Татьяна Демшина
Картотека игр по технологии ТРИЗ. Метод мозгового штурма
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека игр по технологии ТРИЗ
Метод мозгового штурма.
Игра: «Хорошо-плохо»
Цель: учить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
Ход игры: выбирается объект, который не вызывает у ребенка стойких ассоциаций, положительных или отрицательных эмоций. Такими объектами могут стать карандаш, шкаф, книга, лампа, стул, камень, лист бумаги и т. д. Всем играющим необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом предмете «плохо», а что «хорошо», что нравится и не нравится, что удобно и неудобно.
Публикация «Картотека игр по технологии ТРИЗ, Метод мозгового штурма» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Игра: «Сделай наоборот»
Цель: развивать фантазирование детей, способствовать свободному общению малышей друг с другом и с воспитателем, формировать коммуникативные способности.
Ход игры: Детям предлагается ответить на вопросы:
-Что нужно сделать ребенку, чтобы мама пустила гулять? (Убрать игрушки, поесть, одеться).
-Что нужно сделать ребенку, чтобы мама не пустила его гулять на улицу? (насорить, что-то разбить, не есть кашу, разбросать одежду, нагрубить бабушке, разорвать книгу и т. д.).
-Что нужно сделать, чтобы попасть под машину? (Играть с мячом на дороге, бегать по дороге, кататься на велосипеде по дороге и т. д.).
Игра: «Идеальный конструктор»
Цель: развивать монологическую речь детей, память, внимание, фантазию.
Ход игры: Предложить ребенку построить что-нибудь из ничего, т. е., из того, что есть под рукой.
-Высокую башню из предметов, которые находятся в группе.
-Разложить предметы в группе в порядке возрастания или убывания.
Игра:«Скажи наоборот»
Цель: учить подбирать анонимы, слова, противоположные по значению.
Ход игры:
1 вариант: дети в кругу, воспитатель в центре с мячом: много-мало; далеко-близко; грустно-весело и т. д.
2 вариант: после нахождения антонима говорим третье слово ( горячее-холодное: утюг; кислое -сладкое: яблоко и т. д.).
Игра: «Вперед-назад»
Цель игры: развивать умение детей анализировать объекты, выделяя их отрицательные и положительные качества.
Ход игры: Детям предлагается проанализировать объект, сказав, чем он удобен и не удобен, или чем он нравится, или не нравится.
Условие: называя положительные качества, ребенок делает шаг вперед, отрицательные -шаг назад.
Метод системного анализа
Игра: «Найди общее»
Цель: учить детей находить общее между различными явлениями или предметами; развивать память, обогащать словарный запас детей.
Ход игры: Предложить детям назвать общее между:
- элементами одной системы-человек (руки, ноги)-пальцы;
-однородными или близкими системами-(детский сад-школа, (дерево-цветок);
-различными системами или элементами разных систем (лампочка-крокодил; мяч- калоши).
Игра: «Чем был - чем стал»
Цель: учить детей устанавливать взаимосвязи предметов и материалов во времени.
Ход игры: ведущий называет материал, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют. Затем, ведущий называет предметы рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при их изготовлении. Пример: Было раньше тканью, а стало… платьем, одеждой, занавесками, скатертью. Сейчас это картина, а было… красками, пустым холстом. А что еще стало из красок? Пятно, клякса, грязная вода.
Игра: «Оператор РВС»
Цель: учить детей ориентироваться в размере, во времени и стоимости, развивать фантазию, творческое воображение. Ход игры: воспитатель рассказывает детям истории:
(Размер)
Идет маленький человечек, находит билетик и превращается в большого человека (с 9 этажный дом). Что он будет делать: работать, быть подъемным краном, мыть стекла, маяком для кораблей и т. д.
Мальчик стал маленьким с пальчик. Чего, или кого он будет бояться? (людей, птиц, насекомых, и т. д.)
(Время)
1. Что было со стулом много, много лет назад? 2. Что будет с Димой много, много лет вперед?
3. Маша, ты бабушка, тебе 75 лет. Ты у нас Мария Петровна. Что Вы сейчас будете делать? Что Вы будете есть? и т. д.
