РОГОВА АЛЕКСАНДРА
Картотека игр на развитие внимания для детей 5–6 лет в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Солнце или дождик?»
Цель: Развитие у детей умения переключать слуховое внимание, выполнять
действия согласно различному звучанию бубна.
Материал: бубен, картинки с изображением прогулки детей при ярком
солнце и дожде.
Ход игры: Взрослый говорит ребенку: «Сейчас мы с тобой пойдем на
прогулку. Дождя нет, погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать
цветы. Ты гуляй, а я буду бубном звенеть, и тебе веселее будет гулять под его
звуки. Если начнется дождь, я буду в бубен стучать, а ты, услышав стук, беги
в дом. Взрослый повторяет игру, меняя звучание бубна 3-4 раза.
«АУ, АУ!»
Публикация «Картотека игр на развитие внимания для детей 5–6 лет в старшей группе» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры на развитие внимания
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Развитие внимания, умение ориентироваться в пространстве,
различать левую и правую стороны.
Ход игры: Ребенок прячется в комнате и время от времени говорит: «Ау,
ау!», а другой ребенок ищет его. Взрослый читает стихи:
Я скажу тебе «Ау!», угадай, где я стою?
Ты найди меня, найди, здесь я, где-то на пути!
Где я, где — реши скорей: иль левее, иль правей!
Повнимательнее будь, все облазить не забудь! (А. Ануфриева)
"Угадай, что исчезло"
Цель: развитие внимания и памяти.
Ход игры: Выложить перед малышом 3 – 4 игрушки. Попросите его
посмотреть, а потом отвернуться. Убрать или добавить одну игрушку и
попросить ребёнка угадать, что исчезло или появилось. Постепенно
количество игрушек увеличивать. В 6-ти – 7-ми летнем возрасте ребёнок
должен легко запоминать до 10 предметов.
"Топ-хлоп"
Цель: развитие концентрации, переключения внимания.
Ход игры: Ведущий произносит фразы-понятия - правильные и
неправильные.
Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное - топают.
Примеры: "Летом всегда идет снег". Картошку едят сырую". "Ворона -перелетная птица". Понятно, что чем старше дети, тем сложнее должны быть
понятия.
На прогулке
Во время прогулки или отдыха на природе тоже можно организовать игры на
развитие внимания дошкольников.
«Найди игрушку»
Взрослый прячет игрушку на детской площадке (на полянке, ребенок ищет.
Потом меняются ролями.
«Разведчики»
Будем наблюдать за природой или местностью вокруг нас. Кто больше
найдет: а) все зеленое; б) все круглое; в) все мягкое и т. д.
«На стол! Под стол! Стучать!»
Цель: развитие свойств внимания: концентрация, переключение.
Ход игры: Ребенок должен выполнять словесные команды взрослого, при этомвзрослый старается его запутать. Сначала взрослый говорит команду и сам еевыполняет, а ребенок повторяет за ним. Например: взрослый говорит: «Подстол!» и руки прячет под стол. «Стучать!» и начинает стучать по столу. «Настол!» – руки кладет на стол, ребенок за ним повторяет и так далее. Когда
ребенок привыкнет повторять движения за взрослым, взрослый начинает его
путать: говорит одну команду, а выполняет другое движение.
«Мы – зайчики»
Цель: концентрация внимания на собственном слухе, тренировка памяти.
Ход игры:
Большим и указательным пальцами дети оттягивают назад и вверх уши,
взрослый показывает, как это правильно делать. – Вот какие у нас стали
большие уши, мы теперь хорошо слышим. Я сейчас тихо назову слова, а ты
их услышь и повтори: клоун, зайчик, комната. Количество слов можно
постепенно (по одному увеличить до 5, или составить предложение из 4-5-ти
слов. И не забывайте, что вы «зайчики».
«Поймай-ка»
Цель: развитие внимания, умения представить визуально вертикальную
линию.
Ход игры:
Взрослый стоит, вытянув руки вперед. На стыке ладоней лежит маленькая
коробочка. Руки ребенка с соединенными ладонями находятся под руками
взрослого на расстоянии примерно 50 см. Взрослый говорит – «Лови» и
отпускает коробочку. Ребенок должен поймать ее на лету. Далее слово
заменяется символом. А – надо ловить, Б – не надо и т. п. (Ой, падает
игрушка, ладошки подними, построй из них ловушку, игрушку подхвати).
«Шифруем цифры»
Цель: развития внимания, наблюдательности.
Материал: карточки с цифрами и их шифром.
Ход: Взрослый показывает ребенку карточки с цифрами и листок с шестью
числами. – Давай вместо цифр нарисуем значки на карточках. Это будут
наши секретные числа. Расшифровать их можно, только зная код. Затем
ребенок сначала зашифровываем предложенные числа, а затем
расшифровываем по знакам.
