Кристина Проскурина
Картотека игр по социо-игровой технологии с детьми младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение центр
развития реб нка детский сад №36 «Ласточка» г. Светлоград
1. Игра для рабочего настроя – «Тень - потетень», «Встань по пальцам»,
«Стою, на кого-то смотрю», «Замри», «Волшебная палочка», «Летает - не
летает»,»Эхо».
2. Игры - разминки – Физминутки, пальчиковые игры, «Два конца, два
кольца», «Руки-ноги», «Заводные человечки», Карлики-великаны».
3 Игры социо - игрового характера – «Комплимент», «Составь слово»,
«Живой алфавит».
Публикация «Картотека игр по социо-игровой технологии с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
4. Игры творческого самоутверждения – «Браво», «Сценкиистории»,
«Животные» .
5. Игры вольные, требующие передвижения – «Секрет», «Ловишки»,
«Колечко – колечко», «Где мы были, не скажем, а что делали - покажем»,
«День и ночь» .
1 группа
«Волшебная палочка»
«Волшебная палочка» (ручка, карандаш и др.) переда тся впроизвольном
порядке, передача сопровождается речью по заранее заданному заказуправилу
Варианты:-передающий называет существительное, принимающий –
прилагательное к нему; -передающий называет сказку, принимающий –
персонаж из этой сказки.
«Летает – не летает»
Воспитатель называет существительные, дети выполняют заданные
движения (самол т – хлопают в ладоши или машут руками, шкаф – ничего
не делают или прижимают руки вдоль тела). Тот, кто ошибается, выходит из
игры. Логопед подбирает слова на неодушевл нные, одушевл нные
предметы: синица, муха, журавль, комар, ракета, парашютист, страус,
акробат, тополиный пух.
Варианты: раст т - не раст т, двигается – не двигается, больше – меньше,
живое – неживое и др.
«Закончи предложение»
Дети встают вкруг. Ведущий предлагает начало фразы одно для всех,
например: «Я умею», «Я смогу», «Я хочу» и т. п. Тот кому ведущий бросает
мяч продолжает фразу
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение центр
развития реб нка детский сад №36 «Ласточка» г. Светлоград
«Подарки».
Цель: развитие эмпатиии творчества в общении, способности предвидеть
желания другого, утверждать свое позитивное «Я».
Ход: Для того, чтобы начать играть в эту игру, вам необходимо разделиться
на две команды. Для этого предлагаю встать полукругом по номерам домов,
в которых вы живете, по нарастанию (играющие встают, а теперь
рассчитайтесь на яблоко – апельсин. Все «яблоки» встают во внутренний
круг, а все «апельсины» во внешний круг. Дети образуют два круга и
двигаются под музыку, по кругу, в противоположных направлениях. По
сигналу – останавливаются, берутся за руки со сверстником, стоящим
напротив и поворачиваются друг к другу лицом. Задание: Сначала дети из
внешнего круга загадывают про себя, чтобы они хотели получить в подарок,
а дети из внутреннего круга отгадывают. Если ребенок отгадывает,
загадывающий дает ему жетон, если нет – отдает свой. У каждого игрока по 3
жетона. Играем 3 раза, потом подсчитываем жетоны
«Связующая нить»
Дети сидят в кругу и передают друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто
уже держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается
высказываниями о том, что они чувствуют, хотят для себя и могут пожелать
другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем он
обращается к детям, спрашивая. Хотят ли они что-то сказать. Когда клубок
вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя
по просьбе ведущего, что они составляют одно целое, что каждый из них
важен и значим.
«Как тебя зовут?»
Ведущий берет мяч и, назвав свое имя, называет имя того, кому бросает мяч.
Тот ловит мяч и продолжает: называя свое имя и имя того, кому бросает мяч.
«Японская машииа»
1. хлопают перед собой в ладоши. 2. двумя руками хлопают по коленям. 3. не
выпрямляя локоть, выбрасывают правую руку вправо вверх, щелкают
пальцами. 4. левой рукой делают тоже самое. на каждый щелчок называют
цифру, имя, слово и т. д.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение центр
развития реб нка детский сад №36 «Ласточка» г. Светлоград
«Общий круг»
дети садятся или встают кругом, каждый здоровается со своим соседом, при
этом смотрит ему в глаза и улыбается. в это время можно передавать друг
другу, какой либо предмет (мяч, цветок, игрушку ит. д.)