(Стоимость)
1. У кого дороже избушка у зайца, или у лисы? Почему?
2. Сколько продуктов положить, чтобы получился колобок самый дорогой, самый дешевый
Игра: «Назови отличие».
Цель: научить детей определять роль и место объектов, их роль.
Ход игры: Даны предметы: шкаф, магнитофон, книга, звонок, самолет. Чем эти предметы отличаются от карандаша, собаки, машины, телевизора. Найти как можно больше отличий.
Игра: «Продолжи предложение»
Цель: научить детей определять роль и место объектов, их роль.
Ход игры: Детям дается задание продолжить предложение:
-В горах нельзя громко кричать потому, что…. -Птицы начали вить гнезда потому, что….
-Ласточки летают низко потому, что…. -Птицы полетели на юг потому, что….
Игра: «Обобщение понятий».
Цель: Развивать мыслительную функцию обобщения для развития творческих возможностей воображения и мышления.
Правила игры: Детям даются карточки, на каждой карточке4 картинки, 3 из которых нужно объединить в одну группу и дать ей название. Одно понятие, не относящееся к данной группе нужно найти и исключить.
Игра «Что это означает?».
Ход игры: Детям предлагается объяснить понятия: - Мальчик как медведь; -Воспитатель, как грозовая туча; -Девушка как лебедь; -Человек как стена; -Трава, как ковер; -Лед, как камень; -Ноги, как вата.
Метод фокальных объектов
Игра:«Фоторобот»
Цель: развивать монологическую речь детей, память, внимание, фантазию.
Ход игры: дети составляют героя из частей других объектов, героев других сказок.
Усложнение: придуманного героя зарисовать и «отправить» его в новую сказку.
Игра: «Что это такое?»
Цель: развивать фантазию, воображение, обогащать словарный запас детей.
Ход игры: берется несколько предметов не имеющих четкого применения (коробки, кубики, палочки и т. д.). Чем они могут быть в игре?
Игра: «Изобрести стул»
Цель: развивать монологическую речь детей, память, внимание, фантазию.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям подобрать определения к словам: медведь, волк, лиса, заяц. Далее подставить эти определения к слову «стул».
Метод каталога
Игра: «Продолжи сказку»
Цель: развивать фантазию, воображение ребенка, его словарный запас.
Ход игры: воспитатель рассказывает детям начало придуманной сказки и просит детей ее продолжить.
Пример: Жил был маленький гиппопотамчик. Многие звери смеялись над ним, что он такой маленький. Больше всего смеялась одна муха. Среди мух она была самой большой. И вот однажды села она на ветку рядом с гиппопотамчиком и стала его дразнить….
Игра: «Интересные сказки»
Цель: развивать воображение ребенка, его связную и образную речь.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:
-как сделать так, чтобы Ваня напился, а козленочком не стал?
-куда нужно положить яйцо, чтобы оно не разбилось?
-как сделать, чтобы лиса не съела колобка?
-как сделать, чтобы медведь Машу сам выгнал?
Игра: «Новая сказка»
Цель: развивать воображение ребенка, его связную и образную речь.
Ход игры: Детям предлагается по двум картинкам из разных сказок придумать новую сказку (красная шапочка и вертолет и т. д.).
Игра: «Придумай сказку»
Цель: учить детей решению сказочных задач, моделированию новых сказок.
Ход игры: Детям предлагается придумать сказку на темы: «Стул ожил и пошел гулять», «Ты стал домашним животным» и т. д.
Игра: «Круглые очки»
Цель: развивать воображение ребенка, его связную и образную речь.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям представить, что они одели круглые очки. Это волшебные очки, через которые можно увидеть только круглые вещи. Воспитатель предлагает детям назвать все круглые предметы в комнате.
Игра: «Почему это произошло?»
Цель: развивать воображение ребенка, его связную и образную речь.
Ход игры: Детям предлагается составить рассказ на заданные ситуации:
-Во всем доме внезапно погасли все электрические лампы;
-Речка вышла из берегов и затопила окрестные луга;
-Подойдя к дому можно было увидеть, что все окна распахнуты настежь;
-Внезапно из леса раздалось громкое, протяжное, звериное рычание;
-Из крана вместо воды полился сок;
-Вместо слез, когда ты плачешь, падают деньги.
