Татьяна Трусова
Картотека игр и упражнений по песочной терапии
▼ Скачать + Заказать документы
Песок — загадочный материал, обладающий способностью завораживать ребёнка своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.
Песочная терапия — одна из разновидностей игровой терапии.
Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.
Публикация «Картотека игр и упражнений по песочной терапии» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с песком
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
Игра с песком – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Именно поэтому, мы педагоги, можем использовать игры с песком в процессе занятий, целью которых является математическое развитие, развитие речи, обучение конструированию.
Упражнение «Здравствуй песок».
Цель: знакомство детей с песком, его свойствами.
Педагог просит по «поздороваться» с песком, то есть различными способами дотронуться до песка, всей ладошкой – внутренней, затем внешней стороной; перетереть песок между пальцами, ладонями.
Упражнение «Чувствительные ладошки».
Цель: знакомство детей с песком, его свойствами.
Педагог предлагает детям положить ладони на песок, закрыть глаза, почувствовать, какой он. Открыть глаза, рассказать, что они чувствовали. Сделать то же самое, повернув ладони другой стороной. Скользить по поверхности песка как змейка или машина. Поиграть на поверхности песка как на пианино.
Упражнение "Песочный дождик".
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление; развитие тактильно-двигательного восприятия.
Инструкция: ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Упражнение "Необыкновенные следы".
Цель: развитие тактильной чувствительности.
1. "Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
2. "Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
3. "Ползут змейки" - ребенок расслабленными (напряженными) пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
4. "Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").
Упражнение «Отпечатки рук".
Цель: учить совместному действию; развивать тактильно-двигательное восприятие.
На ровной поверхности чуть влажного песка взрослый предлагает ребенку по очереди делать отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. При этом важно немного задержать руку, слегка вдавив ее в песок.
Упражнение «Норки для мышки».
Ребенок вместе с взрослым копает небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем педагог обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, педагог берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее «мышка-норушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек — зайчиков, лисят, медвежат и пр.
Упражнение «Я пеку, пеку, пеку».
Ребенок «выпекает" из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками гостей, кукол.
Упражнение «Заборчики».
Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка.
Упражнение «Игра на пианино».
Сначала предложить ребенку «исполнить произведение» на столе. Затем на песке. Обратить внимание на движение не только пальцев рук, но и кистей.
Упражнение «Собери грибы».
«Ты корзину в лес бери,
Там грибы мне собери.
Удивишься ты, мой друг:
«Сколько здесь грибов вокруг!»
Рыжики, волнушки
Найди-ка на опушке!»
Поочередно ребенок запускает руку в песок и ищет грибы. Количество грибов меняется с каждой игрой.
Упражнение «Хлеб».
Муку в тесто замесили,
А из теста мы слепили
Пирожки и плюшки,
Сдобные ватрушки!
Ребенок сжимает и разжимает песок кулачками («месит») Затем произвольно лепит изделия.
Упражнение «Загадка».
Педагог закапывает какую-либо игрушку в песок. Ребенок должен ее найти, и на ощупь узнать: что это или кто это?
Упражнение «Бусы для мамы».
«Что же делать? Где взять бузы для красавицы моей?
Ничего, я постараюсь, и сложу их поскорей!»
С помощью мелких цветных камушек, ракушек, фасоли ребенок выкладывает последовательно бусинки на песке.
Упражнение "Угадай пальчик".
Набираем сухой песок в ладонь и показываем детям, как он сыплется в песочницу и на подставленную ладонь. Затем просим детей закрыть глаза и сыплем им песок на пальчики. Просим показать пальчик, на который попал песок.
Упражнение «Такие разные настроения».
Цель: знакомств со способами и приемами рисования на песке, развитие эмоциональной сферы.
Детям предлагают нарисовать на песке лица с различными настроениями.
Игра «Картина из загадок».
Цель: развитие ориентировки на плоскости.
Детям предлагается разгадать загадки, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке так, чтобы получилась картина.
Загадки:
Желтая тарелка на небе висит, Желтая тарелка всем тепло дарит.
(солнце)
Ветер – пастушок затрубит в свой рожок,
Собрались овечки у небесной речки.
(облака)
Как над речкой, над рекой
Появился вдруг цветной
Чудо – мостик подвесной.
(радуга)
Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит.
(речка)
Она под осень умирает
И вновь весною оживает,
Иглой зеленой выйдет к свету,
Растет, цветет все лето.
Коровам без нее – беда:
Она их главная еда.
(трава)
Литература :
1. М. В. Кисилева «Арт-терапия в работе с детьми». – СПб, 2006.
2. Н. А. Сакович. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб. 2008.
3. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко «Игры в сказкотерапии». – СПб. 2008
4. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева Т. М. Грабенко «Чудеса на песке» практикум по песочной терапии. Из-во «Речь». – 2005.
5. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.