«Волшебная палочка»
дети стоят в кругу, «волшебная палочка» передается слева - направо, из рук в
руки, глядя друг другу в глаза и при этом сопровождается речью по какомуто заранее заданному заказу-правилу.
* на что похож предмет
* какая бывает (зима, весна, природа, ,
* ласковые слова
*домашний адрес
* имя, отчество мамы (папы, свое)
Пирамида любви
цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям;
развивать коммуникативные способности.
ход: дети стоят в кругу. воспитатель говорит: «каждый из нас что-то или
кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его
выражаем. я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою
работу. расскажите и вы, кого и что любите вы. (рассказы детей.) а сейчас
давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. я назову что-то
любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть сво
любимое и класть свою руку. (дети выстраивают пирамиду.) вы чувствуете
тепло рук? вам приятно это состояние? посмотрите, какая высокая у нас
получилась пирамида. высокая, потому что мы любимы и любим сами».
«Люблю – не люблю»
дети стоят в кругу. воспитатель (или ведущий-реб нок) переда т по часовой
стрелке мяч и говорит: «я не люблю, когда дети ссорятся», следующий
должен предложить свой вариант «я не люблю, …». против часовой стрелки
игра продолжается «я люблю, …»
«Встань по пальцам»
воспитатель (реб нок) становится спиной к детям, показывает на пальцах
число и медленно считает до 5, после слова «замри» должно остаться столько
детей, сколько было пальцев показано.
2 группа
«зеркало»
играющие стоят парами лицом друг к другу. один из партн ров – «зеркало»,
другой – стоящий перед ним. «зеркало» должно повторять движения.
варианты:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение центр
развития реб нка детский сад №36 «Ласточка» г. Светлоград
воспитатель (реб нок) играет роль стоящего перед зеркалом, играющие –
«осколки зеркала», его отражающие
-«отражается» выражение лица, настроение (хмурый, радостный,
обиженный)
«Пишущая машинка»
все участники игры выполняют синхронно ряд движений:
-хлопают перед собой в ладоши
-двумя руками хлопают по коленям (правая рука - по правой, левая - по
левой)
-выбрасывать вверх правую руку вправо, щ лкая пальцами
- выбрасывать вверх левую руку влево, щ лкая пальцами
вариант:
-изменять темп движений,
-вводить речевое сопровождение,
-передавать эстафету глазами, голосом.
«Встань по пальцам»
дети сидят, ведущий отворачивается и поднимает над головой несколько
пальцев, на одной или на обеих руках и вслух считает до трех, после чего
произносит «замри».
«телеграмма»
дети стоят в кругу, крепко держась за руки. водящий – почтальон – стоит в
центре круга, его задача – перехватить «телеграмму», то есть увидеть, у кого
из детей она сейчас находится. после этого как телеграмма перехвачена,
почтальоном становится тот, у кого ее заметили.
«Путаница»
выбирается водящий, который отворачивается. остальные дети становятся
вкруг и берутся за руки. держась за руки, они начинают запутываться –
меняться местами, перешагивать через опущенные руки, пролазить под
руками и т. д. когда образовалась путаница зовут водящего, который
пытается распутать то, что получилось, также не разжимая рук.
«руки-ноги»
один хлопок – руки поднять или опустить, два хлопка – сесть или встать.
«Ладонь в ладонь»
дети в паре прижимают свои ладошки к ладошкам другого и таким
образом,не отрывая ладошки, друг от друга, двигаются по комнате, где они
преодолевают различные препятствия. при этом останавливаться нельзя, если
пара остановилась, тогда она приседает.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение центр
развития реб нка детский сад №36 «Ласточка» г. Светлоград
«Руки-ноги»
играющие сидят (на стульях, на ковре). воспитатель (реб нок) хлопает 1 раз –
команда рукам (поднять, опустить, на пояс, за голову и т. п., хлопает 2 раза –
команда ногам (встать, сесть, скрестить и т. п.).
последовательность движений (хлопков, темп могут меняться.
