Приложение МААМ

Картотека игр по технологии ТРИЗ. Метод мозгового штурма

Татьяна Демшина
Картотека игр по технологии ТРИЗ. Метод мозгового штурма
▼ Скачать + Заказать документы

Картотека игр по технологии ТРИЗ

Метод мозгового штурма.

Игра: «Хорошо-плохо»

Цель: учить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Ход игры: выбирается объект, который не вызывает у ребенка стойких ассоциаций, положительных или отрицательных эмоций. Такими объектами могут стать карандаш, шкаф, книга, лампа, стул, камень, лист бумаги и т. д. Всем играющим необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом предмете «плохо», а что «хорошо», что нравится и не нравится, что удобно и неудобно.

Публикация «Картотека игр по технологии ТРИЗ, Метод мозгового штурма» размещена в разделах

Игра: «Сделай наоборот»

Цель: развивать фантазирование детей, способствовать свободному общению малышей друг с другом и с воспитателем, формировать коммуникативные способности.

Ход игры: Детям предлагается ответить на вопросы:

-Что нужно сделать ребенку, чтобы мама пустила гулять? (Убрать игрушки, поесть, одеться).

-Что нужно сделать ребенку, чтобы мама не пустила его гулять на улицу? (насорить, что-то разбить, не есть кашу, разбросать одежду, нагрубить бабушке, разорвать книгу и т. д.).

-Что нужно сделать, чтобы попасть под машину? (Играть с мячом на дороге, бегать по дороге, кататься на велосипеде по дороге и т. д.).

Игра: «Идеальный конструктор»

Цель: развивать монологическую речь детей, память, внимание, фантазию.

Ход игры: Предложить ребенку построить что-нибудь из ничего, т. е., из того, что есть под рукой.

-Высокую башню из предметов, которые находятся в группе.

-Разложить предметы в группе в порядке возрастания или убывания.

Игра:«Скажи наоборот»

Цель: учить подбирать анонимы, слова, противоположные по значению.

Ход игры:

1 вариант: дети в кругу, воспитатель в центре с мячом: много-мало; далеко-близко; грустно-весело и т. д.

2 вариант: после нахождения антонима говорим третье слово ( горячее-холодное: утюг; кислое -сладкое: яблоко и т. д.).

Игра: «Вперед-назад»

Цель игры: развивать умение детей анализировать объекты, выделяя их отрицательные и положительные качества.

Ход игры: Детям предлагается проанализировать объект, сказав, чем он удобен и не удобен, или чем он нравится, или не нравится.

Условие: называя положительные качества, ребенок делает шаг вперед, отрицательные -шаг назад.

Метод системного анализа

Игра: «Найди общее»

Цель: учить детей находить общее между различными явлениями или предметами; развивать память, обогащать словарный запас детей.

Ход игры: Предложить детям назвать общее между:

- элементами одной системы-человек (руки, ноги)-пальцы;

-однородными или близкими системами-(детский сад-школа, (дерево-цветок);

-различными системами или элементами разных систем (лампочка-крокодил; мяч- калоши).

Игра: «Чем был - чем стал»

Цель: учить детей устанавливать взаимосвязи предметов и материалов во времени.

Ход игры: ведущий называет материал, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют. Затем, ведущий называет предметы рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при их изготовлении. Пример: Было раньше тканью, а стало… платьем, одеждой, занавесками, скатертью. Сейчас это картина, а было… красками, пустым холстом. А что еще стало из красок? Пятно, клякса, грязная вода.

Игра: «Оператор РВС»

Цель: учить детей ориентироваться в размере, во времени и стоимости, развивать фантазию, творческое воображение. Ход игры: воспитатель рассказывает детям истории:

(Размер)

Идет маленький человечек, находит билетик и превращается в большого человека (с 9 этажный дом). Что он будет делать: работать, быть подъемным краном, мыть стекла, маяком для кораблей и т. д.

Мальчик стал маленьким с пальчик. Чего, или кого он будет бояться? (людей, птиц, насекомых, и т. д.)

(Время)

1. Что было со стулом много, много лет назад? 2. Что будет с Димой много, много лет вперед?

3. Маша, ты бабушка, тебе 75 лет. Ты у нас Мария Петровна. Что Вы сейчас будете делать? Что Вы будете есть? и т. д.

(Стоимость)

1. У кого дороже избушка у зайца, или у лисы? Почему?

2. Сколько продуктов положить, чтобы получился колобок самый дорогой, самый дешевый

Игра: «Назови отличие».

Цель: научить детей определять роль и место объектов, их роль.

Ход игры: Даны предметы: шкаф, магнитофон, книга, звонок, самолет. Чем эти предметы отличаются от карандаша, собаки, машины, телевизора. Найти как можно больше отличий.

Игра: «Продолжи предложение»

Цель: научить детей определять роль и место объектов, их роль.

Ход игры: Детям дается задание продолжить предложение:

-В горах нельзя громко кричать потому, что…. -Птицы начали вить гнезда потому, что….

