Алла Белослудцева
Картотека игр по развитию речи для индивидуальной работы в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека игр по развитию речи для индивидуальной работы в подготовительной к школе группе.
Игры для развития навыков звукового анализа и синтеза.
«Какой звук чаще звучит?»
Ход игры:
Ведущий даё т детям задание: «Я буду читать стихотворение, вы внимательно слушайте и определите, какой звук чаще всего звучит».
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Публикация «Картотека игр по развитию речи для индивидуальной работы в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
Зазудел комарик тонко:
З-з-з — поёт он звонко-звонко,
Повторяет много раз
Резвым мошкам свой рассказ.
«Третий лишний»
Ход игры: Из трех картинок дети должны убрать ту, в названии которой нет звука [ш] :
шина, ландыш, белка; шапка, гармошка, пила;
голубь, шуба, неваляшка; мыши, банан, пушка.
«Услышишь — хлопни»
Ход игры: Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов, ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.
«Угадай-ка»
Ход игры: а. Угадать какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например, сок, осы, носок – сон; ключ, обруч, топор – кот).
б. Угадать, какое слово получится из последних звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например, автобус, пальто, дом – сом)
«Подбери словечко»
Ход игры: Предложить детям подобрать слова, начинающиеся и заканчивающиеся на одни и те же звуки, но состоящие из разного количества звуков (четырех-пяти).
«Подбери картинки»
Ход игры: Предложить детям выбрать из предложенных картинок только те, в названии которых заданный звук находится в начале слова (в середине слова; в конце слова).
«Новоселье»
Оборудование: кот, рак, лось, гусь, волк, слон, лиса, коза, овца, зебра, цапля, белка, курица, кролик, журавль.
Ход игры: Перед детьми предметные картинки с изображениями животных и птиц. Педагог говорит, что у животных и птиц — новоселье и предлагает детям расселить их. Но чтобы звери не поссорились, каждый должен жить на своем этаже: в соответствии с количеством звуков, которые составляют его название. Дети называют изображенных на картинках зверей, определяют количество звуков в слове и место картинки в доме.
«Пирамида»
Оборудование: Предметные картинки : миска, носок, сумка, каска, слива; лиса, весы, мост, стул; сыр, нос, суп.
Ход игры: Перед каждым ребенком рисунок пирамиды. В основании пирамиды — пять квадратов, выше — четыре, потом — три. Заканчивается пирамида треугольной верхушкой. Педагог раздает детям предметные картинки и предлагает их разложить в пирамиде соответственно количеству звуков в слове: в основании пирамиды должны быть картинки, названия которых состоят из пяти звуков, выше — из четырех и, наконец, — из трех.
«Телеграфисты»
Ход игры: Играют двое детей, они — телеграфисты, передающие и принимающие телеграммы. Содержание телеграммы задается ведущим, который скрытно от второго играющего показывает первому играющему картинку. Тот должен «передать содержание телеграммы» : произнести слово — название картинки по звукам. Второй играющий «принимает телеграмму» — называет слово слитно, то есть осуществляет операцию звукового синтеза. Затем играющие меняются ролями, и игра продолжается.
«Поймай звук»
Ход игры: Дети стоят в кругу, у ведущего мяч. Он произносит вслух какое-нибудь слово, бросает любому играющему мяч и говорит, какой по счету звук тот должен назвать, например: «Сыр, второй звук». Ребенок ловит мяч, отвечает: «Ы» — и возвращает мяч ведущему, который задает следующее задание, относящееся к этому же слову. Все звуки в слове должны быть проанализированы, причем к одному и тому же звуку можно предъявить несколько заданий.
«Звуковая линейка»
Оборудование: Звуковая линейка.
Ход игры: Педагог демонстрирует всей группе последовательность звуков в слове, передвигая круг- звук в линейке из одного окошка в другое, а дети внимательно смотрят на линейку и произносят звуки слова. В дальнейшем дети учатся работать с линейкой самостоятельно.