Эту же игру можно провести с буквами и попросить ребенка расшифровать, а
затем самостоятельно зашифровать слова (педагог их расшифровывает,
допуская ошибки, чтобы ребенок ему «помог»).
«Найди предмет»
Цель: развитие внимания, умения по описанию находить предметы.
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку по описанию найти в кабинете
предмет, находящийся в комнате. Например: круглый, резиновый, синего
цвета, прыгает, если его ударять рукой и т. д.
«Где спрятана игрушка?»
Цель:развитие концентрации внимания.
Материал: 3 спичечных коробка, мелкий предмет.
Ход игры: В один из коробков взрослый на глазах ребенка кладет
маленькую игрушку. Затем медленно передвигает коробки сначала два раза и
просит определить, в каком коробке игрушка. В дальнейшем коробки
переставляются быстрее и больше раз.
«Найди пару»
Цель: развитие внимания, восприятия, умения сравнивать.
Материал: изображения 5-ти предметов, незначительно отличающихся друг
от друга, 2 из которых одинаковые.
Ход игры: посмотри внимательно на предмет и найди к нему пару. В
дальнейшем игру усложняется: предметов для выбора становится больше,
отличия менее заметные.
«Лабиринт»
Цель: развитие устойчивости внимания.
Материал: изображение лабиринтов (участник и цель, разделенные
«лабиринтом»).
Ход игры: взрослый просит ребенка помочь девочке попасть в школу,
зайчику дойти до морковки и т. п.
«Чего не хватает?»
Цель развитие внимания, восприятия.
Материал две похожие картинки, на одной из которых отсутствует одна
деталь.
Ход игры: Взрослый просит ребенка внимательно посмотреть на рисунки и
ответить, чего не хватает на втором рисунке. Усложнение: отсутствующая
деталь может быть замаскирована, быть очень маленькой.
«Найди одинаковые предметы»
Цель: развитие устойчивость внимания.
Материал: картинка с изображенным на ней большим количеством
предметов, два из которых одинаковые.
Ход игры: Среди разбросанных всюду предметов есть два одинаковых.
Найди их сам!
«Найди непохожий на другие»
Цель: развитие внимания, умения сравнивать.
Материал: 4 картинки, 3 из которых одинаковые, одна не похожа на другие.
Ход игры: Взрослый просит ребенка найти картинку в ряду, не похожую на
другие.
«Зеркало»
Цель: развитие переключения внимания, координации движений.
Ход игры:взрослый предлагает ребенку стать зеркалом. – Представь, что ты
– зеркало и повторяй все, что будет делать ведущий. Сначала взрослый
выполняет движения медленно, затем быстрее и быстрее.
«Найди отличия»
Цель: развитие концентрации внимания, умения сравнивать.
Материал: две картинки, внешне похожие, но с отличиями.
Ход игры: Взрослый просит ребенка внимательно рассмотреть картинки. –
Внимательно посмотри на картинки, расскажи, чем они отличаются. По ходу
усложнения задания ребенку предлагаются картинки с более незаметными
отличиями.
«Что изменилось?»
Цель: развитие внимания, зрительной памяти.
Материал: 4 предмета (игрушки, овоща, карандаша и т. п.).
Ход игры: Перед ребенком ставят 5-6 предметов на 30 секунд и просят
запомнить какие предметы стояли перед ребенком, затем просят его
отвернуться и 1. убирает одну игрушку и спрашивает: - Чего не стало? 2.
Одну игрушку убирает, на ее место ставит другой предмет и спрашивает: -Что изменилось? (Стоял заяц, а теперь его нет, а стоит лиса). 3. Две игрушки
меняют местами и спрашивают: - Что изменилось? (Синий и зеленый
карандаши поменяли местами).
«Будь внимателен»
Цель: развитие внимания, умения быстро и точно реагировать на звуковые
сигналы.
Ход игры: дети идут по кругу. Взрослый с разными интервалами в разном
порядке дает команды: «Зайчики», «Цапли», «Лягушки». Дети должны
выполнять движения в соответствии с командой. Команды даются с
ускорением. Команды и движения меняются в соответствии с темой
занятия. Инструкция по выполнению сигналов дается заранее.
«Соблюдай правила»
Цель: развитие волевого (произвольного) внимания.
Ход игры: Если игра проводится с группой детей, то инструкция дается
следующая: дети по очереди выполняют движения: 1-й – хлопает, 2-й топает,
3-й машет и т. д. Данные движения выполняются друг за другом, дети
должны внимательно следить и не забыть во время выполнить «свое»
действие.