-Ласточки летают низко потому, что…. -Птицы полетели на юг потому, что….

Игра: «Обобщение понятий».

Цель: Развивать мыслительную функцию обобщения для развития творческих возможностей воображения и мышления.

Правила игры: Детям даются карточки, на каждой карточке4 картинки, 3 из которых нужно объединить в одну группу и дать ей название. Одно понятие, не относящееся к данной группе нужно найти и исключить.

Игра «Что это означает?».

Ход игры: Детям предлагается объяснить понятия: - Мальчик как медведь; -Воспитатель, как грозовая туча; -Девушка как лебедь; -Человек как стена; -Трава, как ковер; -Лед, как камень; -Ноги, как вата.

Метод фокальных объектов

Игра:«Фоторобот»

Цель: развивать монологическую речь детей, память, внимание, фантазию.

Ход игры: дети составляют героя из частей других объектов, героев других сказок.

Усложнение: придуманного героя зарисовать и «отправить» его в новую сказку.

Игра: «Что это такое?»

Цель: развивать фантазию, воображение, обогащать словарный запас детей.

Ход игры: берется несколько предметов не имеющих четкого применения (коробки, кубики, палочки и т. д.). Чем они могут быть в игре?

Игра: «Изобрести стул»

Цель: развивать монологическую речь детей, память, внимание, фантазию.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям подобрать определения к словам: медведь, волк, лиса, заяц. Далее подставить эти определения к слову «стул».

Метод каталога

Игра: «Продолжи сказку»

Цель: развивать фантазию, воображение ребенка, его словарный запас.

Ход игры: воспитатель рассказывает детям начало придуманной сказки и просит детей ее продолжить.

Пример: Жил был маленький гиппопотамчик. Многие звери смеялись над ним, что он такой маленький. Больше всего смеялась одна муха. Среди мух она была самой большой. И вот однажды села она на ветку рядом с гиппопотамчиком и стала его дразнить….

Игра: «Интересные сказки»

Цель: развивать воображение ребенка, его связную и образную речь.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:

-как сделать так, чтобы Ваня напился, а козленочком не стал?

-куда нужно положить яйцо, чтобы оно не разбилось?

-как сделать, чтобы лиса не съела колобка?

-как сделать, чтобы медведь Машу сам выгнал?

Игра: «Новая сказка»

Цель: развивать воображение ребенка, его связную и образную речь.

Ход игры: Детям предлагается по двум картинкам из разных сказок придумать новую сказку (красная шапочка и вертолет и т. д.).

Игра: «Придумай сказку»

Цель: учить детей решению сказочных задач, моделированию новых сказок.

Ход игры: Детям предлагается придумать сказку на темы: «Стул ожил и пошел гулять», «Ты стал домашним животным» и т. д.

Игра: «Круглые очки»

Цель: развивать воображение ребенка, его связную и образную речь.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям представить, что они одели круглые очки. Это волшебные очки, через которые можно увидеть только круглые вещи. Воспитатель предлагает детям назвать все круглые предметы в комнате.

Игра: «Почему это произошло?»

Цель: развивать воображение ребенка, его связную и образную речь.

Ход игры: Детям предлагается составить рассказ на заданные ситуации:

-Во всем доме внезапно погасли все электрические лампы;

-Речка вышла из берегов и затопила окрестные луга;

-Подойдя к дому можно было увидеть, что все окна распахнуты настежь;

-Внезапно из леса раздалось громкое, протяжное, звериное рычание;

-Из крана вместо воды полился сок;

-Вместо слез, когда ты плачешь, падают деньги.

Метод усовершенствования

Игра: «Что будет, если?

Ход игры: воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:

-Что будет, если изменить форму предмета?;

- Что будет, если изменить материал из которого изготовлен предмет?;

- Что будет, если изменить величину?;

-Что будет, если изменить цвет?;

-Что будет, если изменить стоимость предмета?

Метод исследования

Игра: «Животные»

Ход игры: Детям предлагается выбрать одно животное (собака) и рассказать о нем, как можно больше (какие виды собак бывают, какие свойства у собаки, какие функции выполняет, как влияет на семью и т. д.)

Игра: «Группировка слов»

Ход игры: Детям предлагается назвать как можно больше слов, обозначающих, что может: давить, летать, свистеть и. т. д.

Игра: «Объяснялки».

Ход игры: Детям предлагается объяснить выражения:

-Золотая середина; -Золотые руки; -Козел отпущения; -Буря в стакане воды; -Рыльце в пуху;

-А Васька слушает да ест; -Умывать руки; -Белая ворона; -Не все золото, что блестит; -Не красна изба углами, а красна пирогами; -Семь раз отмерь, один отрежь; -Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.

Игра: «Узнай объект по описанию».

Ход игры: Детям предлагается узнать объект по описанию:

-По снегу покатите -я подрасту, На костре согреете -я пропаду. (снежный ком)

-Новый дом несу в руке, Дверца дома на замке, Тут жильцы бумажные И ужасно важные.

