Ирина Лукьянова
Картотека игр на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека игр на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Педагог-психолог МБДОУ д/c № 6 «Здоровье»
Лукьянова Ирина Николаевна
Попугай.
(для детей с 4 лет)
Цель: учить передавать эмоциональное состояние с помощь речи и мимики
Публикация «Картотека игр на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Взрослый говорит любое короткое предложение, например «Я иду гулять» с определенным чувством, а дети по очереди должны повторить его и угадать, с каким чувством сказано это пред-ложение (радостно, грустно, вопросительно, с досадой, испугано, со злостью, спокойно)
Стулья для животных.
(для детей с 4 лет)
Цель: развитие эмоциональной сферы
В центре комнаты ставятся три стульчика с прикрепленными картинками животных в разных настроениях: веселое, страшное, грустное. Тот, кто сядет на стульчик, превращается в страшного зверя, грустного или веселого животного. Дети поочередно садятся на стульчики и показывают заданное настроение зверей.
На что похоже настроение?
(для детей с 5 лет)
Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похоже на бе-лое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д.
Интерпретируя ответы детей, учтите, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессив-ные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.
Раз, два, три. Настроение, замри!
(для детей с 5 лет)
Цель: развитие эмоциональной сферы, выразительности пантомимики
Показать ребятам картинку с изображением людей в различных настроениях (грусть, обида, радость, злость и т. п.). Ребята по команде: «Раз, два, три. Настроение, замри!» - изображают на лице определенное настроение.
Школа актеров.
(для детей с 5 лет)
Цель: развитие эмоциональной сферы, выразительности пантомимики
В школу актеров принимаются дети после небольшой проверки. Вам нужно:
• Нахмуриться, как осенняя туча; рассерженный человек;
• Загрустить, как царевна Несмеяна; заболевший ребенок; ослик Иа
• Злиться, как злая волшебница; два барана на мосту; голодный волк; ребенок, у которого от-няли мяч;
• Испугаться, как заяц, увидевший волка; птенец, который выпал из гнезда; котенок, на которого лает злая собака;
• Улыбнуться, как кот на солнышке; хитрая лиса; мама; будто ты увидел чудо.
Эмоции.
(для детей с 5 лет)
Цель: развитие эмоциональной восприимчивости, распознание эмоциональных состояний.
Детям показывают картинки с изображением детей в разных эмоциональных состояниях.
Детям предлагается показать с помощью мимики и позы изображенные на них эмоции и на-звать их.
Затем объяснить, почему дети в таком настроении? Что могло произойти?
Каждому ребенку предлагается выбрать по одной картинке и придумать по ней короткий рас-сказ.
Примечание. Задание может использоваться как тест для определения эмоциональной воспри-имчивости ребенка с шести лет - чем больше эмоций он различил, тем выше уровень его эмпатии
Рисуем эмоции.
(для детей с 5 лет)
Цель: развитие эмоциональной сферы
На столах лежат листочки, разделенные пополам. На левой стороне листка нарисовано изобра-жение какой-нибудь эмоции.
Задача: на правой стороне листка нарисовать точно такой же рисунок, какой изображен на ле-вой стороне.
Цветок радости.
рисование
Каждому ребенку дается бумажный лепесток (или два, если детей мало, карандаши и флома-стеры. Детей просят раскрасить лепестки «радостными» цветами.
Затем берется бумажный круг – серединка цветка – и степлером присоединяются к нему рас-крашенные лепестки.
Аналогично можно выполнять задание и с другими положительными эмоциями или качества-ми. Например, цветок интереса, цветок знаний, цветок дружбы и т. п.
Злой, грустный, недовольный.
(для детей с 6 лет)
Цель: учить различать эмоциональные состояния друг друга
Дети сидят в кругу, водящий за кругом спиной к ним или выходит за дверь. Взрослый говорит детям, какую отрицательную эмоцию каждый из них будет изображать. Когда входит водящий, взрослый говорит ему: «У нас все дети в хорошем настроении, только двое злых (грустных, недо-вольных). Кто они?»
Водящий подходит к детям и угадывает. Если он правильно называет эмоцию, все кричат «Ура!» или хлопают в ладоши. А ребенок, изображавший отрицательную эмоцию, улыбается. Ес-ли водящий ошибся, все говорят «Ой – ой –ой!»
После выбирают нового водящего.
Радости и огорчения.
(для детей с 6 лет)
Цель: выявление характера и содержания переживаний, их осознание.
Ребятам предлагается дополнить два предложения: «Больше всего я радуюсь, когда.», «Больше всего я огорчаюсь, когда.».
Лист бумаги делится пополам. Каждая часть имеет символ: солнце и тучу. Дети в соответст-вующей части листа рисуют свои радости и огорчения.
После предлагается ответить на вопрос: «Как ты думаешь, что радует, а что огорчает твоих ро-дителей, учителя?»
При анализе ответов можно выделить радости и огорчения, связанные с собственной жизнью, с жизнью группы.
Закончи предложение.
Цель: осознание своих эмоций и эмоциональных реакций других людей
Детям предлагается закончить предложение:
Когда ребенок плачет, мама чувствует…
Когда дети играют, они чувствуют…
Когда человек говорит неправду, он чувствует…
Когда ребенок болеет, мама чувствует…
Когда человек остается один, он чувствует…
Когда человек сделал доброе дело, он чувствует
Когда у человека есть друг, он чувствует…
Когда человек видит что-то необычное, он…
Волшебные шары.
Цель: развитие воображения, закрепление знаний об эмоциях
Детям предлагают изображения воздушных шаров разнообразной формы. Каждый ребенок выбирает себе шар и схематически рисует на нем эмоцию, которая подходит к форме этого шара. Затем шар раскрашивают подходящим цветом.
Эмоции в цветных пятнах.
Цель: развитие воображения, фантазии, кооперации
Дети делятся на группы. Каждой группе предлагается нарисовать цветными пятнами опреде-ленную эмоцию. Одна группа рисует на большом листе бумаги радость, другая – грусть, третья удивление и т. д.
После выполнения задания дети рассматривают «листы эмоций» и обсуждают цветовые гам-мы.
Снежинки – эмоции.
Цель: развитие воображения, фантазии, осознание своего эмоционального состояния.
Детям предлагаются снежинки с изображением какой-либо эмоции, которые они должны до-рисовать или раскрасить.
Затем снежинки надо перевернуть и на оборотной стороне нарисовать свое настроение
По окончанию рисования все рассматривают и обсуждают работы друг друга.
Вместо снежинок можно детям предложить сердечки, звездочки, шарики, цветочки и т. п