Игры для развития связной речи
Игры для развития умения составлять рассказ о предмете.
«Волшебная корзинка»
Оборудование: корзинка с набором игрушечных овощей.
Ход игры: Воспитатель достаёт из корзинки овощ, задаё т вопрос: «Что это? Какая она (цвет, размер, вкус). Что можно приготовить из этого овоща?»
«Что есть у игрушки»
Оборудование: игрушки зверей, человечков и прочие картинки с изображениями разных людей.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку сравнить себя с той или иной игрушкой: уточкой, петушком, медведем, клоуном, солдатиком, космонавтом, куклой Барби и др. Поощряются высказывания типа: «У уточки клювик, а у меня носик», «Мишка лохматый, а у меня кожа гладкая», «У мишки четыре лапы, а у меня две руки и две ноги», «И солдатик, и я смелые», «Мы с клоуном вместе любим ходить в цирк», «Я живая, а кукла Барби хоть и двигается, но все равно не живая, а только кукла»,
Можно видоизменять упражнение, предлагая детям сравнивать себя с любимыми героями (сказочными, телевизионными) и, наконец, друг с другом (например, мальчика с девочкой, разного или одинакового роста, по цвету одежды, любимым занятиям, умению красиво что-то делать и т. п.).
«Расскажи о домашних животных и их детёнышах»
Оборудование: иллюстрации с изображением животных и их детенышей.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть рисунки и назвать животных и их детёнышей. На рисунках изображены взрослые животные, например, собака, корова, свинья, лошадь и отдельно их детёныши — щенок, телёнок, поросёнок, жеребёнок. Как можно назвать этих животных? Каких ещё домашних животных вы знаете?
Воспитатель предлагает детям рассказать, как человек заботится о домашних животных, а затем сам рассказывает о каком-либо животном и его детеныше (по выбору) по плану: названий, внешний вид, где живет, какую приносит пользу, как и чем помогает людям.
«Отгадай — ка!»
Оборудование: фишки.
Ход игры: По сигналу воспитателя, ребенок, получивший фишку, встает и делает по памяти описание любого предмета, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает фишку следующему и т. д.
Игры для развития умения содержательно и выразительно пересказывать литературный текст.
«Письмо от зайца»
Оборудование: Наборное полотно с изображением колобка, серия сюжетных картинок в конверте по сказке «Заюшкина избушка».
Ход игры: Воспитатель говорит, что Колобок получил от Зайца письмо в картинках. Детям предлагается помочь Колобку прочитать письмо, разложив картинки в нужной последовательности. В конце игры дети по цепочке рассказывают всю сказку, используя выбранные картинки.
«Собери цепочку»
Оборудование: Картинки с изображением сказок, шнурки.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям выбрать сказку, из которой они будут собирать цепочку. Затем дети пересказывают собранную сказку.
«Рисуем и играем в сказку»
Оборудование: Наборное полотно с сюжетами из сказки «Гуси-лебеди», плоскостные фигурки для обводки.
Ход игры: Дети выбирают понравившиеся персонажи сказки, обводят и раскрашивают их на листе бумаги. Воспитатель спрашивает, узнали ли дети сказку. Дети составляют предложения и раскладывают персонажи в правильном порядке. Затем все дети участвуют в пересказе сказки, по цепочке продолжая сюжет.
«Разложи по порядку»
Оборудование: Наборное полотно с картинками, кружки с цифрами.
Ход игры: Дети рассматривают картинки, вспоминают название сказки и кладут фишки с цифрами под картинками, определяя последовательность сюжета.
«Лабиринт сказок»
Оборудование: Наборное полотно с изображением лабиринта.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть изображения сказочных героев и домики, описать их. Затем по запутанной дорожке найти домик каждого персонажа.
«По дорожкам к теремку»
Оборудование: Наборное полотно с изображением сказки «Теремок».