(портфель).

-Держит девочка в руке Облачко на стебельке. Стоит дунуть на него- И не будет ничего.

(одуванчик).

-Очень любят дети Холодок в пакете Холодок-холодок, Дай лизнуть еще разок. (мороженое).

-Нагнут меня ребятки Дождь пойдет на грядке. (лейка).

-В этом домике жильцы Все умелые пловцы Что за дом у них такой До краев налит водой.

(аквариум).

-Маленькое, сдобное Колечко съедобное, Я одна тебя не съем, Разделю ребяткам всем.

(бублик).

Игры на воображение

(выявление художественных способностей)

Игра: «Кляксы»

Ход игры: Лист бумаги на нем клякса, его сгибают несколько раз. Затем рассматривают, на что похоже.

Игра: «Наскальные рисунки»

Ход игры: Ребенок должен зарисовать значками понятие или явление: зима, бабушка, лето, новый год и т. д. Чем яснее выражено понятие или явление в рисунке, тем выше уровень воображения и восприятия у ребенка.

Игра: «Волшебный листок»

Ход игры: Детям предлагаются листки с нарисованными геометрическими фигурами, на каждом разные, но одной формы (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал).Дорисовать, чтобы получился оконченный рисунок.

Игры на воображение

Игра: «В мире животных»

Цель: показать характерные особенности зверей, используя мимику и жесты.

Ход игры: детям дается задание показать мимикой и жестами животных: слон, жираф, верблюд, обезьяна и т. д.

Игра: «Скульптура».

Цель: дать детям почувствовать уверенность в своих силах.

Ход игры: 1 вариант. Дети разбиваются на пары. 1-скульптор, 2-скульптура. Задача скульптора мелкими движениями сделать какую-то скульптуру.

2 вариант. Скульптор -1 ребенок. Скульптуры -несколько детей.

Игра: «Замороженный»

Ход игры: Группа ребят разбита на пары, в паре-замороженный. Задача другого рассмешить, используя мимику и жесты.

Игра: «На что похоже?»

Ход игры: Вырезать и раскрасить геометрические фигуры. Дети должны ответить: на что похоже: желтый кружок (яйцо, цыпленок, солнце, репка, яблоко и т. д.).

Метод моделирования маленькими человечками

Цель: Объяснить детям связь между живой природой и человеком.

Ход игры: Детям предлагаются схемы изображения маленьких человечек: человечки держатся за руки-твердые тела; человечки касаются только локтями-жидкости; человечки бегают-дым, пар. Далее детям предлагается сравнить человека и дерево, найти общее.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Рыбки» по технологии ТРИЗ для детей младшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Рыбки» по технологии ТРИЗ для детей младшего дошкольного возраста Дидактическое пособие "Рыбки" - это многофункциональное пособие, позволяющее развивать речь, воображение, логическое мышление, внимание.

Конспект НОД в старшей группе с использованием ТРИЗ — технологии «Путешествие в зимний лес» Образовательная область: «Речевое развитие» Цель: развивать речь детей, сформировать умение соотносить увиденный на картине зимний пейзаж.

Конспект ООД по ИЗО с использованием ТРИЗ-технологии в старшей группе «Снеговик» Программное содержание: - упражнять в комбинировании двух различных техник при объемном изображении выразительных образов снеговика; - развивать.

Мастер-класс для педагогов «Инновационные технологии. Игровая технология — кейс-метод» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Свое выступление, я хотела бы начать словами известного драматурга и философа Бернарда Шоу «Если у вас.

Формирование классификационных навыков у дошкольников посредством ТРИЗ технологии Тенденция структурировать опыт – базовое свойство человека (Ж. Пиаже). С помощью классификации люди не только упорядочивают перцептивный.

НОД по познавательному развитию с применением технологии ТРИЗ «Космическое приключение» Цель и основные задачи: Систематизировать знания о космосе; познакомить детей с правилами и ходом игр по технологии ТРИЗ. Закрепить виды.

ООД по познавательному развитию для детей подготовительной группы с использованием технологии ТРИЗ Тема: «Его величество - электричество»Образовательные задачи: Обучающие: • Обобщить и расширить представление детей о том, что такое электричество,.

Проект по ТРИЗ-технологии «Я кораблик смастерил, по воде его пустил»Проект по ТРИЗ-технологии «Я кораблик смастерил, по воде его пустил» Проблема: Наступила весна. На улице много ручейков и луж. Дети хотят пускать кораблики, но не знают как и из чего их сделать. Цель проекта:.

Развитие познавательных интересов через технологии: ТРИЗ, мнемотехникуРазвитие познавательных интересов через технологии: ТРИЗ, мнемотехнику На сегодняшний день развитие познавательных способностей, познавательной активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем.

Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ» Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игр по технологии ТРИЗ. Метод мозгового штурма
Опубликовано: 21 декабря 2023 в 22:50
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека игр по технологии ТРИЗ. Метод мозгового штурма» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Демшина (УИ 222444) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД