таким
образом, он
сам обнаруживает, что различное количество воды влияет на звон. Когд
а каждый сосуд будет звучать по-своему, можно предложить ребенку сыграть
мелодию.