Ход игры: 1 вариант – дети рассматривают героев сказки и вспоминают её название. Воспитатель загадывает описательные загадки об изображённых персонажах. Ребёнок отгадывает загадку и получает фишку.
2 вариант – дети сами придумывают описательные загадки о героях и загадывают их играющим. Получают фишку те дети, чья загадка более интересна, и которую смогли отгадать другие дети.
«Воздушный шар со сказками»
Оборудование: Плоскостной воздушный шар с наклеенными сюжетами из разных сказок.
Ход игры: 1 вариант – воспитатель говорит: «Колобок спускается на воздушном шаре вместе со сказками». Предлагает детям назвать сказки, их героев, кратко описать сюжет.
2 вариант – дети называют героев, которые не изображены на картинке, но есть в этой сказке. Для этого варианта к каждой сказке кладут квадратики по количеству отсутствующих героев.
«Строим лесенку»
Оборудование: Плоскостная лестница, карточки с сюжетами сказки В. Сутеева «Три котёнка».
Ход игры: Воспитатель рассказывает сказку, затем задаёт вопросы, определяющие последовательность, и предлагает разложить карточки, начиная с нижней ступеньки, соответственно сюжету сказки.
«Что за чем?»
Оборудование: Плоскостной домик, карточки с сюжетами сказки В. Сутеева «Заяц и ёж».
Ход игры: Воспитатель читает сказку, задаёт вопросы по тексту и предлагает детям разложить картинки по порядку, закрывая ими окна в домике.
«Собери сказки»
Оборудование: Наборное полотно с изображением сюжетов из двух сказок, треугольники разной величины и цвета с изображением персонажей сказок.
Ход игры: В начале игры дети угадывают названия сказок, которые они будут собирать. Ведущий раскладывает треугольники с героями сказок. Ребёнок берёт треугольник, говорит, какой герой сказки изображён, составляет одно – два предложения об этом герое и кладёт треугольник на наборное полотно, ориентируясь на величину геометрической фигуры. Затем участвующие в игре дети вместе с воспитателем пересказывают сказки.
«История щенка». (По сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»)
Оборудование: Наборное полотно, карточки с сюжетами сказки «Кто сказал мяу».
Ход игры: 1 вариант – воспитатель рассказывает сказку, используя картинки, затем переворачивает картинки. Дети берут картинку и рассказывают об изображённом на ней эпизоде, определяя её место на наборном полотне при помощи воспитателя.
2 вариант – играют двое детей. Дети по очереди берут картинки, самостоятельно определяют их последовательность и пересказывают текст.
«Собираем сказки»
Оборудование: Наборное полотно, разделённое пополам, картинки с изображением сказочных сюжетов.
Ход игры: На столе разложены картинки к сказкам. Воспитатель предлагает детям отобрать картинки той сказки, которую они будут собирать. Затем дети называют сказку и 1 вариант: рассказывают об изображённых сюжетах, 2 вариант: пересказывают сказку, соблюдая последовательность повествования.
«Доскажи словечко»
Оборудование: Стихотворный текст, отражающий содержание сказки.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям помочь ему рассказать сказку, вспомнив недостающие слова. Чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный настрой и активизировать мыслительный процесс, вводится персонаж из этой сказки.
«Колобок в гостях у сказки»
Оборудование: Полотно с изображением колобка в осеннем лесу, герои сказки «Заюшкина избушка».
Ход игры: 1 вариант – воспитатель предлагает детям помочь Колобку назвать героев сказки, которые лежат на полотне, вспомнить, как называется эта сказка, каких героев не хватает. По мере ответа этот герой появляется на наборном полотне. Когда все герои собраны, дети пересказывают сказку.
2 вариант – после пересказа сказки воспитатель предлагает детям вспомнить, в каких ещё сказках встречаются Медведь, Заяц и Волк.
