Наталья Холова
Картотека игр по математике в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека игр по математике в средней группе.
Подготовила воспитатель I категории
Холова Н. В.
Игры, направленные на формирование элементарных
математических представлений у детей средней группы
Количество, счёт, величина, форма, ориентировка в пространстве:
1. Подвижная игра «Зайцы и лиса»
Цель: формировать детей умение различать количество предметов, знакомить с понятиями «один», «много», «ни одного».
Публикация «Картотека игр по математике в средней группе» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
Содержание. Воспитатель (лиса) предлагает детям (зайчикам) поиграть на полянке. Под бубен приближается лиса. Все зайцы разбегаются кто куда. Воспитатель (лиса) ищет зайцев, приговаривая: «Где же зайцы? Было много, а теперь ни одного». Ира повторяется.
2. Дидактическая игра «Найди пару».
Цель: закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами: большой, маленький, больше, меньше.
Содержание: дети вместе с воспитателем рассматривают шишки. Воспитатель предлагает взят по одной большой шишке и найти ей пару – маленькую шишку: «Попробуйте спрятать в ладошках большую (маленькую) шишку. Возьмите маленькую шишку в правую руку, а большую – в левую руку. Что можно сказать о величине маленькой шишки по сравнению с большой?» (Маленькая шишка меньше большой шишки.) «Что можно сказать о величине большой шишки по сравнению с маленькой шишкой?» (Большая шишка больше маленькой шишки).
3. Сенсорная игра «Размещение больших и маленьких вкладышей разной формы в соответствующие гнёзда»
Цель: уточнить и закрепить умения детей сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами; большой, маленький, больше, меньше.
Содержание: Воспитатель показывает коробку с прорезями разных фигур и разного размера. Затем предлагает разместить фигуры по своим местам.
4. Дидактическая игра: «Петрушка и мячи».
Цель: знакомить с составлением группы предметов из отдельных элементов и выделением из неё одного предмета; учить понимать слова много, один, ни одного.
Содержание. Петрушка приносит детям корзин с мячами. Воспитатель спрашивает: «Что принёс Петрушка? Сколько мячей принёс Петрушка?» Высыпает мячи на пол, дети берут по одном мячу. Воспитатель по очереди обращается к детям: «Сколько мячей ты взял? Сколько мячей корзине?» (ни одного.)
«Что надо сделать, чтобы у Петрушки в корзине стало много мячей?» Дети складывают мячи в корзину. Воспитатель: «Сколько мячей ты положил? Сколько мячей стало в корзине?»
5. Дидактическая игра «День – ночь».
Цель: закреплять знания детей о времени суток, действия людей ночью, днём; развивать внимательность.
Содержание. Воспитатель называет действия людей днём или ночью. Дети, если это «день», прыгают, кружатся, танцуют, ходят, а если «ночь» - приседают, закрывают глаза, кладут руки под щёку.
6. Дидактическая игра «Узнай по описанию»
Цель: уточнить и закрепить умение детей сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.
Содержание. Воспитатель описывает длины предметов, изображённых на одной из карточек. Дети должны догадаться, о какой карточке идёт речь.
7. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель: закреплять у детей умение группировать однородные объекты по группам; сравнивать группы предметов на основе составления пар; развивать умение считать в пределах двух.
Содержание. Из мешочка дети по очереди достают разные предметы, показывают всем, проговаривая, что он достал и сколько (один мячик, один кубик, и т. д.). Воспитатель предлагает поставить все предметы на стол, внимательно рассмотреть и найти им пары. Уточняет, у каких предметов нет пары. Спрашивает, сколько мячиков, сколько кубиков и т. д., дети отвечают.
8. Дидактическая игра «Найди такую же фигуру»
Цель: помогать находить нужную фигуру методом зрительного соотнесения.
Содержание. Сначала игру лучше проводить, используя фигуры одного цвета и размера. Воспитатель раскладывает на столе фигуры двух форм и предлагает отобрать все фигуры такой же формы.
9. Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Цель: обогащать опыт детей в сравнении количества предметов, учить понимать и употреблять в речи соответствующие числа: один, два, три.
Содержание. Воспитатель предлагает выполнить поручение мамы и купить продукты для обеда. Дети приходят в супермаркет за покупками вместе, выбирают товар по заданию воспитателя (два яблока, дну морковку и т. д.).