Метод усовершенствования
Игра: «Что будет, если?
Ход игры: воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:
-Что будет, если изменить форму предмета?;
- Что будет, если изменить материал из которого изготовлен предмет?;
- Что будет, если изменить величину?;
-Что будет, если изменить цвет?;
-Что будет, если изменить стоимость предмета?
Метод исследования
Игра: «Животные»
Ход игры: Детям предлагается выбрать одно животное (собака) и рассказать о нем, как можно больше (какие виды собак бывают, какие свойства у собаки, какие функции выполняет, как влияет на семью и т. д.)
Игра: «Группировка слов»
Ход игры: Детям предлагается назвать как можно больше слов, обозначающих, что может: давить, летать, свистеть и. т. д.
Игра: «Объяснялки».
Ход игры: Детям предлагается объяснить выражения:
-Золотая середина; -Золотые руки; -Козел отпущения; -Буря в стакане воды; -Рыльце в пуху;
-А Васька слушает да ест; -Умывать руки; -Белая ворона; -Не все золото, что блестит; -Не красна изба углами, а красна пирогами; -Семь раз отмерь, один отрежь; -Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.
Игра: «Узнай объект по описанию».
Ход игры: Детям предлагается узнать объект по описанию:
-По снегу покатите -я подрасту, На костре согреете -я пропаду. (снежный ком)
-Новый дом несу в руке, Дверца дома на замке, Тут жильцы бумажные И ужасно важные.
(портфель).
-Держит девочка в руке Облачко на стебельке. Стоит дунуть на него- И не будет ничего.
(одуванчик).
-Очень любят дети Холодок в пакете Холодок-холодок, Дай лизнуть еще разок. (мороженое).
-Нагнут меня ребятки Дождь пойдет на грядке. (лейка).
-В этом домике жильцы Все умелые пловцы Что за дом у них такой До краев налит водой.
(аквариум).
-Маленькое, сдобное Колечко съедобное, Я одна тебя не съем, Разделю ребяткам всем.
(бублик).
(выявление художественных способностей)
Игра: «Кляксы»
Ход игры: Лист бумаги на нем клякса, его сгибают несколько раз. Затем рассматривают, на что похоже.
Игра: «Наскальные рисунки»
Ход игры: Ребенок должен зарисовать значками понятие или явление: зима, бабушка, лето, новый год и т. д. Чем яснее выражено понятие или явление в рисунке, тем выше уровень воображения и восприятия у ребенка.
Игра: «Волшебный листок»
Ход игры: Детям предлагаются листки с нарисованными геометрическими фигурами, на каждом разные, но одной формы (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал).Дорисовать, чтобы получился оконченный рисунок.
Игры на воображение
Игра: «В мире животных»
Цель: показать характерные особенности зверей, используя мимику и жесты.
Ход игры: детям дается задание показать мимикой и жестами животных: слон, жираф, верблюд, обезьяна и т. д.
Игра: «Скульптура».
Цель: дать детям почувствовать уверенность в своих силах.
Ход игры: 1 вариант. Дети разбиваются на пары. 1-скульптор, 2-скульптура. Задача скульптора мелкими движениями сделать какую-то скульптуру.
2 вариант. Скульптор -1 ребенок. Скульптуры -несколько детей.
Игра: «Замороженный»
Ход игры: Группа ребят разбита на пары, в паре-замороженный. Задача другого рассмешить, используя мимику и жесты.
Игра: «На что похоже?»
Ход игры: Вырезать и раскрасить геометрические фигуры. Дети должны ответить: на что похоже: желтый кружок (яйцо, цыпленок, солнце, репка, яблоко и т. д.).
Метод моделирования маленькими человечками
Цель: Объяснить детям связь между живой природой и человеком.
Ход игры: Детям предлагаются схемы изображения маленьких человечек: человечки держатся за руки-твердые тела; человечки касаются только локтями-жидкости; человечки бегают-дым, пар. Далее детям предлагается сравнить человека и дерево, найти общее.