Если игра проводится с одним ребенком, то он должен выполнить несколько
последовательных движений.
«Найди и вычеркни»
Цель: развитие устойчивости и переключения внимания.
Материал: таблица с нарисованными в ней различными предметами,
цифрами, буквами.
Ход игры: Посмотри внимательно в таблицу, найди и вычеркни все флажки,
мячики, цифры 3.
«Да» и «нет» не говорить»
Цель: развитие концентрации и распределения внимания.
Ход игры: взрослый просит ребенка ответить на его вопросы, при этом
запрещается говорить «да» и «нет». – Будь внимателен: 1. Ты любишь играть
в лото? 2. Ты любишь конфеты? 3. Тебя зовут Настя? И т. д.
«Отыщи числа»
Цель: развитие произвольного внимания, распределения внимания.
Материал: таблица с числами от 1 до 10 в произвольном порядке.
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку отыскать числа от 1 до 10 по
порядку, показывая их и называя вслух. Можно засечь время, в группе детей
можно устроить соревнование.
«Наоборот»
Цель: развитие произвольного внимания.
Ход игры: Ребенок делает все наоборот: когда ведущий поднимает руку, он
– опускает, когда наклоняется вперед, он – назад и т. д.
«Найди и закрась»
Цель: развитие устойчивости внимания, восприятия.
Материал: таблица с нарисованными в ней предметами, геометрическими
фигурами, цифрами, буквами, рисунок состоящий из разных геометрических
фигур.
Ход игры: Найди и обведи все буквы в круг, цифры – в квадрат.
Найди и закрась прямоугольники красным цветом, круги – зеленым, и т. п.
«Кто наблюдательнее?»
Цель: развитие распределения внимания.
Ход игры: Ребенку предлагается за 1 минуту назвать предметы круглой
формы (треугольной формы, что бывает зеленого цвета, у кого есть чешуя и
т. д.). Повторять предметы не разрешается. Кто назвал большее количество
предметов, тот – победил.
«Небылицы»
Цель: развитие внимания, умения замечать нелогичные ситуации.
Ход игры: Взрослый читает стихотворение, просит ребенка внимательно его
послушать и отметить все небылицы: Повар готовил обед, а тут отключили
свет. Повар леща берет и опускает в компот. Бросает в котел поленья, в печку
кидает варенье. Мешает суп кочерёжкой, угли бьет поварешкой. Сахар
сыплет в бульон, и очень доволен он. То -то был винегрет, когда починили
свет. О. Григорьев.
«Расставь значки»
Цель: развитие концентрации внимания.
Материал: таблица с геометрическими фигурами. Образец: в каждой фигуре
нарисован определенный значок.
Ход игры:Взрослый просит ребенка расставить значки в геометрических
фигурах, следуя образцу.
«Все помню»
Цель: развитие памяти.
Ход игры: участники садятся в кружок. Оговаривается тема, на которую
будут говорится слова (города, растения, животные и т. д). Затем первый
игрок называет первое слово. Второй игрок должен назвать первое слово и
свое. Следующий игрок должен повторить два предыдущих слова и назвать
свое и т. д. Допустивший ошибку выбывает из игры.
«Перепутались»
Цель: развитие произвольной памяти.
Материал: 5-6 игрушек.
Ход игры: "Игрушки стояли в очереди, они хотели прокатиться на пароходе.
Первым стоял мишка, потом кукла Катя, за ней розовый поросенок, за
поросенком еще один медведь, последний - котенок". Ведущий выстраивает
5-6 игрушек в очередь друг за другом. "Потом зазвонил колокольчик - это
пришел мороженщик, и все звери побежали к нему. А когда они вернулись на
причал, не смогли вспомнить, кто за кем стоял. Помогите игрушкам, ведь
капитан парохода катает за один раз только по два пассажира".
«Мамины помощники»
Цель: развитие словесной памяти детей.
Материал: предметные картинки (фрукты, овощи, игрушки, цветы, одежда,
посуда и т. д.)
Ход игры: «Я буду вашей мамой, а вы — моими помощниками. Я хочу
сварить для вас вкусный овощной суп. Вовочка, сыночек, принеси мне для
супа капусту, морковку, картошку. Повтори, что мне нужно принести для
того, чтобы сварить суп?» Ребенок подходит к столу, где заранее разложены
все картинки, и выбирает те, которые ему нужны. Затем он показывает их
всем детям, а они вместе оценивают, правильно ли выполнено поручение.
Постепенно, при повторении игры, можно расширять число запоминаемых
слов (до пяти) и обогащать содержание устанавливаемых связей, например, к
овощам для супа добавляется кастрюля.