«заводные человечки»
воспитатель предлагает детям картинки-символы (заводные человечки,
которые делают зарядку). каждая поза имеет свой номер. дети, глядя на
карточку, выполняют упражнение, несколько раз повторяя движения.
вариант:
-выполнение упражнений на сч т, на хлопки – смена движений,
-изменение темпа выполнения,
-выполнение парами, тройками, стоя шеренгой, в ряд, полукругом и т. п.
«Карлики великаны»
педагог говорит «карлики»-дети садятся на корточки «великаны»- встают и
поднимают руки вверх.
«Рука в руке»
дети встают в круг и разбиваются на пары. ведущий дает команды, например:
«рука в руке»,»спина к спине», «нога к ноге»
«Буква-хоровод». группа детей, взявшись за руки, хороводом-змейкой идут
за ведущим и прописывают букву, которую он загадал. остальные
отгадывают букву.
«Строим буквы». группа детей «строит» из себя задуманную букву как
застывшую живую пирамиду, остальные отгадывают, записывают,
зарисовывают. «буквы-загадки» могут быть короткими словами-загадками
(кот, яд, ус, сом, хор)
«Повтори – ка»
дети встают кругом. один ребенок берет мяч, передает его другому и
называет животное, например «жираф», другой ребенок говорит «жираф» и
добавляет «слон», третий говорит «жираф», «слон» и прибавляет «лев».
каждый следующий игрок перечисляет всех животных по порядку и
добавляет еще свое.
«Живой алфавит»
ведущий распределяет буквы алфавита и задает слово, дети составляют его
из своих букв, вставая по порядку.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение центр
развития реб нка детский сад №36 «Ласточка» г. Светлоград
«Снежный ком»
ведущий первым называет свое имя. следующий за ним должен повторить
имя ведущего, а затем назвать свое. следующий из детей повторяет уже два
имени и лишь, затем называет свое и т. д.
«сСулья»
вся группа по команде: «приготовились!пожулуйста!»-одновременно встает,
подняв стулья, ставит их в виде какой-нибудь фигуры (например, в полукруг
лицом к двери) и одновременно садится. важно, чтобы не было никаких
разговоров во время выполнения задания,никто не командовал,все работали
одновременно,приспосабливаясь друг к другу. за этим могут следить «судьи».
«Эстафета»
участники эстафеты по одному встают и садятся друг за другом в одном,
едином ритме,так, чтобы, как только сел предыдущий, встает следующий.
порядок «вствания» можно менять. главное-не подталкивать,не вызывать,не
вмешиваться в работу другого человека. вставание можно заменить передачей
хлопков.
3. ребенок загадывает какое- либо животное, которого на самом деле не
существует. затем он его изображает. например, ходит. как это животное.
изображение осуществляется без слов. можно издовать звуки, характерные
для животного. остальные участники игры угадывают, какое это жывотное –
какой у него характер, какое настроение и как они об этом догадались.
«Ассоциации»
дети садятся в круг. ведущий выходит из комнаты, в комнате в это время
загадывается один ребенок из присутствующих. приходит ведущий, его
задача угадать, кого загодали, — для этого он задает вопросы, а все
остальные отвечают на них. вопросы должны быть ассоциативного
характера: «а если этот человек был бы животным, то кем бы он был?» и т.
п. свои варианты предлагает и тот кого загадали.
Снежная королева
цель: развитие умения давать доброжелательную оценку другому человеку.
ход: воспитатель предлагает вспомнить сказку «снежная королева» и
говорит, что у нее есть предложение: кай и герда выросли и сделали
волшебные очки, через которые можно было разглядеть все то хорошее, что
есть в каждом человеке. воспитатель предлагает «примерить эти очки» и
посмотреть внимательно друг на друга, стараясь в каждом увидеть как можно
больше хорошего и рассказать об этом. взрослый первый надевает «очки» и
дает образец описания двух-трех детей. после игры дети говорят, какие
трудности они испытали в роли рассматривающих, что чувствовали. игру
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение центр
развития реб нка детский сад №36 «Ласточка» г. Светлоград
можно проводить несколько раз, отмечая, что с каждым разом детям
удавалось увидеть больше хорошего.
вариант. можно предложить всей группе «надеть очки» и поочередно
разглядывать каждого
«Фраза с заданными словами»
воспитатель называет набор слов (лестница, человек, часы). дети составляют
предложение, используя интонацию (страшное предложение, сказочное
предложение и т. п.) разрешается изменять слова по падежам, порядок слов.