«Поиграем в сказку»
Оборудование: Геометрические фигуры разного цвета и размера.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям поиграть в сказку «Три медведя». Говорит, что красный маленький круг– это девочка. Дети выбирают круги, треугольники, квадраты, прямоугольники для обозначения медведей, чашек, ложек, кроватей, стульев, объясняя свой выбор. Дети манипулируют фигурками, отражая определённый сюжет сказки.
Игры для развития умения делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части.
«Закончи слово»
Ход игры: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за)
«Назови по порядку слоги»
Ход игры: Педагог произносит слово, дети говорят, какой слог 1-й, какой – 2-й. Например: САДЫ – 1-й слог СА-, 2-й слог - -ДЫ. Вначале берутся слова из 2-х слогов (ВОДА, ПОЛЕ, ЛУНА, УТРО, НЕБО, КОСМОС). Произнося слова по слогами, дети на каждый слог делают хлопок в ладоши.
«Паровозик и вагончики»
Ход игры: На паровозик кладётся картинка. Паровоз – это слово, ребёнок называет слово, затем делит слово на слоги, присоединяя к паровозу вагончики. Если в слове 1 слог, то к паровозу присоединяется 1 вагончик, если 2 слога – 2 вагончика и т. д.
«Гусеница»
Ход игры: педагог показывает гусеницу, разделённую на части, нужно с её помощью показать, сколько в слове слогов. Если в слове 1 слог, то к голове гусеницы присоединяется 1 часть, если 2 слога – 2 части и т. д.
«Тучка и зонтик»
Ход игры: На тучку кладётся картинка. Дети называют её и при помощи капелек, падающих на зонтик, показывают количество слогов в слове.
«Цветочный магазин»
Игровой материал: Открытки с изображениями цветов, названия которых состоят из двух, трех и четырех слогов. Двухсложные: роза, пион, астра, тюльпан, нарцисс, ирис. Трехсложные: ромашка, лилия, василек, гвоздика. Четырехсложные: незабудка, колокольчик, хризантема. Числовые карточки — «деньги» с двумя, тремя и четырьмя кружками. Наборное полотно.
Ход игры: I вариант: Воспитатель предлагает детям поиграть в цветочный магазин и ставит перед ними наборное полотно с открытками, на которых нарисованы цветы. Рассказывает: «Это у нас цветочный магазин. В нем продаются разные цветы. Одни — с короткими названиями, например пион, другие — с длинными названиями, например незабудка. У каждого из вас есть числовая карточка с кружками. Это — «деньги». Вы будете покупателями, а я — продавцом. Покупатель может купить лишь тот цветок, в названии которого столько частей (слогов, сколько кружков на карточке. Вы придете в магазин, предъявите мне числовую карточку и произнесете название цветка по частям. Если вы правильно определили, какой цветок можете купить, то получите его. Если ошибетесь, цветок останется на прилавке». Вызванные дети произносят по слогам названия цветов и отдают воспитателю числовые карточки. В конце игры воспитатель сам показывает детям числовую карточку с двумя кружками, просит показать и назвать купленные цветы. Дети выходят с открытками к его столу и поочередно произносят названия своих цветов: «Роза. пион. тюльпан» и т. д. Потом воспитатель показывает карточку с тремя и четырьмя кружками, и дети произносят трехсложные, а затем и четырехсложные названия.
II вариант. Посадим цветы на клумбу Воспитатель раздает детям открытки с изображениями цветов. Вывешивает перед ними наборное полотно с тремя полосками. В верхнюю полоску вставлена числовая карточка с одним кружком, в среднюю — с двумя, в нижнюю — с тремя. Предлагает детям «посадить цветы на клумбу» : в первую, верхнюю бороздку — цветы, названия которых делятся на две части (на два слога, в среднюю — цветы с названиями из трех частей, в нижнюю — с названиями из четырех. Воспитатель вызывает детей сначала для посадки цветов в верхнюю бороздку, потом -— в среднюю и, наконец, — в нижнюю. В заключение дети хором произносят названия цветов и определяют, правильно ли они посажены.