10. Дидактическая игра «Узнай по описанию» (2)
Цель: уточнять и закреплять у детей понятия длинный – короткий, длиннее – короче; широкий – узкий, шире – уже, высокий – низкий, выше – ниже; обогащать опыт детей в соотнесении предметов по величине.
Содержание. Воспитатель описывает длины предметов, изображённых на карточках. Дети должны догадаться о какой из карточек идёт речь.
11. Дидактическая игра «Собери грибы»
Цель: обогащать опыт детей в сравнении количества предметов, учить понимать и употреблять в речи соответствующие числа: один, два, три.
Содержание. Воспитатель рассказывает детям, что мама-белка попросила помочь собрат для бельчат по три грибочка каждому. Воспитатель показывает, как собрать в корзину три грибочка, проговаривая способ счёта предметов. Предлагает детям повторить действие, уточняя, сколько собрала Даша грибочков, и т. д.
12. Дидактическая игра «Число и цифра»
Цель: совершенствовать навыки порядкового счёта, закрепить цифру 2.
Содержание. У каждого ребёнка набор цифр от 1 до 2. Педагог показывает детям поочерёдно карточки с разным количеством предметов (1,2). Дети должны поднять карточки с соответствующей цифрой.
13. Дидактическая игра. «Когда это бывает?».
Цель: закреплять знания о частях суток.
Содержание. На столе лежат разные картинки, отражающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика, занятия, игры на участке, сон, приход родителей и др. К каждой части суток должно быть несколько сюжетных картинок. По слову, которое произносит педагог, ребёнку нужно показывать карточку и объяснять, почему он её поднял.
14. Дидактическая игра «Разложи фигуры по местам»
Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах: квадрат, круг, треугольник; знакомить с прямоугольником, развивать умение распознавать и называть его среди других геометрических фигур.
Содержание. Дети подбирают к своим карточкам с геометрическими образцами нужные фигуры и выстраивают в том же порядке, что и на карточке.
15. Игровое упражнение «Посчитай звуки»
Цель: закреплять знания детей о геометрически фигурах, совершенствовать умение двигаться в заданном направлении.
Содержание. Воспитатель говорит: «Заяц у нас музыкант, поэтом он предлагает нам музыкальное задание. Заяц будет играть на ложках, а вы должны посчитать, сколько раз он постучал, и показать карточку с таким же количеством кругов, сколько звуков вы услышите. Давайте послушаем. (Не забывать исправлять детей, если они считают неправильно.) Сколько звуков вы услышали? Покажите карточку, на которой столько же кругов». (игра продолжается 3-4 раза).
16. Дидактическая игра «Строим игровую площадку»
Цель: развивать умение обследовать и сравнивать геометрические фигуры по величине, форме.
Содержание. Воспитатель показывает геометрические фигуры, предлагает определить их форму, цвет, величину и сгруппировать по форме, а затем по величине.
17. Дидактическое упражнение «Солнышко высоко…»
Цель: закрепить понятия высоко – низко, далеко – близко.
Содержание. Воспитатель произносит первую часть предложения, дети заканчивают и показывают соответствующие движения.
Солнышко высоко, (Дети поднимают руки вверх)
А тропинка – низко, (наклоняются в низ)
Что за лесом – далеко, (дети вытягивают руки вперёд)
Перед лесом – близко, (прижимают руки к груди).
18. Дидактическая игра «Спрячь игрушки».
Цель: развивать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.
Содержание. Воспитатель прячет игрушки, а дети помогают друг другу и найти. Ребята ищут предметы глазами, находясь в определённом месте группы. Дети называют место, где спрятана игрушка, используя слова: сзади, впереди, вверху, внизу, слева, справа.
19. Дидактическая игра «Положим кубы в коробку».
Цель: показать независимость результата счёта от расстояния между предметами (в пределах 5).
Содержание. На столе разложены разноцветные кубы на разном расстоянии друг от друга. Воспитатель предлагает детям собрать все кубы. «Какого цвета кубы? Как узнать поровну ли красных и синих кубов? На каждый красный куб поставьте синий куб. что можно сказать о количестве красны и синих кубов? Возьмите по одному красному или синему кубу и разложите их в две коробки так, чтобы в одной были только красные кубы, а в другой – все синие кубы».