«собрать диалог»
воспитатель предлагает детям вспомнить героев знакомых сказок, фразы из
этих сказок. дети договариваются между собой, кто за какого героя будет
проговаривать реплику, определяют последовательность (в группе
играющих возникает определ нный сюжет с действующими лицами,
характерами, диалогами). начинать игру лучше с одной реплики (фразы,
постепенно доводя диалоги до 3-5 .
«Радио»
цель: развитие устойчивого интереса к сверстнику.
ход: играющие дети садятся полукругом так, чтобы хорошо видеть друг
друга. по считалке выбирается водящий (для первого раза может быть
воспитатель, он выбирает для описания одного из сидящих и отворачивается
к ним спиной и говорит в «микрофон» : «внимание! внимание! потерялась
девочка (мальчик… (дает описание кого-либо из детей). пусть она (он)
подойдет к диктору». все дети по описанию определяют, о ком идет речь.
затем роль диктора исполняет ребенок, которого описывали.
данная игра поможет установить контакт детей друг с другом в коллективе,
будет способствовать умению прислушиваться к мнению других,
формировать позитивное отношение к сверстникам.
«Чемодан».
цель: развитие способности к установлению положительных
взаимоотношений с другими людьми.
ход: для того, чтобы сыграть в эту игру, нам необходимо разделиться на две
команды. для этого у меня есть разрезные картинки, каждый возьмите для
себя один фрагмент картинки. ваша задача – собрать картинку, найти место
свое команде. далее воспитатель предлагает детям воображаемую ситуацию:
они едут отдыхать без взрослых. накануне сами складывают свой чемодан.
чтобы ничего не забыть, надо составить список необходимого и того, что
поможет побыстрее познакомиться с другими детьми. список нужно
составить с помощью схем, рисунков, значков.
командам необходимо приготовить материалы, обсудить и зарисовать, что
нужно взять для путешествия. для этого вам отводиться 10 минут (ставятся
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение центр
развития реб нка детский сад №36 «Ласточка» г. Светлоград
песочные часы). по истечении времени, ведущий предлагает поменяться
списками – зарисовками и отгадать, что же другая команда берет с собой в
путешествие.
организуя данную игру, мы с вами использовали правила социо – игровой
технологии : работа в малых группах, смена лидера, смена мизансцен,
интеграция видов деятельности (социализация, коммуникация,
продуктивная, поисковая и др.).
слепой поводырь
дети делятся на пары. один из участников-«слепой», второй-его «поводырь»,
который сопровождает первого,с одной стороны,позволяя ему двигаться и
знакомиться с окружающими предметами на ощупь самостоятельно, с другой
стороны, обеспечивает его безопасность. у слепого завязаны глаза. затем
дети меняются ролями.
«Телеграф»
цель: развитие умения устанавливать «обратную связь» при взаимодействии
с другими людьми.
ход: четыре ребенка – «связисты»; остальные – наблюдатели; воспитатель –
отправитель телеграммы; один ребенок – ее получатель. связисты и
получатель телеграммы выходят за дверь. воспитатель приглашает одного
связиста и зачитывает ему текст телеграммы один раз. первый связист, чтобы
лучше запомнить текст, может задавать уточняющие вопросы. затем он
приглашает второго связиста и передает ему услышанный текст; второй –
третьему; третий – четвертому; четвертый – получателю. получатель
пересказывает услышанное наблюдателям и спрашивает: верно ли он все
понял?
примерный текст. вылетаю рейсом 47. встречай в 13.00 по московскому
времени. не забудь про конфеты и цветы. до встречи. твой друг.
«Так не так»
игра состоит из парных карточек,на которых нарисована одна и та же
ситуация в двух вариантах ее проживания:правильный и не правильный вид
поведения. перемешанные картинки раздаются всем детям,ведущий просит
рассмотреть и поднять руки тем,у кого картинки с изображением
«неправильного» поведения. один рассказывает как нельзя себя вести-о чем
его картинка. остальные слушают и ищут противоположную. тот кому
досталась такая карточка продолжает,т. е. рассказывает как надо себя вести в
такой ситуации.